Храм святейшего сердца иисуса. Костёл Сердца Иисуса (Вильнюс) Где находится Храм святого Сердца Иисуса и как до него добраться

Необходимость строительства костела возникла после того, как виленский римско-католический епископ Бжостовский пригласил в Вильно монахинь ордена визитанток. Это событие произошло в 1694 году, а уже к 1717 году была построена временная каменная часовня на окраине города, за крепостной стеной. Временная часовня действовала до 1729 года, к тому моменту уже был построен храм в честь Святого Сердца Иисуса.

Торжественная церемония освящения храма состоялась 26 августа 1756 года. Возведение монастырских зданий началось с 1694 года и продолжалось вплоть до начала 19 столетия. Каменный забор, защищающий двор монастыря от любопытных глаз, был построен в 1756 году. Украшением храма были семь алтарей, убранных картинами Шимона Чеховича.

Монахини ордена визитанток владели не только значительным капиталом, но и располагали несколькими имениями в Минской губернии. При монастыре вскоре был открыт пансионат благородных девиц, в котором содержались порядка 40 воспитанниц. Школа была настолько популярна, что сам император Павел I учредил для ее воспитанниц специальную стипендию, которой школа пользовалась вплоть до 1837 года.

Однако после печально известного восстания 1863 года монастырь упразднили, а монахини вынуждены были выехать за границу. С этого момента начинается новый виток в истории собора. Теперь он из католического собора превращается в православный женский монастырь. Приказом генерал-губернатора М. Н. Муравьева монахини были выписаны из Алексеевской обители, что в Москве. А бывший собор получил статус православной церкви при монастыре и имя Святой Марии Магдалины. В этот период была проведена некоторая реконструкция, в ходе которой была разобрана высокая четырехугольная колокольня, что находилась совсем рядом с храмом. Были переделаны и некоторые детали внутреннего убранства храма. Кроме того, в ходе переоборудования был добавлен купол и две башни с западной стороны храма.

В церкви действовало два престола, помимо основного функционировал и престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придельный храм был небольшим, однако имел колокольню. При монастыре действовала иконописная мастерская и школа для девочек-сирот духовенства, а кроме них в школе имели право обучаться и дочери чиновников Северо-Западного края. Ежегодно школа принимала порядка 40 девочек-учениц. Однако уже в 1901 году вместо школы при монастыре открывается епархиальное женское училище. По данным на начало 20 века в монастыре числилось 89 монахинь.

В 1915 году монастырь был эвакуирован при приближении линии фронта к городу. В 1919 году монастырь вернули прежним владычицам – ордену визитанток. К 1940 году в монастыре был восстановлен алтарь в стиле рококо.

Однако храм еще не прошел всех уготованных ему испытаний. После Второй мировой войны в монастырских помещениях была оборудована тюрьма. И вновь интерьер, и убранство храма, а так же его планировка подверглись изменениям.

Приблизительно в 1965 году началась реставрация внутреннего убранства храма. На данный момент двухэтажные корпуса бывшего монастыря окружают два закрытых и один частично открытый двор. Здание самого костела – уникальный памятник архитектуры эпохи позднего барокко. Это единственный сохранившийся храм подобного типа в Литве. Он увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 метров, который опирается на внушительной толщины стены, достигающие двух метров в сечении. Внутренне убранство храма сохранилось плохо, однако даже сейчас можно наблюдать некоторые сохранившиеся фрагменты росписи.

Храмов, музеев. В столице Италии есть все, чего может пожелать современный турист. Но чем чаще приезжаешь в страну, тем больше хочется посетить такое место, которое может удивить и возможно испугать.

В разных уголках мира есть немало таких туристических объектов, а в Риме это Музей душ усопших, расположенный в Храме святого Сердца, который находится в . Об этих достопримечательностях пойдет речь в данной статье. Мы расскажем, как они появились, чем примечательны и каким образом можно туда добраться.

Храм святого Сердца и Музей Чистилища души в Риме — немного истории

Проект церкви святого Сердца Иисуса появился при Пие X в 1913-14 гг., его автором был Джузеппе Гуаланди. Сам храм достроили во время понтификата Бенедикта XV, в 1917 году, первая служба прошла там 1 ноября того же года. Идея возведения новой церкви на месте старой посвященной Богоматери Розарии, уничтоженной пожаром, существовала уже в 1894 году, поэтому некоторые источники пишут, что Сакро Куоре дель Суффраджо появилась между 1894 и 1917 гг. Храм был построен по инициативе французского священника Виктора Жуэ, который основал Ассоциацию святого сердца Иисуса.

