Авиакошмар XXI века: как западные страны реагируют на нарушения воздушного пространства? Суверенитет над воздушным пространством Сбил нарушителя воздушной границы


Только за 2014 год Турция более 2,5 тысяч раз нарушала воздушное пространство Греции, а Соединенные Штаты не раз провоцировали СССР, приближаясь к воздушной границе страны с ядерными боеголовками на борту. Не верите? Вот и зря!

Когда российский самолет случайно нарушил воздушное пространство с Израилем, после предупреждения пилот покинул страну. Подобного рода ошибки допустимы на таких скоростях, и бомбить ВКС РФ никто не стал. Ведь Россия не представляет никакой угрозы для государства, а значит и сбивать его смысла нет.


Как сообщает министр обороны Израиля Моше Яалон, произошло незначительное вторжение, буквально на милю. И после того как была налажена связь с пилотом, он сменил курс и вернулся в Сирию. Реагировать на это никто не посчитал нужным, РФ не атакуют территорию. Собственно, и дергаться не за чем.

Однако, как показывает практика, такого рода логикой руководствуются далеко не все. Турция, которая явно преследовала определенные цели, оказалась более принципиальной. Хотя, казалось бы, в такое время можно опустить подобного рода пустяки и дать людям спокойно работать. Но нет. При якобы нарушении воздушного пространства российский Су-24 был хладнокровно сбит.

Если все настолько серьезно, и даже сейчас, когда Россия активно занимается уничтожением позиций «Исламского государства», многие страны готовы закрыть глаза на ошибки российских пилотов, удивительно, почему в некоторых государствах на таких оплошностях акцентируют внимание.

Но прежде, чем вернуться к нашим баранам, давайте вспомним, для начала, как та же Турция, к примеру, только за прошлый год насобирала порядка 2,5 тысяч нарушений вторжения в воздушное пространство Греции. 2,5 тысячи, Карл! Это вам не на улочку выйти погулять. И разве на Западе кто-то отреагировал? Разве Афины начали полномасштабную истерику и угрозы, мол, подобьем, тогда посмотрим, как вы запляшете в своей Анкаре. Нет, не было этого. И так, для справки, накануне трагедии на сирийско-турецкой границе, Турция вторгалась в небо Греции более 20 раз в день.


Американские самолеты так же не раз оказывались на чужой территории. Например, в Венесуэле. Но и тогда разведывательный самолет береговой охраны Штатов сбивать никто не стал. Спрашивается: «Почему?» Неужели США такие особенные, или же для них существуют особые привилегии (если судить по логике Эрдогана, по которой каждый самолет, нарушивший чужую границу, должен быть уничтожен).

Те же пресловутые самолеты НАТО, да-да, той самой организации, к которой Турция сразу побежала после того, как сбила Су-24, были замечены в нескольких нарушениях границ с Белоруссией. Удивительно, что батька Лукашенко не пустил в них убойный снаряд.

И, чтобы уж совсем закрепить пройденный материал, давайте вспомним, как наши любимые американцы, борющиеся «за мир во всем мире», несколько раз проводили множество операций, когда бомбардировщики альянса и США с невероятной скоростью неслись к границам СССР, заряженные ядерными боеголовками, дабы проверить реакцию Союза. Что будет? Ударит в ответ со страху? Или же пронесет? Или все-таки удастся спровоцировать?

Но нормальные страны не стали бы провоцировать Третью мировую войну. На данном этапе развязать ее не очень-то и трудно. Стоит просто задуматься, если ли смысл в этих угрозах? И кому они, в конечном итоге, принесут пользу?

В 70-80-е годы прошлого века воздушные рубежи Советского Союза со всех стратегических на-правлений пробовала на прочность боевая и разведывательная авиация НАТО. Особенно напря-женное противостояние происходило в Дальневосточном военном округе. В сентябре 1983 года авиация ПВО ДВО сбила Боинг-707 южнокорейских авиалиний. Разразился грандиозный междуна-родный скандал. Президент США в тот период Рональд Рейган назвал СССР «Империей зла». Об этой боевой операции рассказал нашему внештатному корреспонденту генерал армии, главноко-мандующий Военно-Воздушными силами РФ (1998 — 2002 годы), почетный председатель коорди-национного комитета ПВО стран СНГ Анатолий Корнуков.

Группа журналистов центральных СМИ в конце 90-х годов прошлого века на вертолете прилетела на один из полигонов ВВС в Тверской области. Весьма эффективно российская бомбардировочная и штурмовая авиация вдребезги разносила старую бронетехнику и укрепления «вероятного противника». Один из журналистов помимо других вопросов также спросил главкома ВВС РФ гене-рала армии Анатолия Корнукова о давней трагической истории над Сахалином. Как-то вприщур Анатолий Ми-хайлович посмотрел на нашего коллегу и ответил, что эту трагедию он не хотел бы опять ворошить: «На многие принципиальные вопросы тогда в сентябре 1983 года и впоследствии так и не смогли ответить представители посольств США, Канады, Кореи, Японии, а главное они до сих пор замалчивают правду». И вот спустя 29 лет «Крылья Родины» раскрывают подробности трагедии над Сахалином.

МИР ВЗДРОГНУЛ В НЕГОДОВАНИИ

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Са-халином был сбит южнокорейский самолет Боинг рей-са 007 Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул. Американские СМИ объявляют о чудовищном убийстве 269 человек, в том числе и граждан США. Среди погибших самый ак-тивный антисоветский конгрессмен Лари Макдональд. Многотысячные демонстрации прокатились от Вашинг-тона до Японии и Южной Кореи с требованиями реши-тельных мер по отношению к СССР. Президент США Ро-нальд Рейган заявил, что Советы добиваются своих ин-тересов путем насилия и угроз, используя ложь для со-крытия столь чудовищного акта. Он объявил СССР «им-перией зла». Потрясенные граждане Южной Кореи кол-лективно жгут флаги Советского Союза. Настал период, когда в мире «холодная война» могла разорваться ядерной катастрофой.

