Произведения растрелли список. Растрелли франческо бартоломео. Эрмитаж в Царском селе

Русский архитектор итальянского происхождения, создатель «елизаветинского барокко».

Детство и юность

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже. Его отцом был известный придворный архитектор и скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Любовь к искусству Растрелли-младшему привили с самого раннего детства. Отец и не думал препятствовать тому, чтобы сын пошел по его стопам; более того, увлечение Бартоломео-младшего архитектурой в семье всячески поощрялось. В Париже, где Растрелли провел детство и часть юности, он и начал обучаться азам архитектуры. Как нетрудно догадаться, его первым учителем стал Растрелли-старший. Тогда пользовавшийся большим авторитетом при дворе, Карло Растрелли не мог подумать о том, что слава его сына однажды превзойдет его собственную, ведь сейчас при упоминании семейной фамилии первым действительно вспоминается Зимний Дворец, который однажды построит Растрелли-сын.

Флорентиец по происхождению, Карло Растрелли работал при дворе «короля-солнца» Людовика XIV, а после смерти последнего был приглашен работать в . Растрелли подписал контракт сроком на три года. Так семья Растрелли оказалась при петровском дворе. Здесь Бартоломео окончательно утвердился в выборе будущей профессии. Во многом сказалось влияние : в ту пору он во многом превосходил остальные европейские города. Даже стажировки за границей (считается, что юный Растрелли совершенствовал свои архитектурные навыки в Италии и Франции) не отбили у него охоту продолжать работать в Петербурге. Отец, видя стремление сына, старался всячески помогать ему. Растрелли помогал отцу проектировать Стрельнинский дворец, занимался отделкой интерьера во дворце .

Самой же ранней задокументированной работой Растрелли-младшего считается дворец , выполненный в стиле петровского барокко. Тогда его работа не привлекла особого внимания и оставила простых обывателей равнодушными, ведь подобных зданий в Петербурге было очень много. Самые выдающиеся работы Растрелли, прославившие его имя в веках, будут еще впереди.

Раннее творчество

В 1730 году Российскую Империю возглавила племянница . Новая императрица была известной любительницей роскоши и изыска, что не могло не сказаться на ее архитектурных предпочтениях. Оба Растрелли были вскоре приглашены на аудиенцию к Анне Иоанновне. Результатом встречи остались довольны и Растрелли, и сама императрица, решившая доверить Растрелли-старшему строительство сразу нескольких дворцов - в , а потом и в Лефортово. Отец Растрелли, который в первую очередь был скульптором, нежели архитектором, взял на себя руководство строительными работами, а Растрелли-младший занялся разработкой проектов. К тому времени полученные им образование и опыт как ничто другое помогли ему с честью справиться с возложенными на него крупными задачами.

Тем временем Анна Иоанновна начинает приближать к себе фаворитов, самым видным из которых станет герцог . Покровительство императрицы позволяет Бирону влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Империи. В 1732 году Бирон задумал выстроить манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом. Видя успехи юного архитектора, он без колебаний поручает это задание молодому Растрелли. Тогда же, в 1730-ые гг. Бартоломео Растрелли строит для герцога Бирона Рундальский дворец и дворец в Митаве. Все эти постройки были возведены в Курляндии и являли собой живые доказательства эволюции архитектурного мастерства Растрелли. Намечается тенденция к собственному стилю: теперь он тяготит к рельефным полуколоннам, постепенно отказываясь от пилястр и рустовки.

В этот же период Растрелли начинается проектирование Летнего и Зимнего дворцов. Как архитектор он вступает в пору своего расцвета. В 1732 году Растрелли женился и вскоре стал многодетным отцом: в его семье родились Иосиф Яков, Елизавета Катерина и Элеонора. Однако до зрелых лет дожила лишь одна дочь: Иосиф и Элеонора умерли в 1737-38 гг. от холеры, которая в то время свирепствовала в Петербурге.

Примечательно, что смена власти, вошедшая в историю под названием «эпоха дворцовых переворотов» практически не отразилась на карьере Растрелли. Более того, в 1738 г. он стал обер-архитектором с годовым жалованием в 1200 рублей и служебной квартирой в бывшем Зимнем дворце, где поселилась также его семья. Тогда именитый итальянец мог позволить себе практически все. Создавая роскошные постройки, он вел не менее помпезный образ жизни, пользуясь расположением императорской власти.

Вскоре на горизонте появляется новый интересный проект - строительство дворца для по поручению . Но завершить дворец Растрелли не успел, поскольку пришедшая в 1741 году к власти крайне не любила все немецкое, и связь Растрелли с Бироном и Минихом ей отнюдь не нравилась. Неприязнь новой императрицы дошла до того, что та велела не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату жалования и даже не давать ему новых строительных проектов. Однако не в характере Растрелли было пасовать перед трудностями.

Елизавета Петровна в жизни Растрелли

То недоверие, с которым новая императрица относилась к творчеству Растрелли, не сломило его характера. К тому времени он уже был достаточно известен в Петербурге, получал много заказов. Вдобавок как человек Растрелли прекрасно умел подстраиваться под окружающих, что очень пригодилось ему в общении с императрицей Елизаветой. Искусство дипломатии и помогло ему в итоге внушить доверие государыне, прежде относившейся к Растрелли с предубеждением.