Экспонаты Музея Чистилища в Риме, который располагается в здании, прилегающему к этой святыни, начали собирать еще до появления церкви. Известно, что где-то в 1897 году французский миссионер Виктор Джанет уже коллекционировал предметы, на которых имелись следы от прикосновения сущностей из потустороннего мира, а неоготическая постройка музея датируется 1890 годом.

Церковь святого Сердца и Музей душ в Риме — описание

Архитектура храма пресвятого Сердца Иисуса (Сакро Куоре дель Суффраджо) , расположенного на берегу реки Тибр, похожа на подобный неоготический собор, построенный в Милане. Собственно он и вдохновлял архитектора. Здание церкви в Риме также украшено готическими элементами, фасад имеет возвышающиеся вверх шпили. За это в народе его называют «маленький миланский кафедральный собор».

На первый взгляд может показаться, что церковь выполнена из белого мрамора, но на самом деле для ее строительства использовался бетон. Фасад здания имеет опоры из красного и зеленого мрамора. Вверху расположен рельеф с изображением святых душ в Чистилище, слева находится скульптура «Воскресение Христа», справа – «Снятие с креста». На крыше и на боковых сооружениях храма можно увидеть статуи святых.

Над центральным корпусом церкви расположена восьмиугольная колокольня. Она также имеет форму шпиля. Ее вершина выполнена в виде лоджии с колоннами, над ней расположен крест, вокруг него – четыре лилии.

Интерьер храма имеет три нефа с высокими сводами, на стенах находятся витражи, которые создают поразительные световые эффекты. В нижней части апсиды стоит алтарь, спроектированный Гуаланди, он изготовлен

Из полихромной керамики и позолоченной бронзы. На нем есть фрески :

  • «Наш Господь Сакре-кер»,
  • «Дева Мария»
  • и «Св. Иосиф».

В этой части храма находится бронзовая скиния, которая считается настоящим произведением искусств.

После пожара 1894 года (в других источниках 1897 г.) за алтарем было замечено отпечаток похожий на голову человека (возможно уцелевший фрагмент росписи) и образ был интерпретирован как душа из Чистилища. После этого отец Жуэ начал активно заниматься поиском подтверждений присутствия духов. Он утверждал, что умершие, привлекают внимание живых, чтобы те помогли им очиститься от грехов и пройти в потустороннее царство. Чтобы облегчить их переход в Рай, люди должны приходить на мессы и молиться.

Церкви принадлежит примыкающее помещение ризницы. В коридоре, ведущему к ней, располагается одно из самых страшных и таинственных мест Рима — Музей души в Чистилище . Там находятся доказательства существования потустороннего мира, собранные со всей Европы. Среди экспонатов есть самые разные вещи и предметы. Это одежда, ткани, деревянные доски, Библия и т.д. На каждом образце имеются отпечатки, оставленные после смерти людьми, которым они ранее принадлежали.

А еще в музее встречаются экспонаты, подтверждающие то, что души умеют злиться на своих мирских родственников. Так в витрине музея представлен колпак мужчины, который после смерти жены очень быстро бросился в женские объятия. Поговаривают, что однажды ночью к вдовцу явилась усопшая, ущипнула за нос и дернула за головной убор, оставив на нем следы.

Сегодня в музее находится около десяти экспонатов. Их могло бы быть намного больше, но публичный показ остальных предметов признали нецелесообразным, так как происхождение отпечатков на них не было доказано. Возле каждого объекта коллекции есть табличка с кратким описанием его происхождения. Для удобства посетителей представленные тексты написаны на нескольких языках. Фотографий возле вещей нет: считается, что таким образом можно вмешаться в жизнь потусторонних существ.

В музее можно снимать на фотокамеру, но туристы утверждают, что материалы получаются размытыми.

Где находится Храм святого Сердца Иисуса и как до него добраться

Музей душ усопших расположен по адресу : улица Лунготевере Прати, 12, Рим, Италия. Церковь пресвятого Сердца Господня находится там же. Достопримечательность можно найти, если идти на восток от Дворца юстиции.

Как добраться до храма :

  • К храму идут автобусы №№ 70, 81, 87, 186, 224, 492, 628, 913, 913F, 913FL, 926.
  • Ближайшая станция : Flaminio (линия А). Она расположена в 920 метрах от достопримечательности.

