Вилла д’Эсте (Villa d’Este): мы в Италии, детка! Мои путешествия Вилла д эсте режим работы

Вилла д’Эсте - самый знаменитый дворцово-парковый комплекс Италии. Находится на окраине города Тиволи, в двух часах езды от Рима на машине. Именно это место служило прообразом создания Петергофа, а Петр I стремился, чтобы фонтаны Санкт-Петербурга превзошли фонтаны виллы д’Эсте. Она по праву занимает свое место в ряду великих европейских усадьб.

История Виллы в Тиволи

Создание виллы предписывают кардиналу Ипполиту II. В 1550 году он назначен губернатором города Тиволи. Получив в дар уже существующую виллу, он решил усовершенствовать ее архитектурный облик и разбить большой парк на крутом склоне. Этим занялся архитектор и археолог Пирро Лигорио. Богатство убранства виллы призвано подчеркнуть место приюта музыкантов, художников и литераторов. Стены залов украшены лепниной, фламандскими гобеленами, римской бронзой и античными статуями. В XVIII веке вилла пришла в запустение, а после Первой Мировой войны отошла в собственность государству.

Фонтаны Виллы д"Эсте

Сад виллы д’Эсте имеет определенную символику, затрагивающую политику и философию. Извечная тема выбора добродетели или порка фигурирует в скульптурах древнеримских божеств. Фонтаны сада не оставляют равнодушным никого, а в XVI веке стала наивысшим достижением техники. Парк состоит из трех частей, объединенные между собой тремя аллеями. Фонтан Органа знаменит своим необычным звучанием: струи воды, которые в него попадают создают необычную мелодию.

Фотографии



Villa D"este (tivoli) roma

Вилла на карте


Villa D"este (tivoli) roma

Полезная информация

Входной билет стоит 8 евро, позволяет посетить парк и выставку в покоях виллы д’Эсте. Время работы с октября по апрель с 8:30 до 16:00, с мая по сентябрь с 8:30 до 19:45.
Villa d"Este
Piazza Trento, 5
00019 Tivoli RM
Italy
+39 0774 312070
villadestetivoli.info

Вилла д’Эсте в Тиволи: все залы виллы с описаниями и все фонтаны с фотографиями + карта, план, история кардинала д’Эсте и полезная информация.


Вилла д’Эсте это большой особняк с садом, который находится в Тиволи, пригороде Рима. Она известна благодаря саду в стиле итальянского Ренессанса с многочисленными фонтанами. Сейчас вилла д’Эсте причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО и принадлежит государству.











Адрес:
Италия, Тиволи, площадь Тренто, 5
Piazza Trento, 5, Tivoli, Italy (Italia)

Название на итальянском:
Villa d’Este

Название на английском:
Villa d’Este

Время работы:
Вторник – воскресенье: с 8:30 до 19:45 (расписание немного меняется в зависимости от сезона)
По понедельникам: с 14:00
Иногда вилла дополнительно открывается по вечерам и по понедельникам (см. сайт, раздел «news»)
Выходные: 1 , 1 , 25
Фонтан Органа первый раз играет в 10:30 и потом через каждые два часа
Фонтан Совы временно (2017) не работает

Телефон:
(+39 04) 127 19 036 (где 39 — телефонный код Италии)
Телефон для звонков по Италии: 199 766 166

Факс:
(+39 04) 127 70 747

Древние никогда ничего не строили просто так. Никому бы даже и в голову не пришло камень на камень положить, если бы в этом не было ИДЕИ. Ну, а что, такие тогда были времена — человечество практически бурлило от идей, нужно же было их как-то выплескивать! Вот одним из таких выплесков и стал феномен итальянской виллы эпохи Возрождения. Казалось бы, ну что может быть банальней — загородная вилла! Сильные мира сего тоже люди, им тоже нужно где-то отдыхать… Но это наш XXI век с его упрощенным сознанием воспринимает загородный дом как место индивидуального сельхозпроизводства и выпаса подрастающего поколения. И дело тут даже не в наличии или отсутствии денежных средств… дело в отсутствии ИДЕЙ. Но слава богу, так было не всегда.