ЗА ПОЛ ГОДА ДО ТРАГЕДИИ НАД САХАЛИНОМ

В конце марта 1983 года две ударные авианосные группы ВМС США, как рассказал генерал армии Анатолий Корну-ков, появились в районе Алеутских островов недалеко от советской Камчатки. Они провели многодневные учения. С двух ударных авианосцев «Игл» и «Энтерпрайз», нахо-дившихся южнее японского острова Хоккайдо, взлетели 4 апреля б самолетов А-7. В районе острова Зеленый Малой Курильской гряды они вошли в воздушное пространство СССР на глубину около 30 километров. Более того, провели условное бомбометание по территории острова, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям, и ушли безнаказанно. Из-за очень плохой погоды командир 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС ДВО генерал- майор Анатолий Корнуков не рискнул поднимать советские самолеты на перехват нарушителей. К тому же у истреби-телей, базирующихся на Сахалине, не хватило бы топлива для возвращения на аэродром при воздушном бое в районе Южных Курил. «Конечно, могли попугать американцев, — рассказал главнокомандующий ВВС РФ в 1998-2001 годах генерал армии Анатолий Корнуков, — только в этом случае наши летчики погибли бы и без боя. На истребителях не имелось систем посадки. На ближайшем к тому району аэродроме их тоже не было. А до Сахалина наши самолеты не дотягивали. Поэтому я решил не поднимать истребители в воздух на перехват нарушителей. За этот поступок меня жестоко наказали руководители Минобороны».

Осторожность дальневосточного авиационного гене-рала не понравилась Кремлю. Сверхдержава должна про-являть твердость в защите своих воздушных границ. Тем более, что в тот период уже вступил в действие закон о государственной границе СССР. Статья 36 гласила: «Вой-ска противовоздушной обороны, осуществляя охрану го-сударственной границы СССР в случаях, когда прекраще-ние нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют ору-жие и боевую технику».

После провокации американцев над островом Зеле-ный командование поставило задачу в случаях нового появления американских военных самолетов над Южно- Курильскими островами вступать с ними в воздушный бой. А затем на остатке горючего тянуть до ближайшей земли и катапультироваться. «Американцы занимались прово-кациями, — вспоминал те события генерал армии Анатолий Корнуков, — а для нас сплошная дерготня. Мы выполняли свои задачи буквально на грани открытия реального огня на поражение. Например, когда б-й американский флот вошел в Японское море большой авианосной ударной группой и устроил над морем полеты авиации, то наше командование приняло решение поднять в воздух диви-зию морских ракетоносцев. Моя истребительная дивизия выполняла прикрытие ракетоносцев на одном участке, а 20-я дивизия,базировавшаяся в Приморье,сопровождала эти самолеты. И вот американская и советская воздуш-ные армады сошлась в небольшом и узком воздушном пространстве над Японским морем. В эфире творилось неописуемое: «Прикрой! Атакую!» Бахвалились, конечно. Стрельбы никакой с двух сторон не было. Просто чудо, что не произошли столкновения в воздухе самолетов. Ведь это могло привести к их падению. И вполне мог кто-то не выдержать и открыть огонь на поражение. Такой инцидент непонятно чем мог завершиться. Внервнойи сложной об-становке проходил для нас на Дальнем Востоке 1983 год. Буквально каждый день против нас ВВС США устраивали провокации в воздухе».

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА ПРОТИВ СОВЕТОВ

Пентагон всегда уделял пристальное внимание ради-оэлектронной разведке. Самолеты-разведчики РС-135, спутники-шпионы «Феррет» и другие средства непрерывно прощупывали огромные пространства в поисках советских Войск ПВО страны. Нарушения воздушных границ СССР производились настолько дерзко, что каждый раз могли спровоцировать начало военных действий. Причем на-рушители нередко отвечали огнем на сигналы советских дежурных истребителей. В 1952 году жертвами воздуш-ного беспредела американских пилотов стали пассажиры советского самолета. В советском небе, над территорией СССР американские истребители атаковали пассажирский Ил-14, на котором летели в отпуск семьи наших военнос-лужащих — женщины, дети. Никто не выжил.

Одновременно с действиями самолетов РС-135 в натовских ВВС появляется и новая разведывательная тактика. Иностранный самолет нарушает границу СССР. А после подъема советских истребителей спешно воз-вращается на нейтральную территорию. Такой способ добычи разведданных проводился без специального шпионского оборудования на борту. Задачей тайного агента являлось провоцирование действий советских Войск ПВО, определение их мест базирования, порядка действий, выявление рабочих частот аппаратуры. Такая подсадная утка обозначалась аббревиатурой «даг», что означало тайный агент. Самолет же РС-135 создан на базе гражданского Боинга-707. Внешне очень на него похож.

На экранах радаров отметки от этих самолетов выглядят одинаково. Это сходство давало американской разведке новые возможности. Мол, советские военные не станут сбивать гражданский авиалайнер. Но если это случится, то трагедию можно с успехом использовать против Совет-ского Союза. Стратегия оказалась удачной. Правда, обычно такие инциденты решались мирным путем. К нарушителю приближались советские истребители и либо вели его на посадку, или провожали до границы, когда получали уве-домление о том, что произошла навигационная ошибка. По международным правилам, если у воздушного судна отказывает навигация, то командир обязан подать сигнал бедствия на аварийном канале. К терпящему бедствие самолету приходят на помощь истребители ближайшего государства и показывают путь на аэродром.

В 1978 году лайнер южнокорейских авиалиний Боинг-707 нарушил государственную границу СССР, игно-рировал требования истребителей, на сигналы не отве-чал, и по нему была выпущена ракета. Подбитый огром-ный самолет удалось принудить к посадке на замерзшее озеро в Карелии. Погибли два человека — один раненный осколками скончался от потери крови, а другой от инфар-кта. Навигационная ошибка исключалась. Командир эки-пажа — бывший военный летчик с огромным опытом око-ло 10 лет обслуживал данный маршрут и не мог случай-но заблудиться. Советские специалисты доказали, что от-клонение от маршрута было преднамеренным, и экипаж видел сигналы, но не пожелал подчиняться советским ис-требителям. Это была очередная серьезная проба исполь-зовать пассажирский авиалайнер для проверки надежной охраны воздушных границ СССР. Однако в ночь с 31 авгу-ста на 1 сентября 1983 года провокация разворачивалась по иному сценарию.