Время посещения :
Музей можно посетить ежедневно с 7.30 до 11.00 и с 16.30 до 19.00. Чтобы попасть туда достаточно войти в храм и обратиться к священнику. Как правило, иностранцу достаточно сказать лишь одно слово на итальянском языке – «museo».

Вход бесплатный , но перед посещением музея принято вносить пожертвования.

Храм Святого Сердца и музей Чистилища на фото

Ниже можно увидеть Сакро Куоре дель Суффраджо и музея, прилегающего к храму. Даже на фотографиях видно, что это место действительно мистическое, страшное и необычное.

На рубеже XIX и XX веков в предместьях Санкт-Петербурга шло интенсивное строительство фабрик и заводов. В рабочих предместьях за Невской заставой появлялись поселения немцев, литовцев, поляков… Количество католиков, проживавших в них, стремительно росло. В 1905 году работники Императорского Фарфорового завода обратились к властям с прошением о постройке католического храма. Разрешение на строительство было получено, место выделено и начался сбор средств.

Новый храм за Невской заставой

Архитектор Стефан Петрович Гелензовский создал проект неоготической церкви. Сбор средств проходил среди работников фабрик и заводов, расположенных за Невской заставой, а также во всех католических соборах. Торжественная закладка храма состоялась в сентябре 1907 года. Собранных средств не хватало, и строительные работы периодически прерывались. В 1913 году был произведен дополнительный сбор средств и строительство продолжилось. С 1914 года службы шли в недостроенном помещении.

Наконец, в 1917 году храм был достроен и освящен в честь Святейшего Сердца Иисуса Христа. Для удешевления постройки пришлось отказаться от двух колоколен, которые изначально были в проекте. При этом церковь приняла необычный вид - готический католический костел без башен.

Храм после революции

Революционные события затронули как и всю Россию, так и храм. Католики массово эмигрировали на историческую родину, приход стремительно уменьшался. В 1922 году церковь закрыли, но в 1923 службы возобновились.

После пожара, случившегося в 1936 году, храм был опечатан, а в 1937 - закрыт окончательно. Последний священник, отец Епифаний Акулов, арестован и расстрелян.

После закрытия церкви, перестроенное здание использовали под кинотеатр, в качестве общежития, также там размещался промкомбинат. В 1970-хх годах здание передали тресту “Спецстрой”. Бывший храм поделили многочисленными перегородками, уничтожили настенную роспись, расширили дверные и оконные проемы.

Возрождение

В 90-хх года XX века, после восстановления функционирования в России Католической церкви, началась работа по возвращению верующим здания храма. В 1996 году приходу были возвращены помещения на первом и четвертом этажах. В этот же году состоялось первое богослужение. Полностью верующим храм был возвращен в 2003 году.

В 2011 году возобновились работы во восстановлению внешнего облика собора. Богослужения перенесли в другие католические храмы. В 2015 году, параллельно с реставрационными работами, в обновленном храме стали проводиться службы.

Деревня Столовичи Барановичского района находится на автодороге Р5 (Барановичи - Новогрудок - Ивье) всего в семи километрах севернее райцентра. В центре деревни находится большое здание церкви Святого Александра Невского , построенное в 17 веке в качестве католического костёла - единственного храма на территории Беларуси, принадлежавшего рыцарям Мальтийского ордена . В начале 20-го века в Столовичах был возведён ещё один храм - неоготический костёл Сердца Иисуса, находящийся немного в стороне от центральной улицы.

Как выглядят храмы Столовичей, смотрим под катом.


Первоначально на этом месте в 1610 году по приказу М. Радзивилла Сиротки для его сына Жигимонта Кароля был построен деревянный костел Святой Марии и Иоанна Крестителя , предназначенный для рыцарского мальтий-ского ордена и привезенной из Италии скульптуры Божьей Матери . В 1649 на его месте была построена каменная часовня.

Каменное здание костёла было возведено в 1740 году владельцем местечка командором Маль-тий-ского ордена М. Домбровским по проекту известных архитекторов И. Фонтана III и И. Глаубица как костел Иоанна Крестителя . Уже вековую на тот момент каменную часовню просто включили в общий объём постройки в качестве пресбитерия.

Архитектурный стиль здания - позднее барокко

Это единственный в Беларуси храм рыцарей Мальтийского ордена. Был. С 1863 года переосвящён в православную Успенскую церковь, затем в церковь Святого Александра Невского .