Первым проектом Растрелли во время правления Елизаветы стал деревянный летний дворец в Петербурге, который, увы, не сохранился до наших дней. Тот период был для Растрелли на редкость плодотворным - он активно работал над в , проектировал Андреевский собор в Киеве, а в 1752-1757 гг. перестраивал Екатерининский дворец в . Помимо этого Растрелли успевал руководить работами по реставрации дворца в Стрельне.

Из последних грандиозных проектов Растрелли стоит выделить ансамбль и Зимний дворец. Несмотря на огромный потенциал, время Растрелли-архитектора подходило к концу - вместе с жизнью императрицы Елизаветы Петровны и эпохой блестящего, роскошного архитектурного стиля барокко.

Закат Растрелли

В 1761 году Елизавета Петровна скончалась. После ее смерти столь полюбившийся Петербургу барокко очень быстро вышел из моды, и Растрелли стал получать все меньше заказов. Взошедшая на престол быстро приблизила к себе архитектора Антонио Ринальди, который вскоре стал ведущим мастером при императорском дворе. Растрелли оказался не у дел. Роскошный образ жизни, который долгие годы вел архитектор, сменился острой финансовой нуждой. В 1762 году Растрелли уезжает в годовой отпуск в Италию, чтобы поправить здоровье. Там же он пытается найти нового заказчика: Растрелли по-прежнему был кормильцем своей семьи и пытался любым способом зарабатывать деньги. Вскоре до него доходит известие о том, что внутреннее убранство Зимнего дворца переделывает архитектор Вален-Деламот. Ему, Растрелли, даже не подумали доверить эту работу. Вскоре Растрелли и вовсе был уволен - императрица подписала указ об отстранении архитектора, правда, предоставив ему жалование в размере 1000 рублей в год.

В 1764 году некогда купающийся в славе и совершенно забытый теперь архитектор уехал из Петербурга. В Курляндии, где Растрелли вскоре появился со своей семьей, он достраивал некогда начатые им Митавский и Руэнтальский дворцы по заказу Бирона, недавно вернувшегося из ссылки. Последним проектом Растрелли считается курляндская усадьба Грюнхоф, которая была завершена после смерти архитектора другим автором - Йенсеном.

К сожалению, дальнейшая судьба Растрелли неизвестна. Последним местом, где жила семья архитектора, скорее всего, была Литва, но дата смерти Бартоломео и следы его могилы в дальнейшем теряются. Предполагается, что Франческо Бартоломео Растрелли умер в апреле 1771 года, поскольку этим месяцем датирован указ о выплате пенсии, которая была назначена наследникам Растрелли.

В память о достижениях архитектора его именем была названа площадь перед Смольным монастырем.


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1715 году прибыл с семьей в Санкт-Петербург по приглашению Петра I, где провел большую часть своей жизни. По проекту архитектора в городе построены выдающиеся архитектурные сооружения, в числе которых Зимний дворец, Строгановский дворец, Воронцовский дворец и др. Предположительно, скончался в Санкт-Петербурге.

Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов - подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.

Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) . Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных - в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.

Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале , заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.








План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале


Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве , нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.






Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы , который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).




Московский дворец Елизаветы , тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.


Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском . Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.


Среднерогатский дворец Елизаветы , на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.


Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца , 1746 год.


Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.






И последняя по времени из елизаветинских резиденций - Зимний дворец в Петербурге , 1753-1762 годы






Дальше растреллиевские интерьеры , в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.




Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны.




Триумфальная ниша для трона Елизаветы.




Павильон Эрмитаж в Царском Селе . 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован.


Павильон Грот тоже для Царского Села . 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку


Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе . 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта.

Второй окончательный вариант

Катальная Горка в Царском Селе , построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м.




Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века

Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз.

Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях.


План к этому варианту проекта


Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора . Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено.


Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова.

Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня , верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован.

Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание.

Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли...

Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах:
Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963
Франческо бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000
Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 - начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004
Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010
Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006

Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг,). Сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV и покинувшего Францию вместе с шестнадцатилетним юношей после смерти (1715 г.) короля. Архитектурно-строительный опыт Ф. Б. Растрелли приобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740- 1750-х годах.

К основным произведениям архитектора Ф. Б. Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (Ленинграде); дворцы в Курляндии (Латвия)-в Рундале и Митаве (Елгаве); дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы - Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе (Петро-дворце); Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. в России и эволюцию творчества замечательного зодчего. Смольный монастырь (1748- 1764 гг.) создан в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, но в его планировочную систему зодчий ввел принцип регулярности и симметрии, что, тем не менее, не помешало автору придать живописность широкой пространственной композиции с величественным пятиглавым собором в центре и четырьмя симметрично расположенными однокупольными башнеобразными угловыми церквами. Задуманная Растрелли по настоянию императрицы Елизаветы высокая(около 140 м) колокольня из-за Семилетней войны сооружена не была. Елизавета потребовала от зодчего возродить в облике собора русское традиционное пятиглавие и повелела строить Смольный собор по образцу Успенского собора в Московском Кремле. Необыкновенной живописностью и пластичностью форм отличается архитектура каждого здания (рис. 6.34) и интерьера в ансамбле Смольного монастыря, особенно самого собора. Внутренняя отделка собора не была закончена из-за Семилетней войны. Завершил строительство ансамбля в 1830-х годах выдающийся русский архитектор В. П. Стасов.