ЗАГАДОЧНЫЙ РЕЙС 007

Из Нью-Йоркского аэропорта «Кеннеди» 30 августа 1983 года взлетел самолет рейса КАЛ 007 с 269 пассажирами на борту. Его вел опытнейший пилот, полковник резерва юж-нокорейских ВВС Чан Ден Ин, налетавший более 10 тысяч часов. Впереди 11400 километров полета в Сеул по между-народной трассе Р20. Обычный рейс. Ничто не предвещало трагедии. 31 августа в 2.30 местного времени самолет со- вершаеттехническую остановку в Анкориджском аэропорту для дозаправки. И вот тут без объявления причин вылет задерживается на 40 минут, а в баки воздушного судна загружают дополнительно 4 тонны горючего. За весь год в этом аэропорту произошли всего три случая, когда экипаж поднимал в воздух самолет с полными баками. Примерно в это время на границе Камчатки советские ПВО засекают в приграничной полосе полеты американ-ских самолетов-разведчиков. А вблизи территориальных советских вод курсируют три корабля ВМС США. Через 4 минуты после взлета рейса 007 еще один южнокорейский самолет получает разрешение на взлет. Факт вылета самолета двойника КЭЛ 0015, который действительно долетит до Сеула, впоследствии станет замалчиваться. Засекретят запись радиообмена между рейсами 007 и 0015 американскими спецслужбами.

Около 20.00 московского времени 31 августа 1983 года на экранах радаров ПВО Дальневосточного военного округа появилась отметка от самолета, очень похожая на РС-135. «Нарушитель пересек наше воздушное про-странство в точке, — вспоминал Анатолий Корнуков,- где обычно с полетов возвращались советские стратегиче-ские бомбардировщики. Курс его удивительным образом огибал зону поражения средств советской противовоз-душной обороны. Экипаж нарушителя будто учитывал ме-ста расположения частей ПВО ДВО. Маршрут нарушителя пролегал и над стратегически важным районом — базой советских атомных подводных лодок, вооруженных меж-континентальными ядерными ракетами».

Диктофон записал доклад оператора командного пун-кта ПВО ДВО: «Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздушное пространство. Повторяю. Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздуш-ное пространство».

«Оперативный дежурный мне позвонил, — вспоминал генерал армии Анатолий Корнуков, — товарищ командир, на Камчатке нарушение. Нарушителя пытались атаковать дежурные средства ПВО. У них не получилось. Нам вы-дали информацию, что эта цель идет западнее Камчатки в нашем направлении. Истребители приведены в готов-ность. Я приказал, чтобы при приближении к границам нейтральных вод в воздух были подняты истребители для сопровождения или по обстановке для уничтожения нарушителя воздушного пространства СССР».

А ранее перед этим докладом о ЧП на воздушной границе командира авиационной истребительной диви-зии ВВС в тот период генерал-майора Анатолия Корнукова предупредили, что американский разведывательный спутник «Феррет Д» прошел над Якутском и в 3 час 07 минут должен выйти на широту северной части Сахалина. Поэтому, по мнению специалистов, все в этой трагедии было скоординировано как очень мощная и массированная разведывательная операция. В тот период над советским Дальним Востоком действовал целый разведывательный комплекс. Помимо спутников «Феррет Д» вдоль Курильской гряды сканировали пространство еще два РС-135. В зоне на-рушения воздушной границы барражировали мощные раз-ведчики «АВАКС», а в море находились корабли ВМС США, а также работали на излучение в сторону Советского Союза американские наземные пункты слежения. А тем временем южнокорейский «Боинг» якобы случайно продолжал все больше отклоняться от разрешенного маршрута полета дальше на запад вглубь советского Дальнего Востока. По мнению специалистов, в том числе и генерала армии Анатолия Корнукова, южнокорейскому пилоту специально приказали не подчиняться требованиям совершить по-садку, и выполнять любые маневры в воздухе.

ОБНАРУЖИТЬ И ПЕРЕХВАТИТЬ НАРУШИТЕЛЯ

На перехват Бойн га-707 поднялись два советских ис-требителя. Перехватчик ПВО Су-15 непосредственно вы-полнял боевое задание, а истребитель МиГ-23 его при-крывал. Заранее летчикам подали команду: подтвердить цель — иностранный самолет-разведчик и уничтожить его. Пилоту Су-15 Осиповичу удалось засечь и взять на прицел нарушителя. Но в этом заходе он так и не нажал на гашетку. На таком расстоянии, да еще ночью просто невозможно оказалось распознать самолет-нарушитель. Да и сам летчик еще надеялся, что приказ на уничтоже-ние цели отменят.

В тот напряженнейший момент военный летчик Оси-пович доложил на КП: «805. Нарушитель на запрос не от-вечает, набирает высоту и изменяет курс. Преследовать затруднительно. Какие мои действия?».

Ответ с КП: «805. Можешь определить тип самолета?»

Летчик: «Видимость плохая. Самолет определить не могу».

И вот после ряда маневров перед глазами пилота Су- 15 появился огромный лайнер, освещенный огнями и ми-галками. Летчик Осипович повел слева свой Су-15 в об-ход «Боинга». При этом дал сигнал бортовыми огнями и покачиваниями крыльев Су-15. Затем повторил эти дей-ствия с правой стороны.Однако так и не получил ответ-ного сигнала с «Боинга».

«В тот момент я вспомнил, что Осипович вылетел на выполнение задания из третьей готовности, — вспоминал генерал армии Анатолий Корнуков, — а в такой готовности Су-15 находился с подвешенными гондолами, в каждой двуствольная пушка. Четыре ствола. Это мощное оружие. Поэтому отдал распоряжение в авиаполк, чтобы Осипович открыл предупредительный огонь. Летчик выпустил почти все снаряды. Осталось в пушках всего четыре. Почему этого огня пилот «Боинга» не заметил, или не услышал? Это просто невероятно, потому, что четыре ствола пушек, которые очень скорострельные, дают большой выброс пламени газов, как от двигателя самолета на форсаже. Причем в ночных условиях такое пламя видно очень далеко. Не заметить его просто нельзя».

Ситуация чрезвычайная. Необходимо было принимать решение. Нарушитель уже находился над секретными во-енными базами Сахалина, а в наших самолетах заканчи-валось горючее. Командир 40-й истребительной авиаци-онной дивизии генерал-майор Анатолий Корнуков отдал приказ на уничтожение цели.

«Когда эта команда поступила летчику Су-15, — рас-сказал Анатолий Корнуков, — то он доложил, что вышел вперед нарушителя. После этого я взял в руку микрофон передатчика радиостанции и приказал — выполняй пра-вым разворотом разворот на форсаже. Летчик выполнил мою команду и ответил, что в самолете маловат остаток горючего. Я ему сказал — ничего сядешь в Хомутово. Он включил форсаж, чтобы не свалиться в штопор потому, что скорость полета Су-15 в тот момент была небольшая. И на двух полных форсажах энергично выполнил разво-рот, по сути, полный вираж, и вышел в заднюю полусфе-ру самолета-нарушителя на дальность где-то 1,5—1,8 ки-лометров. В самолете сразу вспыхнула готовность ракет к пуску, и летчик залпом пустил две ракеты».