Рядом с церковью находится мемориальный камень с табличкой гласящей, что в этих местах 12 сентября 1771 года состоялась битва конфедератов великого литовского гетмана Михаила Казимира Огинского и войск Александра Суворова . В этой битве 5-тысячный корпус Огинского был разгромлен русским полководцем, в ведении которого было всего 900 человек. Таким образом практически в зародыше было подавлено шляхетское антироссийское восстание, а уже в следующем году состоялся Первый раздел Речи Посполитой.

Что примечательно, за битву у местечка Столовичи Александр Суворов был награждён орденом Святого Александра Невского. Именно в честь Святого Александра Невского был переосвящён Столовичский костёл в 1863 году. Совпадение?

Второй храм расположен неполадёку от первого, правда с центральной улицы его можно сразу и не заметить. Если ехать со стороны Баранович, то недоезжая церкви нужно свернуть налево в совсем узкий проезд, который вскоре выведет к красивому неоготическому костёлу Сердца Иисуса . Храм воздвигнут в 1907-1911 году из красного кирпича. Архитектурная выразительность здания достигается насыщенным колористическим решением, а также обилием креповок, профилей и обломов, выполненных средствами искусной кладки

Башня-звонница со шпилем

Главный фасад здания

Стрельчатые оконные проёмы и двери

Апсида очень скромная по размерам

Костё́л Се́рдца Иису́са , более известный как Костёл визиток - бывший римско-католический неприходской храм во имя Сердца Иисуса монастыря визитанток на юго-восточной окраине Старого города Вильнюса , на улице Расу (адрес Rasų g. 6 ). Монастырский ансамбль располагается на высоком холме неподалёку от костёла Вознесения Господня и бывшего монастыря миссионеров и выделяется в панораме города.

История

Костёл и монастырские здания на окраине тогдашнего города, за городской стеной были построены после того, как виленский римско-католический епископ Константин Бжостовский в 1694 году пригласил в Вильно монахинь ордена визитанток. В 1717 году была выстроена временная каменная часовня, в которой совершались богослужения до 1729 года , когда был построен храм в честь Сердца Иисуса. Архитектор костёла Юзеф Поля. Храм был освящён 26 августа 1756 года .

Монастырские здания возводились с 1694 года к востоку и югу от храма. Высокий каменный забор с двумя воротами построен в 1756 году и отделял монастырь от улицы; ворота проектировал архитектор и историк Теодор Нарбут . Около 1797 года монастырь расширился в южном направлении; хозяйственные постройки продолжали сооружаться ещё в начале XIX века .

Храм украшали семь алтарей с картинами известного художника XVIII века Шимона Чеховича . Монахини женского ордена посещения пресвятой Девы Марии владели двумя имениями в Виленской и Минской губерниях и значительными средствами. Они занимались воспитанием девиц в образцовом пансионате при монастыре, в котором ежегодно обучалось около 40 девочек. Император Павел I учредил на собственные средства стипендии при этой школе, которыми она пользовалась в -1837 годах для содержания двенадцать девочек.

Напишите отзыв о статье "Костёл Сердца Иисуса (Вильнюс)"

Литература

  • Виноградов А. А. Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям. Со многими рисунками и новейшим планом, составленным по Высочайше конфирмованному. В 2-х частях. - Второе издание. - Вильна: Типография Штаба Виленского военного округа, 1908. - С. 72-74.
  • Kłos, Juliusz. Wilno. Przewodnik krajoznawczy. - Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. - Wilno: Wydawnictwo Wileńskiego oddziału Polskiego Towarzystwa Turystyczniego-krajoznawczego, 1937. - С. 227-229. - 323 с. (польск.)
  • Čerbulėnas, K. Jėzaus Širdies ir vizitiečių vienuolyno ansamlis // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. - Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. - Т. 1: Vilnius. - С. 419-421. - 592 с. - 20 000 экз. (лит.)
  • Venclova, Tomas. Wilno. Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka. - Vilnius: R. Paknio leidykla, 2006. - С. 171. - 216 с. - ISBN 9986-830-47-8 . (польск.)

Ссылки

  • (лит.)

Отрывок, характеризующий Костёл Сердца Иисуса (Вильнюс)

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».
«Петербург, 23 го ноября.
«Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt"a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C"est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию
«d"une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d"une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала.



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...