Кардинал Ипполито д`Эсте был сыном Лукреции Борджиа и, стало быть, внуком печально известного папы Александра VI Борджиа. Свою фамилию он получил от отца Альфонсо, представителя древнего и могущественного рода д`Эсте, который (разумеется, по версии самих его представителей) восходил аж к самому Карлу Великому. Поэтому совершенно неудивительно, что карьера мальчика была, а) церковной б) весьма стремительной. Уже в 2 года мальчик получил сан епископа, в 10 лет — архиепископа, а в 30 стал кардиналом. Но великодержавные амбиции Ипполито на этом не заканчивались — он ни много ни мало метил в папы, и даже участвовал в конклаве 1549—1550 гг. в качестве кандидата. Честолюбивым мечтам не судьба была сбыться — и разочарованный кандидат отбыл восвояси в городок Тиволи в 30 километрах от Рима, в который он как раз недавно был назначен губернатором. И дабы немного забыться от политических треволнений — решил построить себе виллу.

Надо сказать, что помимо всего прочего кардинал д`Эсте был весьма образованным человеком, меценатом и ценителем прекрасного. Но также и большим любителем роскоши — все, что его окружало, обязано было быть неизменно великолепным. Но эпоха Возрождения не была бы эпохой Возрождения, если бы все ограничивалось только внешним блеском.

Вечный Город никогда не порывал связи с античностью — а особенно в эпоху Ренессанса, когда интерес к античному наследию как к абсолютному идеалу заполнил собой все сферы жизни от литературы до скульптуры, живописи и архитектуры. Поэтому активное строительство вокруг Рима загородных вилл, полностью повторяющих собой античную традицию — это этакий своеобразный «genius loci», продиктованный памятью места. Возможно, это всего лишь совпадение, а может быть и нет — что Ипполито д`Эсте принял решение о строительстве своей виллы не где-нибудь, а в древнем Тибуре — городе, в свое время соперничавшем с самим Римом, да еще и по соседству со знаменитыми античными виллами Адриана и Грегориана. Приглашенный им для реализации этой задачи неаполитанский архитектор Пирро Лигорио — могло ли это быть случайностью? — как раз руководил раскопками этих самых вилл. Еще одна маленькая историческая параллель — где-то там, где сейчас находится вилла, ранее был древний языческий храм Геркулеса Виктора — а представителям рода д`Эсте нравилось считать, что их род восходит корнями к этому герою «без страха и упрека». Это вообще была распространенная тема в те времена — благородные аристократические семейства приписывали своим родам происхождение от какого-нибудь античного героя. ИДЕЯ уже вырисовывается, не правда ли? Во всяком случае, у кардинала Ипполито она родилась довольно быстро.

Повторюсь — род д`Эсте был древним и уважаемым. Они не были ни нуворишами, ни выскочками на политическом горизонте Рима — поэтому кардинал Ипполито не видел необходимости в прямом и откровенном восхвалении себя любимого и своего рода. Мол, пусть там всякие Фарнезе с Киджи изображают себя Александрами Великими, нам, истинно великим, это не к лицу…. На нашей стороне — историческая правда, уходящая корнями в классическую античность. И если Ипполито д`Эсте ассоциировал себя с Гераклом — то его вилла задумывалась как сад Гесперид, уединенное место где-то в Гиперборее, где и хранятся волшебные яблоки — а в нашем случае добродетели, дарованные Гераклу-кардиналу: благоразумие, умеренность и воздержание. Как говорится, звезды сошлись — если великая ИДЕЯ, рожденная в мозгу если не гениальном, то уж как минимум выше среднего, находит достойного исполнителя и неограниченные ресурсы для ее воплощения — разве может результат быть посредственным??? И даже если не брать в голову все эти историко-философские выкладки — вилла д`Эсте это подлинный шедевр, место просто уникальное по красоте и гармоничности, не даром ее образ впоследствии старательно тиражировали все что-нибудь из себя представляющие монархи Европы, от Людовика XIV до Петра I.