Одна ракета попала в хвостовое оперение «Боинга», вторая снесла половину левого крыла. Поврежденная огромная машина стала резко терять высоту. Советские истребители-перехватчики вышли из зоны атаки и поте-ряли визуальный контакт с «Боингом». Наземным служ-бам сразу не удалось точно зафиксировать место паде-ния самолета-нарушителя.

В 6.24 дальневосточного времени цель-нарушитель воздушных границ СССР исчезла с экранов радаров ПВО. Начался новый виток «холодной войны». Нападение на «беззащитный» гражданский самолет советских истре-бителей вызвало бурю негодования во всем мире и по-зволило обвинить во враждебности советское государ-ство. Войска двух сверхдержав приводятся в боевую го-товность. К месту трагедии устремляются флоты СССР, США, Японии. А в последней объявляют в национальных ВВС сбор по тревоге.

ФИНАЛ ТРАГЕДИИ БОИНГА-ШПИОНА

В западной прессе причина нарушения границ СССР на Дальнем Востоке «Боингом» рейса 007 объяснялась экспертами как результат ошибки при вводе данных в бортовой компьютер. При этом никто не мог сказать, как это самолет, оборудованный по тем временам са-мыми передовыми средствами управления и навигации, управляемый опытнейшим пилотом и контролируемый диспетчерами нескольких стран, отклонился от своего курса почти на 500 километров. Ведь просто немыслимо специалистам не заметить столь значительный уход от установленной трассы полета в течение 2,5 часов. В ре-зультате самолет-нарушитель пролетел над важнейшими советскими военными объектами на Камчатке, Дальнем Востоке и Южной части Сахалина. Было очевидно и то, что «Боинг-707» пытался уйти от истребителей ПВО, изменяя скорость, высоту и направление полета. Однако всего этого в США власти и специалисты почему-то не замечали и развязали против СССР буквально информационную войну, обвиняя в умышленном уничтожении гражданско-го лайнера и его пассажиров вместе с экипажем. Узнать истину могли помочь «черные ящики» сбитого лайнера. В Татарском проливе начинается подводная охота за остатками сбитого «Боинга».

Как рассказал генерал армии Анатолий Корнуков, американских водолазов отправили подальше от места крушения, сбросив в море два радиобуя, которые ими-тировали сигналы «черных ящиков». Они «клюнули на эту утку». Поэтому советские водолазы оказались пер-выми на дне возле обломков «Боинга». Перед погруже-нием наши подводники готовились к жуткому зрелищу. На дне моря должны были находиться 269 жертв траге-дии — мужчины,женщины, дети. А нашли около 30 тел по-гибших. Обломки лайнера оказались очень мелкими. Их разброс по морскому дну явно показывал, что разруше-ние корпуса огромного самолета произошло в результа-те мощного взрыва, которого просто не могло произойти после удара о воду подбитого лайнера. Обычно после та-ких авиакатастроф на дне находятся большие фрагмен-ты фюзеляжа, оборудования, крыльев.

«В отношении пассажиров «Боинга» я абсолютно убежден в том, что их в лайнере не было, — рассказал ге-нерал армии Анатолий Корнуков, — исчезнуть моменталь-но останки такого количества погибших, растворившись в морской воде, не могли. Большие сахалинские крабы тоже не причем. Да и подводные течения не могли бы-стро разбросать останки такого большого количества по-гибших на огромные расстояния».

Багаж сбитого самолета оказался более чем странным. На морском дне водолазы обнаружили очки, пудреницы, женские сумки без содержимого, непонятно зачем проч-но прикрепленную к тросу одежду, упакованные в одну пачку паспорта исчезнувших пассажиров. Все найденные личные вещи уместились в шесть небольших по размеру ящиков. А где же чемоданы пассажиров, багаж, который они везли из США, американские подарки корейским родственникам, сувениры? Советский Союз передал най-денные на дне моря вещи в Южную Корею. Но опознали ли родственники вещи своих близких? А может весь так называемый багаж «Боинга» был имитацией?

Возникают вопросы и в отношении задержки рейса 007 перед вылетом. Не по этой ли причине оба наруше-ния госграницы СССР на Камчатке и Сахалине совпали по времени с траекторией спутника-шпиона «Феррет Д», что позволило американским спецслужбам отслеживать работу средств ПВО на Дальнем Востоке? На этот вопрос откровенно ответил еще 20 июля 1984 года аналитик аме-риканской разведки Эрни Волбман. В эфире независимо-го английского телеканала он рассказал: «В результате этого инцидента разведке США подвалила такая удача, как никогда. Ей удалось добиться включения на рабочие частоты почти всех советских объектов связи, радиолока-ции, которые действовали около четырех часов в районе площадью около семи тысяч квадратных километров».

Вот такой результат для США трагической истории с Боингом-707 над Сахалином. В той сложнейшей ситуации генерал-майор Анатолий Корнуков проявил себя как опытный, смелый, волевой командир. Тогда политикам удалось разрешить мирным путем острейший междуна-родный конфликт. Действия командира 40-й истреби-тельной авиадивизии тщательно проверила московская комиссия. «Изъяли все документы объективного кон-троля, — вспоминал те события Анатолий Михайлович, лично со мной работали представители Минобороны СССР, главного штаба ВВС, главной военной прокуратуры, они установили, что мы действовали правильно в соответствии с законами нашего государства и приказами командования».

Однако и после расследования в сентябре 1983 года история с Боингом — нарушителем для командира авиа-дивизии ВВС Анатолия Корнукова не завершилась. На Сахалине проживала большая корейская диаспора, около 35 тысяч человек. Против летчика и его семьи вполне могли произойти провокации. Генералу стали звонить и угрожать. Военная контрразведка провела расследования и через не-которое время злоумышленников задержали. По просьбе Анатолия Михайловича военного летчика Осиповича из-за вероятной угрозы жизни ему и семье перевели служить в авиагарнизон в Майкоп.