Андреевская церковь в Киеве (1747-1753 гг.), живописно венчающая возвышенность над Днепром, отличается необычно выразительным силуэтом, образуемым одним куполом и четырьмя главками на раздвинутых башенках. Строительство храма осуществлял архитектор И. Ф. Мичурин. Для украшения фасадов этой церкви были использованы декоративные детали, заготовленные в виде чугунных отливок для Смольного собора. К сохранившимся ранним дворцовым сооружениям Ф. Б. Растрелли относятся два дворца в курляндских поместьях Бирона - Рундале и Митаве (Елгаве), выстроенные в 1736-1740 гг. под непосредственным руководством зодчего. В архитектуре обоих дворцов в виде замкнутых каре отчетливо прослеживается сдержанность в использовании декоративных аксессуаров, все прочнее внедрявшихся в практику дворцового строительства стиля барокко. Оба этих дворца еще близки к архитектуре петровского времени, причем дворец в Елгаве несколько ближе к произведениям зрелой поры творчества Ф. Б. Растрелли, чем Рундальский дворец.

С падением Бирона строительство дворцов было приостановлено, и они были достроены при участии Ф. Б. Растрелли лишь в 1760-х годах

Дворец М. И. Воронцова - уже типичное произведение, присущее выработавшемуся «почерку» зодчего. Центральный трехэтажный ризалит богато поэтажно (первый и второй этажи) украшен сдвоенными пристенными колоннами, а окна - фигурными обрамлениями. Благодаря выразительной пластике центра с раскрепованной средней частью (три пролета) контрастно выделяется на фоне спокойно решенных крыльев, замкнутых концевыми ризалитами. Дугообразные переходы соединяют собственно дворец со служебными флигелями, фланкирующими двор и «стянутыми» оградой.

С. Г. Строганова (1752-1754 гг.) на Невском проспекте Это дворец городского типа с замкнутым двором-садом и декоративным обрамлением дворовых фасадов, скрывавшим хозяйственные строения. Фасады дворца, обращенные на Невский проспект (главный - с воротным проездом) и набережную Мойки, отличаются изысканной композицией с выделением их центров, по-разному решенными декоративными портиками и блестяще исполненными наличниками окон.

Первый этаж с горизонтальной рустовкой трактован как цокольный, несущий в раскрепованных портиках колонны большого ионического ордера, капители которых оригинально украшены гирляндами цветов и листьями аканта. На крыше этого дворца даже дымовым трубам приданы декоративные очертания в виде ваз.

Зимний дворец Основная императорская резиденция- Зимний дворец (1754-1752)- формировалась в течение многих лет, первоначально из нескольких дворцов петровских вельмож. Несмотря на такой длительный, сопровождаемый многими перестройками процесс, в окончательном виде он привел к ясной композиции в плане, состоящей из четырех компактных блоков и соединяющих их корпусов, охвативших внутренний замкнутый двор крестообразной формы Все три доступных обозрению фасада поражают разнообразием и вместе с тем гармоничным единством. Путем различных сочетаний ризалитов и портиков достигается объемность структуры трехэтажного здания, а разнообразное сочетанйе трехчетвертных колонн в портиках, раскреповки карниза, балюстрады и статуи на ней создают поразительную живописность, подчеркиваемую окраской стен (фон), колонн и декоративных деталей. несмотря на многообразие, не нарушают единства впечатления от всего здания. Главный замысел - грандиозную анфиладу вдоль невского фасада - ему осуществить не удалось, и все остальные помещения были отделаны уже после его смерти.

Большой дворец в Петергофе

отражают два этапа творчества знаменитого зодчего. Если во внешнем облике Большого дворца в Петергофе (Петродворце), коренным образом перестроенного им в 1745-1752 гг., еще сохраняются черты архитектуры первой трети XVIII .В 1747 г. арх. Ф.-Б. Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны приступил к коренной перестройке дворца, оставив без изменений лишь центральную часть петровских Верхних палат, укрупнив галереи и превратив боковые флигеля в корпуса. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, придворных церемоний и дипломатических приемов. Золоченая Парадная лестница вела в Танцевальный зал, украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами в стиле барокко.