Вилла д`Эсте выстроена на склоне холма рядом с маленьким средневековым городком Тиволи — и с ее террас открываются чарующие виды на холмы и долины Кампаньи

Выдался прекрасный день для посещения садов виллы д"Эсте в Тиволи. Город Тиволи примерно в 30 километрах от Рима. Виллу д’Эсте задумал и построил кардинал Феррары Ипполит д’Эсте, сын знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Вилла привлекает в Тиволи тысячи туристов. Вряд ли кардинал Ипполит д’Эсте предполагал такое развитие событий, когда в 16 веке решил возвести в Тиволи свою резиденцию.

Удивительно, как воздух летом меняется, стоит отъехать всего час от Рима, даже если вы на небольшой высоте, на которой находится Тиволи - всего лишь около трехсот метров над уровнем моря. Это объясняет страсть античных римлян к загородным виллам, а также постоянные летние переезды Плиния, Горация, Мецената и других известных римлян. Все они от берегов Тибра стремились на холмы.

Когда Ипполито д’Эсте было 10 лет, был назначен архиепископом Миланским, а в 30 лет, по просьбе французского короля Франциска Ⅰ, Папа Римский Павел ⅠⅠⅠ удостоил его званием кардинала. И вскоре был назначен губернатором Тиволи в 1550 году.Тогда он и задумал построить виллу, которая бы стала копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме.Если римский дворец должен был служить для приемов, то резиденция в Тиволи должна была обеспечить приятный сельский уют.

В своем расположении Ипполит д"Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио, и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались с такой скоростью, что здания и аллеи появлялись и росли с быстротой, которую можно было бы определить современной даже по сегодняшнему стандарту. Ипполито скончался в 1572 году, и виллу унаследовал сперва кардинал Луиджи, и затем кардинал Алессандро д"Эсте вплоть до 1624 года. Оба они обогатили виллу новыми фонтанами, выбирая на конкурсах лучших мастеров того времени. Особенно заметен вклад Лоренцо Бернини при кардинале Аллесандро. Впоследствии вилла перешла в руки Габсбургов, владевших ее до 1918 года, когда по мирному контракту с Австрией после первой мировой войны, она стала достоянием Итальянского государства, полностью отреставрировавшего ее. В 2001 году включена в список ЮНЕСКО.

Дворец виллы д’Эсте, был переделан из бенедиктинского монастыря, Лигорио расширил его, придал ему новые линии и сумел превратить его в настоящую архитектурную жемчужину времен Возрождения.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков. Типичный итальянский сад прекрасно сочетается с виллой, с пейзажем и с окружающей средой.

С большой аллее спуск ведет в сад по узким аллеям, окруженным симметричной миртовой изгородью и богатой растительностью тысячей деревьев и растений. Спускаясь вниз по центральной оси, можно увидеть Фонтан"Биккьероне - (Большой стакан) - работа Л.Бернини.

Влево от "Биккьероне тенистая аллея из дубов и лавров поворачивает влево и ведет к фонтану "Рометта", фантастическому воспроизведению в миниатюре некоторых важных зданий древнего Рима. В центре фонтана стоит статуя Победоносной Ромы и скульрптурная группа Волчицы, кормящей близницов Ромула и Ремо.

Также репродукция острова Тиберина в Риме в виде античного римского корабля.

Канал составляет слияние двух ручейков, представляющих соответственно Тибр и Аньене , исходящих из задней скалистой стены - в которой помещена статуя Тибра, а второй падает пенистыми каскадами из основы статуи Аньене.