Генерал армии также рассказал, что его лично вместе с од-ним из генералов-дальневосточников,тоже непосредственно участвующим в этом инциденте, вызвали неожиданно и сроч-но в Москву. С Сахалина его вместе с сослуживцем привезли во Владивосток, а оттуда прямо в Москву на Ил-62. Они ожи-дали самого худшего. В полет взяли с собой по бутылке водки. Налетном поле военного аэропорта Чкаловский их встретил, как сказал Анатолий Михайлович, «красный» полковник. В фуражке с красный околышем, что показывало его при-надлежность к мотострелковым войскам Сухопутных войск. Полковник оказался помощником начальника Генерального штаба ВС СССР. Он их отвез в гостиницу и предложил два часа отдохнуть после долгого перелета. Ровно через два часа они уже находились в кабинете начальника Генштаба генерала армии Николая Огаркова. По словам Анатолий Корнукова, военачальник встретил их довольно приветливо, пожал руки и объявил благодарность за выполнение боевой задачи по охране воздушных дальневосточных границ.

После этой аудиенции их привезли на аэродром Чка-ловский и отправили на Ил-62 в Хабаровск. Прямо с аэро-дрома генералы прибыли в кабинет командующего ДВО и доложили о том, что с ними произошло в Москве.

После той трагедии, по словам генерала армии Анато-лия Корнукова, в его дивизии, которой он в тот период ко-мандовал, комиссия из Москвы изъяла все документы объ-ективного контроля по трагедии с южнокорейским Боин-гом на командных пунктах дивизии, авиаполка — кальки с планшетов воздушной обстановки, магнитофонные запи-си переговоров с пилотами истребителей-перехватчиков, фотографии планшетов, экранов индикаторов радаров. Члены комиссии тщательно анализировали все команды и действия командира дивизии.

Еще Анатолий Михайлович вспомнил в беседе, что ког-да «Боинг» подбили, то на экране радара было видно, что он, кружась, падает в море. Сделал несколько кругов и исчез с экрана выносного индикатора кругового обзора.

Прошло восемь лет. Следующее расследование траге-дии с южнокорейским «Боингом» произошло в 1991 году во времена начала президентства Ельцина после распада СССР. Лично Президент РФ дал команду разобраться в этой трагедии. В тот период Анатолий Корнуков уже был генерал- полковником и командовал Московским округом ПВО. Следователи его допрашивали по всем эпизодам трагедии восьмилетней давности. И опять волнения и переживания не только за свою личную судьбу, а за до конца выпол-ненный воинский долг перед Родиной. Ведь генерал тоже выполнял приказы вышестоящего командования, законы СССР защищать воздушные границы государства от посяга-тельств. А тут вновь допросы и возможное показательное судилище в угоду заинтересованным силам в мире. Как же тогда защищать демократическую новую Россию от угроз извне? Ведь в той сложнейшей ситуации он как командир авиадивизии до конца выполнил свой воинский долг и не побоялся предстоящей ответственности и возможныхугроз. Видно очень кому-то хотелось обвинить именно российско-го генерала Анатолия Корнукова в трагической истории с Боингом-707 южнокорейских авиалиний.

Специально для нашего журнала о генерале армии Анатолии Корнукове рассказал начальник Вооруже-ния ВС РФ с 1994 по 2001 годы генерал-полковник Анатолий Ситнов: « Только такой решительный и волевой командир истребительной авиадивизии, как генерал-майор Анатолий Корнуков, мог в 1983 году отдать приказ сбить самолет-нарушитель в тот период, когда высокопоставленные военачальники в Москве в Минобороны и Генштабе, в штабе Дальневосточного военного округа в Хабаровске не могли решиться на уни-чтожение воздушного шпиона, столь нагло нарушившего границы Советского Союза.

В лихие 90-е годы прошлого столетия волевой, сме-лый, всесторонне подготовленный командующий Мо-сковским округом ПВО генерал-полковник Анатолий Корнуков буквально спас от расформирования мощ-нейший стратегический округ, который ныне составил основу российской Воздушно-космической обороны. Благодаря Анатолию Михайловичу ныне Россия имеет перспективный комплекс ВКО С-400, зенитно-ракетных систему «Панцирь С1», истребитель пятого поколения, сохранены многие предприятия ОПК.

Немало сил приложил главком ВВС генерал ар-мии Анатолий Корнуков для того, чтобы у российской Военно-транспортной авиации появился новый пер-спективный самолет Ан-70, который в настоящее время проходит испытания.

Такие военачальники, как генерал армии Корнуков Анатолий Михайлович, который блестяще командовал авиацией во второй чеченкой войне, несомненно, зо-лотой фонд нашей российской армии и ВВС. В войсках и оборонной промышленности Анатолия Михайловича уважают и почитают».

Начало которой положил распад СССР на независимые государства. С его исчезновением закончилась и самая продолжительная война двадцатого века, которая велась между Западом и Востоком и получила название «холодной войны». Тайные боевые действия велись на протяжении 46 лет, не только на земле, но и на море, и в воздухе. Начало холодной войны – 1945 год. Цель – борьба за мировое господство капиталистической и коммунистической сверхдержав.


Открыто выступать друг против друга ни США, ни СССР не могли, поэтому все противостояние и вылилось в холодную войну.

На протяжении всех этих лет американцы проводили широкомасштабную разведдеятельность против Советского Союза, нарушая при этом воздушные, морские и сухопутные границы. Не обошлось и без провокаций. Понятно, что СССР никак не мог позволить проведение подобных действий безнаказанно, поэтому такие провокации зачастую заканчивались локальными сражениями. Преимущественно они велись в воздухе.

Начиная с 1945 года, американские самолеты проводили разведку советских дальневосточных территорий, в частности, Камчатки, Берингова пролива, Чукотки и Курильских островов. И на то имелись свои причины. Война между Америкой и Японией на Тихом океане вступила в свою завершающую стадию. Действия американцев в воздухе резко активизировались.

Несмотря на то что в годы Второй мировой война Америка и СССР были союзниками, это не помешало американцам весьма вольготно чувствовать себя в воздушном пространстве, довольно часто пролетая над советскими военными базами и кораблями. Необходимо помнить, что, скорее всего, американские летчики, совершающие такие полеты, не задумывались о проблемах большой политики, предполагая, что принципы военного братства превыше всего. Однако руководствам обеих стран нужны были поводы для развязания конфликтов и, как вы понимаете, долго их искать не пришлось.