В 1763–67 гг. классицист арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот декорировал Портретный зал картинами в «шпалерной развеске» и отделал два Китайских кабинета – западный и восточный, примыкавших к петровскому залу в центре дворца. В 1770–73 гг. ученик Растрелли, арх. Ю. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, используя приемы рококо, никальное фонтанное сооружение, одно из самых красивых в мире архитектурных сооружений - Главный (Большой) каскад Петергофа. Большой каскад состоит из трех самостоятельных лестничных каскадов с семнадцатью водопадными ступенями и объединяющего их грота. Украшают каскад 37 статуй, 29 барельефов и более 150 мелких декоративных украшений. Неизгладимое впечатление производят 64 фонтана ансамбля Большого каскада, которые одновременно выбрасывают 142 струи воды самой неожиданной формы. На всех посетителей он оказывает завораживающее действие.

Второй этап творчества растрелли(Большой(Екатерининский)дворец в Царском селе)-когда архитектура представляется как апофеоз декоративности и щедрости живописных композиционных приемов. Б. Растрелли реконструировал в 1752-1757 гг., искусно сохранив многое, сделанное его предшественниками, но обогатив здание де коративными элементами и новыми композиционными приемами. Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты - в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.

Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком

После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.

Дворец Шафирова (1720)

Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон

Дворец князя Димитрия Кантемира (на месте дома N 8 по Дворцовой набережной и дома N 7 по Миллионной улице). 1721 - 1727 гг., архитектор Ф. Б. Растрелли.Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.В 1721 - 1727 гг. Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу - дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.


Особняк Громова

Анненгоф: Летний дворец А. И. (москва)Летняя резиденция рядом с Головинским дворцом на берегу Яузы была построена по проекту Ф. Б. Растрелли в 1731 году. - деревянный дворец на каменном фундаменте- огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной- двухэтажное здание, план из 4-х корпусов - вытянутость по горизонтали- имел несколько корпусов, имеющих пониженный объем в отличие от центральной части дворца. - симметричность в ориентации дворца -вместе с боковыми крыльями дворца флигели образуют замкнутый внутренний двор, так называемый курдонер. Также существовал Зимний Анненгоф (деревянный) был построен по проекту Растрелли в 1730 году в Кремле и перенесён на место по соседству с Летним Анненгофом в 1736 году. Многократно перестраивался.

Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом

Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли - старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.


Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками

В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.

Зимний дворец А. И. в С-П Начало строительства в 1732. Растрелли впервые создавал столь крупное каменное сооружение: в нём насчитывалось четыреста шестьдесят залов и комнат. Зимний дворец должен был стать новой резиденцией императрицы и самым значительным сооружением Петербурга. - Он возводился трёхэтажным, выше всех зданий, стоявших на набережной Невы. - Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит в значительной степени не только от расстановки колонн и различий в композиции фасадов, но и от декоративного убранства. - Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. Замысел Растрелли в основном сводился к следующему. По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца.-интерьеры в стиле барокко. анфиладное построение парадных покоев.В Зимнем дворце Р появляются симптоматично новые элементы, в частности, круглые рустованные колонны, поддерживающие балкон парадного этажа; появляется скульптура фронтона, появляется стремление объединить окна по вертикали. Тронный зал, для его оформления Р использует довольно развитый барочный репертуар.В интерьерах ЗД Р выступает более активно, в развитом пластически духе барокко, нежели в фасадах.

Современный Зимний дворец

В Зимнем дворце(1754-1764), сооружавшегося взамен прежнего здания, также построенного Растрелли, перед зодчим стояла новая задача: построить дворец, который по своему значению и арх-ре должен был господствовать в ансамбле столичного города. Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором. (он предложил перед дворцом расположить круглую площадь, оформленную периметральной колоннадой, в центре площади должен был быть установлен памятник, который теперь стоит в другом месте (конный монумент, сделанный отцом Растрелли).)

Мощный архитектурный массив дворца разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Развивает один мотив, но различны ритмические построения. Со стороны Невы боковые ризалиты сделаны очень широкими, в средней части отметил вход - трехпролетный колонный подъезд, подчеркнув, таким образом, в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. Широко расставленные колонны и широкие окна => спокойная ритмическая композиция, т.зр. с Невы.С противоположной стороны применил обратный прием: ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади.

Йорданская лестница также творение Растрелли

Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и сильно разработана пластика фасадов дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, с множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; Низ - цоколь. Колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Вертикальное построение поставленных друг на друга колонн продолжено размещением скульптуры на парапете.

В тот же год Франческо женится, вскоре у молодой семьи рождаются дети - погодки Иосиф Яков (1733 г.), Елизавета Катерина (1734 г.), Элеонора (1735 г.) Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 - 1738 гг.

Митавский дворец

Две следующие работы, сделанные в сер. 30-х гг. сделаны для герцога Бирона в его Курляндских имениях. Бирон построил их у себя на родине - Митавский дворец(1738-42). За исключением этого периода большая часть построек Р документирована графически. Архитектура Растрелли дошла до нас в хорошей сохранности. Между нами масштабная постройка из трех корпусов с парадным двором, тяготеющим к замкнутости. Ограды оформляют въезд в пространство дворца. С одной стороны Растрелли тяготеет к замкнутой, сосредоточенной на себе структуре, с другой - выявляет один доминирующий элемент - вытянутый центральный корпус выявляет себя в композиции окружающих пространств самостоятельно за счет своей фасадной части.