От фонтана "Рометта"начинается аллея "Ста фонтанов"

Когда были созданы"Сто фонтанов", то, несомненно, что красота их была совершенно иной, и впечатление от них было совсем другим. Блестящие мраморы,бьющейся воды, цельные скульптуры приносили приятное ощущение великолепия, утонченности, искусства. Сегодня повсюду видна патина прошедшего времени.Аллегорически можно догадаться, что тонкие струи воды, питаемые сотнями трубок, представляют реку Аньене, текущую из Тиволи в Рим, где она впадает в Тибр. Над верхним каналом возвышаются скульптуры лилий, обелисков,лодок и орлов семьи д’Эсте, т.е.обычные, такие дорогие кардиналу символы. Лилии незабываемой Франции где он некоторое время жил при королевском дворце, знаки лодки святого Петра и обелиски недостигнутой им папской власти, а также геральдические семейные гербы.

Он назван Овальным по своей особой форме, на центральной оси, стоит статуя сивиллы Тибуртинской, которая держит за руку Меликерта, символизирующего Тиволи.

За фонтаном возвышается Пегас, кажущийся на самом деле, готовым взлететь благодаря своей особой позиции.

Теневая и привлекательная аллея слева от Овального фонтана ведет прямо к небольшой поляне, где возвышается Фонтан Органа (или Водяного органа), названный так потому, что в нем был помещен водяной механизм, с помощью которого издавались органные мелодии.

Водяной орган, бывший одной из диковин Виллы д’Эсте - это плод бесхитростного механизма Клода Венара. Из трубопровода воды выливались в подземное сводчатое углубление, откуда сильная струя воздуха выходила в органные трубы. Другая тяжелая струя воды медленно вертела по железной арматуре колесо или медный зубчатый цилиндр, чьи зубцы ударяли по клавишам органа, вызывая звуковые волны мадригалов и мотетов. Слушатели с трудом верили, что музыка звучала из простых механизмов, без вмешательства оркестра. Были предприняты множество попыток, чтобы восстановить механизм, и только после ряда работ, которому подвергся фонтан Органа, смогли снова восстановить звучание. Только, вот сейчас он радует посетителей своей музыкой, только в определенное время.

Чтобы попасть на озеро Комо, мы прилетели в аэропорт Бергамо, ближайший к Милану, из тех, куда летают бюджетные авиакомпании вроде Ryanair. Аэропорт был вполне банален; шел мелкий дождь, так портящий осенние итальянские пейзажи, холодало и темнело.

Мы тупо ждали клерка, занимавшегося бумагами на нашу машину. Посреди этой среднеевропейской провинциальной скуки вдруг раздалась ария, исполняемая хорошо тренированным тенором. Как ни смешно, это была «О соле мио!», более попсовую вокальную композицию в это время и в этом месте трудно было представить. Исполнителем оказался человек лет 28 вполне хипстерского вида, он пил кофе с двумя девицами за барной стойкой и явно хотел произвести на них впечатление. Истерично залаяла маленькая собачка, раздались бурные аплодисменты. Мужчина рядом с нами нравоучительно обратился к своей подруге по-русски: «Мы в Италии, детка!»

На фото: вилла д’Эсте на берегу озера Комо

Мы в Италии, которую любим, как все русские. Мы на озере Комо, к которому имеем особые пристрастия – не из-за цен на недвижимость и гостиницы, а из-за атмосферы, пейзажей, вилл, садов и парков. Прелести Виллы д’Эсте в Черноббио, где мы остановились на пару дней по профессиональному приглашению, описывать не будем: во-первых, они есть во многих путеводителях; во-вторых, удовольствие было явно незаслуженным.

Итальянские друзья и знакомые, которым мы говорили про этот отель, начинали истерически хохотать, зная его уровень и цены. Энергичная пенсионерка Мария, в квартиру которой в Мольтразио мы переехали через пару дней, заявила нам прямо: «И что вы теперь здесь делаете, в моей скромной норке?»