В конце мая 1945 года зенитная артиллерия Тихоокеанского флота расстреляла два американских военных самолета В-24. Инцидент произошел в районе Камчатки. Спустя два месяца подобная ситуация произошла с еще одним американским самолетом Р-38, причем в том же районе. Но поскольку огонь не велся на поражение, то никаких повреждений самолеты не получили. А вот ответили американцы гораздо жестче. В августе 1945 года американские самолеты военно-воздушных сил обстреляли недалеко от острова Камень Гаврюшкин два пограничных советских катера, ранив 14 и убив 8 человек из экипажей. Вполне можно предположить, что американские пилоты приняли советские судна за японские, однако первые жертвы холодной войны уже появились.

По окончании войны в сентябре 1945 года нарушения воздушных границ продолжались. Раньше подобные свои действия американцы могли объяснить проведением операций против Японии или ошибками.

Таким образом, за период с мая по сентябрь 1945 года было зафиксировано 27 случаев нарушений, в которых участвовало 86 самолетов В-24 и В-25. С момента капитуляции Японии и до 1950 года таких провокаций было уже 46 с участием 63 самолетов. Более того, только за период с 27 июня по 16 июля 1950 года было зафиксировано 15 воздушных нарушений.

Первое воздушное столкновение произошло на Дальнем Востоке в том же 1945 году, когда вынужденную посадку совершил один из американских бомбардировщиков. Случилось это над корейской территорией, около города Хамхын, где в то время находилась большая авиабаза советских военно-воздушных сил. Американцы, нарушив договоренности о воздушном коридоре, пролетели над ней, направляясь в Манчжурию за пленными. Руководство авиабазы смирилось с такой ситуацией, однако прибывшая в город комиссия потребовала принять меры по прекращению таких полетов. В ноябре один из американских самолетов, который совершал очередной полет над советской базой, перехватили 4 истребителя «Аэрокобра» Р-39 и заставили его совершить посадку. Когда американские пилоты отказались выполнять требования советских истребителей, один из них обстрелял американский самолет, что стало причиной возгорания двигателя. Американцы были вынуждены совершить посадку. Никто из американского экипажа не пострадал. Примечательно, что огонь по советским самолетам открыт не был. Позже В-29 был отправлен в Москву для проведения испытаний.

В послевоенные годы наблюдалось нарушение границ Советского Союза и на северо-западе, со стороны Норвегии и Финляндии. Немного спокойнее было на южных кордонах страны. Но и здесь происходили нарушения воздушной границы, в основном, над территорией Азербайджана. В 1947 году был захвачен экипаж одного из самолетов-провокаторов. Так, со стороны Ирана появился одномоторный самолет военно-воздушных сил этого государства. Он совершил посадку недалеко от города Нахичевань. Пограничный патруль задержал его экипаж. Пилоты объяснили, что летели в Тавриз из Тегерана, но потеряли ориентировку и поэтому попали на советскую территорию. Возможно, это было правдой, но самолет принадлежал иранской разведке, и к тому же был вооружен. В том же 1947 году были зафиксированы еще три случая нарушений иранскими и американскими самолетами в том же районе.

Позже воздушные провокации проводились чаще, а последствия их были более трагичными.

Существуют свидетельства, что официальные первые жертвы холодной войны появились в 1950 году, когда американский самолет PB4Y нарушил границы советского воздушного пространства в районе базы Либава в Балтике. Поднятые по тревоге истребители Ла-11 перехватили его. Но поскольку американские пилоты отказались выполнять команды советских летчиков, тем не оставалось ничего другого, как открыть огонь. Американцы ответили огнем. В результате PB4Y был сбит и упал в море. Все 10 членов его экипажа погибли. Стоит отметить, что такие американские военные машины уже несколько раз появлялись ранее, поэтому советская сторона устроила засаду. Советское командование твердило о том, что был сбит В-29, в то время как американцы все же признали потерю PB4Y.

Существует информация и о том, что американцы несли потери на советских границах и раньше. Так, например, в 1949 году над Черным морем был сбит американский самолет В-25, который высадил трех парашютистов на советской территории, а сам пытался скрыться в нейтральных водах. Его перехватили два советских истребителя и сбили. Американский экипаж был подобран советским пограничным катером.

Более всего свидетельств воздушных боев времен холодной войны сохранилось за 50-е годы. Понятно, что точной статистики нет и быть не может, но все-таки некоторые данные даже иногда появлялись в печати. Так, согласно некоторым источникам, за 10 лет, начиная с 1950 года, американские самолеты 81 раз пытались нарушить советское воздушное пространство, из которых не вернулось 20 боевых машин. По данным американских источников, США начали разведку над советскими территориями еще в 1949 году, используя для этого специально переоборудованные бомбардировщики. До 1960 года не вернулось 17 таких самолетов.

Другие источники говорят о другой цифре. Так, только за период с 1953 по 1956 год американцы 113 раз нарушали советские воздушные границы.
Не удалось избежать и трагических ошибок для советской стороны. Летом 1954 года, когда очередной американский разведчик появился на радарах, а затем ушел в нейтральные воды, был сбит свой же самолет Ту-14, который в составе группы возвращался с учебного бомбометания. Весь экипаж машины погиб. Однако летчик, сбивший свой самолет, не был привлечен к ответственности, поскольку Ту-14 выпускался небольшой серией и поэтому был малоизвестен для основных авиационных частей.

Как и Америка, НАТО также располагало большим количеством самолетов-разведчиков, большая часть которых находилась в непосредственной близости от советских границ. Причем, ЦРУ имело свою авиаразведку, военное ведомство – свою. Каждая из них имела свои задачи, тактические и стратегические.
Необходимо отметить также, что авиационной разведкой занимались и нейтральные государства. В советской прессе широкую огласку получили два случая с военными самолетами Швеции, которые были сбиты советскими истребителями в 1952 году. Самолеты DC-3 входили в состав шведского подразделения радиоразведки, были оснащены самым современным оборудованием для прослушивания переговоров, проходящих в радиоэфире над советской территорией. Более того, шведские самолеты, кроме активной воздушной и радиоэлектронной разведки балтийского побережья, оказывали помощь антиправительственным войскам в Прибалтике.

Кроме того, у советских границ появлялись также самолеты-разведчики и таких стран, как Великобритания, Иран, ФРГ, Турция. И хотя появлялись они крайне редко, потенциал военно-воздушных сил этих государств возрастал, что не позволяло советским войскам расслабиться.