Рундальский дворец

Загородная усадьба Бирона в местечке Рундаль(1736)-вторая значительная садово-парковая работа Р (вместе с Анненгофом). Дворец еще более характерен - он имеет каре-образный план из 4-х корпусов, напротив располагаются конюшни. К дворцу примыкает развитая дворцовая композиция, она имеет особенности несколько иные, чем сад в Анненгофе. Здесь абсолютно незастроенная часть территории, поэтому прилегающий лес Растрелли включает в композицию ансамбля, весь комплекс в целом при этом создается на абсолютно плоской территории.

Наличие плоского участка позволяет Растрелли использовать основные приемы французского паркостроения: использует пятилучевую систему аллей, сходящихся у фасада. В эту лучевую композицию вставляет регулярные парковые части. Особенность парка - наличие обводного канала, не характерного для французского парка. Дворцовый комплекс состоит из двух основных построек: каре-образного дворца и прямоугольного с внутренним двором комплекса конюшен. Р создает развитые анфиладные композиции - 2 параллельные анфилады вводит в каждый корпус. В центральной части парадного (торцевого) корпуса вход располагается в центре, здесь находится парадный вестибюль, но лестницы разнесены в правую и левую части внутренних пространств. Вестибюль позволяет пройти его насквозь и выйти в парк. Арх язык: постройки Растрелли отличаются эстетикой архитектурных деталей. Специфика фасадного решения практически такая же как и в Митаве, пилястры использует только в выступе центрального ризалита, работает с оконными проемами. Растрелли придерживается того общего стилистического направления, которое характерно для аннинского времени в целом - архитектура плоская, не пластичная, сдержанная в своей фасадной редакции.

В 1738 году он становится обер-архитектором, ему положено жалование в 1200 рублей в год, служебная квартира в бывшем Зимнем дворце.

В Петербурге по поручению нового фаворита Миниха зодчий приступил к проектированию дворца для Анны Леопольдовны. Завершить этот проект ему не пришлось, пришедшая к власти Елизавета питала неприязнь ко всему немецкому и ей не по душе была связь Растрелли с немцами Бироном и Минихом. В 1742 году Елизавета Петровна приказывает не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату его жалования и поручений ему по строительству не давать.

Анничков дворец

Но Франческо Растрелли не отчаивался, он видел пристрастие новой императрицы и ее двора к изысканности и роскоши и понимал, что никто, кроме него, соответствовать запросам императорского двора не сможет. Так и вышло: вскоре императрица уже поручает архитектору закончить строительство Летнего дворца, начатого им для Анны Леопольдовны, затем, в 1744 году, - еще одно строительство нужно доводить до конца. На этот раз речь идет о начатом Земцовым Аничковом дворце, продолженном после него не угодившем вкусу императрицы Дмитриевым.

Большой Петергофский дворец

Для Елизаветы П етровны идея Петергофа была связана с идеей мемориального ансамбля, это единственная загородная резиденция, которой Петр придал официальный характер, его Версаль. Композиция парка Петергофа была довольно развитой и сложной, а дворец был достаточно маленьким. Размеры Петергофского дворца для аннинского времени были уже абсолютно неприемлемы. Петровский дворец в Петергофе - Растрелли реконструируя его, должен был сохранить петровское лицо, ауру времени. Поэтому перед зодчим стоит задача видоизменить, сохранив его лицо, - расширить дворцовый комплекс. Растрелли видоизменил масштаб, сохранив иконографию: пристроил боковые корпуса, поставил новые павильоны (один для церкви, другой светский), соединил их галереями, надстроил центральный корпус и пристроенные к нему объемы третьим этажом

В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо считает своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решает расширить Петергофский дворец и поручает работы в Петергофе Растрелли. Один за другим архитектор создает проекты перестройки, окончательный вариант которой утверждается 23 января 1749 года и на протяжении трех лет Франческо Бартоломео руководит этим строительством.

Церковь Петергофа

Архитектор выполняет огромнейший объём работ, но Елизавета не спешит возвращать ему звание обер-архитектора, да и жалование остается прежним. Растрелли решается на хитрость, - объявляет о своём отъезде из России, и только после этого он возвращает себе желанное звание и теперь уже 1500 рублей жалования в год.

Санкт-Петербург, Россия. Воронцовский дворец на Садовой.

Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

Павильон «Грот» в Екатерининском парке Царского Села

Павильон "Эрмитаж" в Екатерининском парке Царского села

В последующие годы им создаются такие шедевры, как дворец Воронцова (1749 - 1752 гг.), Строгановский дворец (1753 - 1754 гг.), Екатерининский дворец, перестройка (1752 - 1757 гг.), павильон «Эрмитаж» (1748 - 1752 гг.), грот (1755 - 1762 гг.) в Царском Селе (г. Пушкин), дворец в Ропше. Самые известные работы Растрелли тех лет, - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 1757 гг.) и Зимний дворец (1754 - 1762 гг.) с его знаменитой Иорданской лестницей.

Понемногу излюбленный им роскошный стиль русского или елизаветинского барокко начинает уходить в прошлое. В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитали его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходит и заказов у Растрелли все меньше.