Любопытным нам кажется один сюжет, связанный с поведением персонала «Виллы д’Эсте». На ужин в ресторан «Веранда» я заявился в белой рубашке и джинсах, моя подруга была в черном трикотажном платье до колен. Встретивший нас в лобби ресторана администратор в белом пиджаке и с лицом хорошо блефующего шулера тонко сформулировал варианты развития событий: для ужина в зале ресторана необходим пиджак с галстуком, людям в рубашках предлагается ужинать в баре. Мы хотели банкета по полной программе, поэтому сначала выбрали один из 12 предложенных галстуков и остановились на третьем пиджаке.

Все пиджаки явно предполагались на крепких мужчин с животом, поэтому зрелище я представлял собой комичное. Вокруг нас во время примерки толпилась, кажется, четверка людей с лицами пройдох того же типа, что наш администратор. Я признался, что не умею завязывать галстук. Уверен, что после смены четверо обсудили сцену во всех подробностях, но в тот момент они вели себя так, будто не происходит ничего неожиданного. Появился дополнительный персонаж, который сначала завязал галстук на себе и передал его мне – очевидно, тот человек, к которому мы изначально обратились, сам галстук завязывать не умел. Мы проследовали к нашему столу, пронаблюдали несколько столиков с серьезными людьми, все мужчины были в пиджаках и при галстуках, а дамы – в маленьких черных платьях.

В зале не было мужчин моложе 60-ти, этот отель – награда, которую могут себе позволить удачливые дельцы преклонного возраста. «Вилла д’Эсте» поддерживает один и тот же уклад, подобно тому, как английская аристократия веками поддерживает свой статус. Это консервативное заведение не для нуворишей, в нем нет ничего дизайнерского, ничего вызывающего. Зато есть комфорт, это тема абсолютного релакса.

Это же вилла, представьте, что эта та самая итальянская вилла, в которой вы, возможно, бывали на экскурсиях, только в этом случае вы здесь еще и живете: пришли не на пару часов, а зависли на несколько суток. И этих людей – богатых стариков – ублажали особым образом: привозили им огромную рыбу на тележке (непонятно, как с таким монстром могли справиться даже четверо едоков), пекли для них блины на огне, устраивая из этого какое-то кулинарное шоу. Держались все официанты, сомелье и мэтры почти как фокусники – немного на расстоянии, как и должны себя вести настоящие циркачи, не вступая с публикой в прямой контакт.

Они находились в сложной коммуникации с клиентом: с одной стороны, знали, что должны удовлетворить все запросы требовательных стариков, с другой – показать настоящий абстрактный класс. Почти у всех была одинаковая гипнотизерская интонация, кажется, имитирующая манеру речи дворецких из британских фильмов.

Их полнота знания явно больше, чем у гостей, они – наш гид в этом мире кулинарного ритуала. Эти люди служат в этом отеле годами, десятилетиями; как и в других курортных зонах, это местные. Они практически персонажи, эти взрослые мужчины от 40 до 60, с каким-то очень специальным интонационным настроем, улыбки их напоминают улыбку психотерапевта, а манера общения такова, словно они говорят со слабоумным, который может устроить истерику в любой момент. Они – специфическая порода, отнюдь не красавцы, у них лица деревенских хитрецов, но они внушают уверенность человеку, который не знает, как себя вести в окружении такой роскоши; они гиды, Вергилии в этом пространстве незнакомой роскоши, которое без них для обычного человека было бы почти пугающим.

В процессе ужина мы не столько концентрировались на еде, сколько были заняты коммуникацией с официантами, которые с синхронизмом жонглеров выносили блюда и с видом заговорщиков снимали с тарелок металлические колпаки. Когда мы смотрели на общение этих волшебников-официантов, то казалось, что все это абсолютно всерьез, что обе стороны знают правила игры. Прекрасным постскриптумом этого ужина стало то обстоятельство, что, покидая зал ресторана, солидные богачи снимали галстуки и пиджаки, выданные им в начале вечера – так же, как и мне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Павел Матвеев - Павел Матвеев живет в Швеции и занимается современным искусством. В 2002 г. окончил факультет журналистики МГУ, а в 2012-м получил степень магистра изобразительных искусств в Konstfack в Стокгольме.



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...