Необходимо также отметить, что американские самолеты научились вредить советским ВС, даже не пересекая границ Союза. Так, к примеру, когда одна из советских батарей в районе Баку собиралась проводить стрельбы из 130-миллиметровых зенитных орудий, американский самолет, оснащенный мощной радиоэлектроникой, стартовал с иранской базы и просто летал вдоль советской границы, создавая помехи. В ответ на подобное «хамство» советские войска начали создавать радиопомехи для одной из американских баз, которая находилась в Иране, что значительно затруднило взлет и посадку самолетов. Через неделю «борьбу помех» прекратили по обоюдному согласию.

Но если до середины 50-х годов советским войскам хоть как-то удавалось удерживать неприкосновенность границ государства, то в 1954 году последний рубеж рухнул. Причиной тому послужило появление на вооружении западных спецслужб автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), которые были способны подниматься на большую высоту, становясь, таким образом, недоступными для истребителей. Оснащались они новейшим разведывательным оборудованием и запускались с военных баз в Норвегии, Германии, Италии, Франции, Турции. АДА могли достигать высоты до 30 километров, поэтому даже советские МиГ-15бис, Як-25 и МиГ-17П, которые действовали на высоте до 15 километров, были не в состоянии их достать. Поэтому аэростаты успешно проводили разведку практически над всей советской территорией. Силам противовоздушной обороны СССР не оставалось ничего другого, как только фиксировать их появление.

Правда, некоторые АДА все-таки были сбиты. Первый из них был уничтожен в 1954 году под Черновцами на высоте 10 километров при помощи МиГ-17П. Через несколько дней советские летчики еще раз попытались сбить аэростат, но на этот раз у них ничего не получилось.

Период наибольшей активности АДА начался в 1956 году, когда только за два месяца советские границы нарушило около 3 тысяч аэростатов. А за 20 лет было зафиксировано 4112 шаров, из которых было сбито 793.

Кроме этого, много проблем советской системе противовоздушной обороны доставляли английские самолеты-разведчики «Канберра», американские RB-57 и U-2. Позже появились и RB-57F. Все они действовали на высотах, недоступных для перехвата.

Только за 5 дней июля 1956 года они осуществи 5 прорывов на советскую территорию глубиной до 350 километров. В том же году появился «Локхид» U-2, который появлялся над Москвой и Киевом, Крымом и Минском, Дальним Востоком и Прибалтикой, Сибирью и Средней Азией. Все попытки «достать» высотные самолеты-разведчики были безрезультатными. И только в ноябре 1959 года «противоядие» было найдено. Именно в это время на вооружение советской системы противовоздушной обороны был принят ракетно-зенитный комплекс С-75 «Десна». Свою эффективность он продемонстрировал 16 ноября, когда был сбит американский аэростат на высоте 28 километров.

С-75 стали использовать не только для защиты границ, но и особо важных объектов на самой территории государства. Немного позже на вооружении начали поступать и Су-9,истребители-перехватчики с потолком высоты в 20 километров. Но их количества еще было недостаточно для осуществления надежной защиты. Так, в 1960 году самолет «Локхид», вылетев из Пакистана, нарушил советскую границу в районе Туркмении и направился на Байконур. Были сделаны попытки перехватить его при помощи двух МиГ-19, но один из самолетов был уничтожен, поэтому перехват не состоялся. При возвращении «Локхида» назад над территорией Туркмении его пытались перехватить два МиГ-17, преследуя разведчика даже над иранской территорией, но безрезультатно.

В мае 1960 года все же удалось одержать победу над U-2, но без жертв с советской стороны не обошлось. Под Свердловском было поднято по тревоге два МиГ-19 и Су-9, но ни одному из этих истребителей перехватить врага не удалось, зато с этой проблемой справились ракетчики. Правда, переусердствовали: в спешке начали обстреливать своих, в результате чего один МиГ-19 был уничтожен, а летчик погиб.

Разгорелся крупный международный скандал, после чего президент США Д.Эйзенхауэр запретил полеты «Локхида». Тишина продолжалась более 2 лет. В конце августа 1962 года они снова появились над советской территорией в районе Южно-Сахалинска и Чукотки.

Кроме таких высотных самолетов-разведчиков над советской территорией появлялись и невысотные машины: RB-47 Stratojet и RB-45C Tornado. Так, RB-47 неоднократно появлялся над Японским и Каспийским морями, в районе Владивостока. В июле 1960 года один из таких самолетов пересек границу в районе Архангельска. Для его перехвата был использован МиГ-19. В результате американский самолет был сбит, из 6 человек экипажа в живых осталось всего двое.
Когда на вооружении советских войск появись зенитно-ракетные комплексы, а также истребители-перехватчики нового поколения, высотные прорывы границ закончились. Но это вовсе не значит, что нарушения воздушных границ прекратились. На вооружении натовских стран появились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которые могли вести разведку даже будучи за пределами нужного государства. Достаточно было находиться возле советских границ, чтобы вести успешную разведку на сотни километров вглубь.

Информации о противоборстве Америки и СССР в 60-е годы сохранилось очень мало, поскольку по приказу Л.Брежнева была введена строгая цензура в прессе. Любые инциденты, которые случались на советской границе, были засекречены. Поэтому единственный источник – это западные средства массовой информации. Так, за 3 года, с 1967 по 1970 год, американская сторона более 10 раз нарушала воздушные границы Советского Союза. Среди них и случай с DC-8, который в 1968 году пересек границы возле Курильских островов, имя на борту 100 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

В конце мая 1978 года в водах Норвежского моря пропал советский самолет Ту-16Р ВВС Северного флота. О том, что же случилось с разведчиком, не известно ничего. Последняя информация, которую получили с борта, была о том, что пилоты обнаружили американский «Эссекс». Существуют догадки, что Ту-16-Р был сбит американцами, хотя последние и отрицают свою причастность к исчезновению советского самолета.

В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года.

При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика. Американские пилоты катапультировались, а советские – с трудом добрались до базы.

С нарушением советских границ связан и еще один инцидент, который закончился гибелью сотен людей. В сентябре 1983 года советское воздушное пространство нарушил южнокорейский авиалайнер Боинг-747, который очень походил на разведчик RC-135. Когда на бортовом радиолокаторе появилась отметка цели, пилот Су-15, который был отправлен на перехват, идентифицировал ее, как RC-135. Что было дальше, напоминать нет необходимости…

После того, как на вооружении в Советском Союзе появились новые истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются лучшими в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного .

Сказать, что демарш юного немца обернулся грандиозным скандалом для Вооруженных сил СССР, – ничего не сказать. После специального заседания Политбюро ЦК КПСС лишились своих постов министр обороны маршал Советского Союза Сергей Соколов и главнокомандующий войсками ПВО маршал авиации Александр Колдунов. На место Соколова был назначен Дмитрий Язов.
Называется цифра от нескольких десятков до трех сотен военнослужащих, от лейтенантов до генералов, привлеченных к ответственности за полет и посадку М. Руста в «Шереметево-3», как в шутку после этого инцидента стали называть Красную площадь. Многие исследователи данной истории склоняются к мнению, что подобные репрессивные меры были неоправданными: советская система ПВО была настроена, прежде всего, на противодействие боевым самолетам и крылатым ракетам противника, а не хулиганам на спортивных летательных аппаратах.
Еще одна устойчивая версия произошедшего: это была блестяще спланированная и проведенная акция по дискредитации СССР и Вооруженных сил Советского Союза. Холодная война между Западом и СССР продолжалась, и успешный полет Матиаса Руста оказался замечательным поводом, чтобы в очередной раз уязвить «империю зла».
К слову, вскоре после полета Руста схожая история с легкомоторным самолетом произошла во Франции – там пилот-любитель также совершил несанкционированный полет над столицей страны, заставив поволноваться командование войск ПВО. А в 1994 году спортивная Cessna села у Белого дома в Вашингтоне. Посадка тогда оказалась неудачной – летчик погиб.

Ни в том, ни в другом случае «зачистку» Вооруженных сил во Франции и США не производили. Была усилена радиолокационная служба и усовершенствована техническая сторона, касающаяся обнаружения подобных объектов, слежения за ними и обмена информацией.

1 сентября 1983 года в небе над СССР был сбит «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул. Во время полета лайнер вторгся в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над несколькими советскими военными объектами. В результате чего в воздух были подняты два перехватчика Су-15.

Военные пилоты неоднократно пытались установить связь с бортом-нарушителем, однако обратно сигнал они так и не получили. Корейский «Боинг» продолжал свой полет в сторону Сахалина. Доложив об этом в оперативный штаб, командование приняло решение сбить самолет. Спустя 40 минут истребителю-перехватчику Су-15 под управлением Геннадия Осиповича был выдан приказ — сбить пассажирский лайнер.

Осипович выпустил по самолеты две ракеты, одна из которых повредила хвост «Боинга». Через 12 минут самолет, спирально снижаясь с высоты 9000 м, упал в море недалеко от острова Монерон. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, никто не выжил.

Видео

Видео: NaturalHeaven на YouTube

Последний Заход — Сбитый корейский Боинг

Согласно расследованию, проведенному Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что пилоты «Боинг-747» неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Происшествие вызвало серьезное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Скудность информации и материальных улик на начальном этапе расследования катастрофы породило альтернативные версии о происшествии. Однако обнародование Российской Федерацией записей бортовых самописцев рейса KAL 007 подтвердило первоначальную версию ИКАО.

СВЕРХЗВУКОВОЙ ТАРАН

28 ноября 1973 года разведывательный самолет RF-4C «Фантом II» иранских ВВС вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. По тревоге с аэродрома в Вазиани был экстренно поднят в воздух советский МиГ-21СМ под управлением Геннадия Елисеева. Проигнорировав все просьбы сменить курс и покинуть советское воздушное пространство, «Фантом» продолжал свой полет. Тогда командование разрешило Елисееву сбить вражеский самолет.

МиГ-21 выпустил по нарушителю две ракеты, но обе они прошли мимо цели. Израсходовав весь боекомплект, летчик принял решение протаранить «Фантом». Это был третий случай сверхзвукового воздушного тарана в истории авиации. Экипаж иранского самолета (иранец и американец) катапультировался и был освобожден советской стороной через две недели (иранский пилот впоследствии погиб в ирано-иракской войне). Геннадий Елисеев за свой перехват был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Видео

Видео: ANZ Nick на YouTube

Сверхзвуковой истребитель — перехватчик Су-15

САМОЛЕТ-ШПИОН U-2

1 мая 1960 года разведывательный самолет U-2C, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, вторгся в воздушное пространство СССР. Это был уже не первый случай полета высотных разведчиков над территорией Советского Союза.

U-2C был сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар, Пакистан. Согласно официальной версии, самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пауэрс выжил, так как ракета повредила лишь хвост самолета. В итоге он был приговорен советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Видео

Видео: Дмитрий Хроника на YouTube

Битва разведок Самолет-невидимка У-2

ИНЦИДЕНТ CL-44

18 июля 1981 года транспортный самолет CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания Transporte Aéreo Rioplatense, Аргентина), совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР.

На перехват нарушителя с аэродрома Вазиани были подняты четыре Су-15ТМ, однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу. Тогда на цель был наведен аналогичный самолет, пилотируемый Валентином Куляпиным, вооруженный ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-98М с заданием посадить нарушителя.

Пытаясь выполнить приказ, перехватчик приблизился к цели, что сделало невозможным применение ракет, в то время как нарушитель приближался к границе воздушного пространства СССР. Куляпин принял решение таранить CL-44 и со второй попытки смог ударить килем и фюзеляжем своего самолета по стабилизатору нарушителя снизу.

Транспортный самолет потерял управление и упал в нескольких километрах от границы; находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании, погибли. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награжден орденом Красного Знамени. Как выяснилось, аргентинский самолет перевозил оружие для Ирана.

ИНЦИДЕНТ С ЮЖНОКОРЕЙСКИМ БОИНГОМ

Инцидент с южнокорейским «Боингом» произошел 20 апреля 1978 года в воздушном пространстве СССР над Карелией. Из-за неисправности компаса самолет существенно отклонился от маршрута. В 20:54 по местному времени «Боинг» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова.

Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват был поднят Су-15, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к «Боингу», Босов покачал крыльями. В ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя.

В 21:42 перехватчик выпустил ракету Р-98, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 м. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолет начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

«Боинг» был вынужден сесть на лед замерзшего озера Корпиярви. В результате жесткой посадки погибли 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии. Всего же на борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа.

ПОСАДКА НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ

Днем 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырехместном легком самолете «Сессна-172Б Скайхок». Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолета. Руст же пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полета в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецк, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолетом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолета и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Видео

Видео: chipilayr на YouTube

Матиас Руст на Красной площади 1987



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...