Андреевская церковь, Киев

Иконостас Андреевской церкви

Мариинский дворец,Киев

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей. В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге.Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

Дом В.В. Энгельгардта: Невский проспект, 30 / набережная канала Грибоедова, 16, Центральный район, Санкт-Петербург

Большой гостинный двор

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Грот Растрелли в Лефортово

10 августа 1762 года Екатерина II отправляет обер-архитектора на год в отпуск для лечения в Италию. Там Растрелли пытается найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнаёт, что архитектору Валлен-Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор уволен с назначением 1000 рублей в год пенсиона. В 1764 году Растрелли с семьей покидает Петербург и отправляется в Курляндию, где занимается строительством Руэнтальского и Митавского дворцов в Елгаве.

Интерьеры Растрелли

Екатерининский дворец


Реконструкция янтарной комнаты Екатерининского дворца

Также все интерьеры Рундальского дворца

Фонтан "Коронный".

Летний сад: Дворцовая набережная, Центральный район, Санкт-Петербург

Память о Растрелли
Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге;

Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 г. по проекту Марии Литовченко.

Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.).

Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца.

Расстрелли в скульптурной композиции"Памяти архитекторам Петербурга"ст. м. "Горьковская", в парке ближе к Арсенальскому каналу
Источники

Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 224

Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества.. — Л.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строит. материалам, 1963.

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли , архитектор и скульптор, в 1716 году приехал с семьёй в Россию, так как после смерти короля Людовика XIV для него во Франции не оказалось работы. В контракте, подписанном Бартоломео Растрелли 19 октября 1715 года, указывалось, что "господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года..." [Цит. по 1, с. 208]. Таким образом в 16 лет Франческо оказался в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.

В дореволюционной и советской литературе архитектора часто называют Варфоломеем Варфоломеевичем. Такое прозвище ему дали те, кому было непривычно или неприятно использовать иностранные имена. Сам же зодчий подписывал почти все документы по-французски: "de Rastrelli" или "Fransois de Rastrelli", то есть Француа де Растрелли. На итальянский же манер правильно будет его называть Франческо Бартоломео Растрелли.

Первым адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Летом 1717 года они переехали в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпелерной), который ранее принадлежал вдове старшего брата Петра I царице Марфе Матвеевне.

Франческо Бартоломео Растрелли учился мастерству у своего отца. До 1970-х годов считалось, что он уезжал в Италию или Францию на учёбу. Но подстверждающих это документов не существует. Скорее всего, этой поездки не было. Растрелли-младший был подмастерьем Растрелли-старшего. Через много лет, составляя перечень всего им сделанного, он причислит к своим работам и те, которыми руководил его отец. В петровское время Франческо помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.

Стоит отметить, что Бартоломео Карло Растрелли всё же был больше скульптором, чем архитектором. Вероятно, в их совместной работе ярко проявлялся архитекрурный талант сына, который умело развивал и направлял в нужное русло отец.

В 1721-1727 годах Франческо Бартоломео Растрелли выполнил свою первую работу - дворец Антиоха Кантемира . Итальянский мастер впоследствии станет в России самым заметным архитектором эпохи барокко. Но эта его работа хоть и талантливая, но работа ученика. Дворец Кантемира был построен в стиле североевропейской архитектуры, а не итальянской или французской.

Семья Растрелли не потеряла заказчиков и после смерти Петра I. Даже враг Меншикова князь Долгоруков заказывал у них проект своего дворца.

Талант итальянца Растрелли не пропал и при взошедшей на русский престол племяннице Петра I Анне Иоанновне. Она истосковалась по роскоши и требовала для себя всего самого изысканного. Бартоломео Карло Растрелли умело этим воспользовался, поехав вместе с сыном на аудиенцию к новой императрице в Москву ко дню её коронации 28 апреля 1730 года. После встречи с архитектором она заказала ему строительство своего дворца (Анненгофа) в Кремле, а затем и в Лефортово. Растрелли-старший руководил строительством, а Растрелли-младший составлял проекты.

В 1732 году Франческо Бартоломео Растрелли поручили построить манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей . Заказ даёт Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Параллельно с этим семья Растрелли занимается проектированием новых Летнего и Зимнего императорских дворцов.

Примерно в это же время архитектор женился на некой девице Уоллес. Молодая семья поселилась в доме Бартоломео Карло Растрелли. В начале марта 1733 года у Растрелли родился сын Иосиф Яков, в последних числах 1734 года - дочь Елизавета Катерина де Растрелли, а в конце октября 1735 года - дочь Элеонора.

Бирон стал первым частным заказчиком архитектора. Осенью 1734 года он предложил Франческо Бартоломео Растрелли заняться возведением дворца в Курляндии, на что зодчий с удовольствием согласился. Это стало его первой крупной самостоятельной работой. Дворец Бирона в Руентале - самое раннее из сохранившихся творений Растрелли, созданное в 1736-1739 годах. В этом проекте Растрелли впервые для себя создал въездную башню-колокольню, что позже повторил в проекте Смольного монастыря .

В декабре 1737 года умер от холеры сын архитектора Иосиф Яков. 6 января 1738 года - дочь Элеонора.

В 1737 году Бирон стал герцогом Курляндским. Ему потребовалась ещё более роскошная резиденция, создание которой вновь было доверено Франческо Бартоломео Растрелли. Заказчик не был стеснён в финансовых средствах, что позволило архитектору полностью раскрыть свой талант. Дворец в Митаве строился с 1738, по 1741 год, до отправки Бирона в ссылку.


В 1738 году Растрелли наконец стал обер-архитектором с жалованием в 1 200 рублей в год. То, чего так желал Бартоломео Карло Растрелли при приезде в Россию, добился его сын спустя 22 года. При этом Растрелли-младший получил служебную квартиру в бывшем Зимнем дворце Петра I.

После сметри Анны Иоанновны в судьбе семьи Растрелли ничего не должно было измениться. Регентом малолетнего царевича Иоанна Антоновича стал хорошо им знакомый Бирон. Не повлияла на их судьбу и перемена власти в ноябре 1740 года. Регентшей стала мать царевича Иоанна принцесса Анна Лепопольдовна, при которой власть получил Миних. Этот немец также благосклонно относился к Растрелли, как и Бирон.

По указанию Миниха Франческо Бартоломео Растрелли бросил недостроенный дворец в Митаве и прибыл в Петербург. Несмотря на то, что архитектор писал прошение об оплате его работы в Курляндии, Миних не желал тратить казённые деньги на дворцы Бирона. Поэтому эта работа Растрелли осталась без оплаты.

В Петербурге зодчий начал проектирование нового дворца для Анны Леопольдовны. Но завершать этот проект он не спешил, так как мимо него не прошли слухи о возможной скорой смене власти. Так и произошло. В результате очередного дворцового переворота на престол взошла дочь Петра I Елизавета.

При новой власти из России выметается всё немецкое. Связи Растрелли с Бироном и Минихом не остались незамеченными приближёнными императрицы. В начале 1742 года Елизавета Петровна приказала графское достоинство Растрелли в России не признавать, задержать выплату его жалования, никаких поручений по строительству ему не давать.

В такой ситуации любой иностранец уехал бы из России. Но не Франческо Бартоломео Растрелли. Он понял, что его талант не может не быть востребован Елизаветой Петровной. Она, как и Анна Иоанновна, любила ту роскошь, которую создавал стиль барокко. Строительство дворцов при дочери Петра стало настоящей политикой. Вслед за ней обустраивать свои резаиденции стремились и её приближённые. А непревзойдённым мастером стиля барокко в России был только Растрелли. Другие зодчие здесь в то время были или слишком молоды, или не столь мастеровиты.

Растрелли не ошибся. Сначала императрица доверила ему довести до конца строительство Летнего дома, начатого им при Анне Леопольдовне. В этот Летний дворец поселилась сама Елизавета. В 1744 году архитектор принял участие в строительстве Аничкова дворца , начатого Земцовым . После смерти Земцова в 1743 году дворцом занимался Г. Дмитриев, но он не мог удовлетворить вкус императрицы.

В 1744 году Елизавета Петровна отправилась в путешествие по Малороссии, родине её фаворита Алексея Разумовского. 29 августа она прибыла в Киев. В этом древнем городе она повелела строоить храм в честь Андрея Первозванного и путевой дворец для своих следующих визитов. Проектирование этих объектов было поручено архитектору Шеделю , который через год предоставил на высочайшее рассмотрение проекты. Их императрица не одобрила, передав проектирование Растрелли. Он составил чертежи, но на само строительство у него не было времени. Руководство работами доверили архитектору Ивану Фёдоровичу Мичурину. В процессе строительства ему пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, которые не учёл Растрелли.

18 ноября 1744 года умер Бартоломео Карло Растрелли. На следующий день Франческо Бартоломео донёс в Канцелярию от строений о готовности к отливке конной статуи Петра I , которую создал его отец. Архитектор взял на себя окончание создание монумента, что счёл своим долгом перед отцом.

В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы в Петергофе были поручены Франческо Бартоломео Растрелли. Когда-то Леблон отстранил от архитектурных дел в Петербурге его отца, а теперь Франческо Бартоломео продолжал работу Леблона. Первый проект перестройки был готов уже 6 марта, 7 мая 1747 года - следующий. Окончательный вариант Растрелли создал к 23 января 1749 года. Строительство в Петергофе Растрелли вёл ещё три года.

При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. При этом звания обер-архитектора ему не возвращали и жалование не увеличивали. Пришлось Растрелли схитрить - он объявил о своём отъезде из России. Только после этого, 4 ноября 1748 года Растрелли получил звание обер-архитектора с жалованием 1 500 рублей в год. По всей видимости, из России Растрелли уезжать и не собирался.

Работы Франческо Бартоломео в 1748 году [Цит. по 1, с. 267]:

  • проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, где "все апартаменты внутри были украшены золочёной лепкой и живописью на плафонах в зале, галерее и парадной лестнице";
  • проект Смольного монастыря
  • строительство дворца в подмосковном селе Перово;
  • проект сооружения Андреевского собора в Киеве;
  • завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев и мебели специально для этого дворца;
  • проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге;
  • украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов;
  • (вероятно в этот же год) проект путевого дворца в Киеве, дворец Шепелева на Миллионной улице .

В этом же году после пожара в Кунсткамере к Растрелли обратились с просьбой восстановить восковую фигуру Петра I. Зодчий согласился, воссоздав труд своего отца по сохранившимся старым формам.

С Растрелли в разное время сотрудничали архитекторы С. И. Чевакинский , К. И. Бланк, И. Ф. Мичурин, А. П. Евлашев, В. И. Баженов . Со стороны архитекторов не сохранилось ни одной жалобы на Растрелли.


В 1748 году императрица Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила это Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Однако и уже созданное является одним из самых значительных творений архитектора.

В 1749 году Растрелли начинает принимать участие в строительстве Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. Первоначально работы заключались лишь в переделке старого здания, однако с 1752 года архитектор начинает новую перестройку всего комплекса. Екатерининский дворец стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельский павильон Эрмитаж. Он же создал здесь и павильон Грот.

В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова.

С 1752 по 1754 года по проекту Растрелли строился дворец Строгановых . Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. Он заказал портрет Растрелли у художника П. Ротари, приехавшему в Петербург, чтобы написать портреты членов императорской семьи.


16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца , строительство которого было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Из проектов переустройства Зимнего дома Анны Иоанновны вырос проект строительство новой императорской резиденции. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Перед началом строительства Зимнего дворца для Елизаветы Петрованы всего за несколько месяцев 1755 года была построена временная резиденция, обустройством которой занимался также Растрелли.

В середине 1750-х годов семья Франческо Бартоломео Растрелли переселилась на Невский проспект , в дом Саблукова (ныне дом №). К этому времени дочь архитектора Елизавета вышла замуж и вместе с супругом обитала в доме своего отца. Большая семья требовала больших денег. Растрелли помогали многочисленные частные заказы. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева.

В 1758 году по проекту Франческо Бартоломео началось строительство Гостиного двора на Невском проспекте.


Несмотря на постоянную занятость, денег всё-таки не хватало. Ведь должность обер-архитектора требовала ещё и присутствие на маскарадах два раза в неделю. Постоянно дорожали товары, а жалование оставалось прежним. Некоторые из помещений арендуемого дома, а может быть и целые флигеля, Растрелли сдавал в субаренду. В 1760 году в "Санкт-Петербургских ведомостях" публиковались объявления о продаже картин и лошадей. Архитектор продавал свои ценности.

В 1760 году отношения Растрелли с императрицей охладились из-за медленной реализации руководимых им проектов. Зодчий не был в этом виноват. Большие деньги в это время тратились на ведение войны. Финансирование петербургских строек было слишком скудным. 15 и 26 января 1758 года Сенат снимал со строек Зимнего дворца и Смольного монастыря кузнецов, ибо некому было оковывать колёса пушек. Но Елизавету Петровну это мало волновало. Вскоре было приостановлено и строительство Гостиного двора. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. Денег не хватало и на этой стройке. В 1761 году строительство Гостиного двора возобновилось, но уже по другому проекту.

25 декабря 1761 года скончалась Елизавета Петровна, так и не успев поселиться в Зимнем дворце. Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды. Он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.

Пётр III правил совсем не долго. Уже летом 1762 года к власти пришла Екатерина II. При новой императрице итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко вышел из моды. 10 августа Растрелли был отправлен в отпуск "для пользования болезни в Италию на год с выдачей полного жалования без вычету" с разовой выдачей ему 5 000 рублей.

Спустя год Франческо Бартоломео Растрелли вернулся в Петербург. Здесь он узнал об отъезде из России Ивана Ивановича Шувалова и канцлера Воронцова, а так же о том, что приглашённый в Петербург французский архитектор Валлен-Деламот переделывает интерьеры Зимнего дворца. 23 октября 1763 года императрица подписала указ об отставке обер-архитектора, назначив ему пенсию 1 000 рублей в год.

В Петербурге у Растрелли не осталось заказчиков. Но в Курляндию вернулся из ссылки Эрнст Иоганн Бирон. В конце марта 1764 года жена и дочь Растрелли уезжает к герцогу, так как тот решил завершить строительство дворца в Митаве. В августе за ними отправился Франческо Бартоломео.

В 1766 году по настоянию своего сына Бирон пригласил для работы в своей резиденции молодого датского архитектора Северина Иенсена.

24 февраля 1769 года Франческо Бартоломео Растрелли направился в Италию для закупки в Венеции, Флоренции и Милане картин италянских живописцев. В следующем году он привёз в Петербург для продажи 33 полотна. Одновременно с этим он направил в Академию художеств прошение об избрании его почётным вольным общником. 9 января 1771 года Академия удовлетворила такую просьбу.

Франческо Бартоломео Растрелли умер в 1771 году. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: "архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются". Точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными.



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...