Столкновение самолетов в небе. Катастрофа над Боденским озером: хроника трагедии Расследование авиакатастрофа с уфимскими детьми

Шестнадцать лет назад в небе над Германией случилась страшная авиакатастрофа, которая унесла жизни 71 человека – 52 ребенка и 19 взрослых. Это были пассажиры и экипаж российского самолета Ту-154 и грузового Boeing-757. В ночь с 1 на 2 июля 2002 года воздушные суда столкнулись в Германии из-за ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

Как произошло столкновение Ту-154 с Boeing-757

Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону, грузовой Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL летел из итальянского Бергамо в Брюссель. На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров – 52 ребенка и пятеро взрослых. Дети летели в Испанию на отдых. Путевку им подарили в Комитете по делам ЮНЕСКО Башкирии за отличную учебу.

В самолете находилась семья из Владикавказа - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и четырехлетней Дианой. Они направлялись к главе семьи, архитектору Виталию Калоеву, который работал в Барселоне по контракту.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Вина диспетчера Петера Нильсена

В ту роковую ночь на работе дежурил один диспетчер – Петер Нильсен, несмотря на то, что по правилам должны были двое. Датчанин приказал экипажу Ту‑154 снизиться, в то время как у приближавшихся друг к другу лайнеров уже не было возможности занять безопасные эшелоны.

Позднее СМИ узнали, что основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении воздушных судов была отключена. Основная и резервная телефонные линии не работали. На опасное сближение самолетов обратил внимание диспетчер немецкого Карлсруэ. Мужчина 11 раз пытался дозвониться, но результата это не дало.

По началу Нильсен после катастрофы продолжил работать, однако потом компания SkyGuide уволила его.

Месть Калоева: более 20 ножевых ранений

Убитый горем Виталий Калоев, ждавший семью в Испании, одним из первых прибыл в Германию, на место авиакатастрофы. Поначалу специальный службы не хотели его пускать в зону трагедии, однако согласились, когда узнали, что он согласен вместе с ними искать тела погибших. В результате в лесу Калоев нашел жемчужное ожерелье, принадлежавшее дочке Диане. К удивлению спасателей, тело девочки почти не пострадало. Позднее будут обнаружены обезображенные катастрофой тела его сына и жены.

Узнав от журналистов о вине диспетчера в катастрофе, Калоев много раз настойчиво предпринимал попытки поговорить с руководством авиакомпании. Он задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины Нильсена в произошедшем. Известно, что директор компании очень испугался «русского с бородой».

Тогда Калоев решил поговорить непосредственно с датчанином. Он обратился с просьбой к Skyguide посодействовать этой встрече. Сначала там дали согласие, однако затем наотрез отказали и не объяснили причин этого. Во время траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии, Калоев вновь подошел к руководителям швейцарской компании, тем не менее отвечать ему отказались.

24 февраля 2004 года россиянин убил Нильсена в его доме в пригороде Цюриха Клотене. Калоев пришел к дому диспетчера для того, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей. Он хотел, чтобы мужчина покаялся в содеянном. Но Нильсен его оттолкнул, в результате снимки упали на землю. Калоев потерял контроль над собой и нанес диспетчеру более 20 ножевых ранений, от которых тот скончался. У Нильсена осталась жена и трое детей.

Наказание Калоева

Швейцарские полицейские очень быстро вышли на убийцу датчанина. Была разослана ориентировка на человека восточной внешности, который был одет в черные пальто и брюки того же цвета. Калоева обнаружили неподалеку в местном отеле. Во время допроса он рассказал, как узнал адрес Нильсена и что происходило в его квартире. По его словам, он вошел в дом диспетчера, показал ему фотографии. А что произошло потом, убитый горем отец и муж не помнил. Больше он ничего следователем не рассказал.

Было принято решение поместить его на обследование в психиатрическую клинику. Специалисты признали его вменяемым, в результате суд в октябре 2005-го приговорил его к восьми годам тюрьмы. Срок Калоев отбывал в швейцарской тюрьме. Между тем уже осенью 2007-го года Верховный суд Швейцарии постановил освободить его от наказания за примерное поведение. Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

Итоги расследования, извинения SkyGuide

Весной 2004-го немецкие власти обнародовали заключение по итогам расследования катастрофы.

Специалисты пришли к выводу, что в столкновении Ту‑154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» с грузовым «Боингом» лежит вина на швейцарских диспетчерах. Диспетчерский центр в Цюрихе сразу не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. В итоге пилоты Ту‑154 выполняли команду диспетчера на снижение, в то время как бортовая система обеспечения безопасности полетов требовала срочно набирать высоту.

Только после того, как был опубликован отчет экспертов SkyGuide признала свои ошибки. Спустя два года после катастрофы директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года тогдашний президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил своему коллеге Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу.

По мотивам трагедии над Боденским озером в 2017 году в США вышла «Последствия» (первое название – «478») с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В четверг, 20 сентября, состоится пресс-показ художественного фильма «Непрощенный» режиссера Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером. Архитектора Виталия Калоева в социальной драме сыграл известный российский актер

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед., Самвел Мужикян. Премьера в России назначена на 27 сентября 2018 года.

Трейлер фильма «Непрощенный»

Память

  • 2009 – «Полет в ночи – Несчастье под Юберлингеном» (совместный немецко-швейцарский фильм)
  • 2017 – «Последствия» (режиссер Эллиотт Лестер, продюсер Даррен Аронофски)
  • 2018 – «Непрощенный» (режиссер )
  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф

Седьмого апреля на широкий экран в России и Беларуси выходит драма Эллиотта Лестера «Последствия». В основе сюжета – подлинная история россиянина Виталия Калоева, который в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году потерял всю семью. Как сказал «СВ» Калоев, его возмущает, что сюжет фильма сильно уходит от правды

РЕЙС, УПАВШИЙ С НЕБА

Пятнадцать лет назад трагедия в небе Германии потрясла мир. По ошибке швейцарских авиадиспетчеров столкнулись два самолета – пассажирский Ту-154, летевший чартерным рейсом из Москвы в Барселону, и грузовой Boeing-757.

Погиб 71 человек, из них – 52 ребенка. Дети направлялись на отдых в Испанию. Путевки в качестве поощрения за отличную учебу подарил Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии.

По трагической случайности, в самолете находилась семья из Владикавказа – Светлана Калоева с десятилетним Костей и четырехлетней Дианой. Женщина летела к мужу в Испанию, где тот работал архитектором по контракту.

Два года спустя Калоев убил Питера Нильсена – дежурного диспетчера, который контролировал путь пассажирского авиалайнера в ту роковую ночь и совершил ошибку. За убийство россиянин отсидел несколько лет в швейцарской тюрьме.

КАК ОСЕТИН СТАЛ АМЕРИКАНЦЕМ

Трагическая история «зацепила» Голливуд. Именитый продюсер Даррен Аронофски, прославившийся по фильмам «Ной», «Реквием по мечте» и «Черный лебедь», решил снять отдельную киноленту. На роль Виталия Калоева пригласили «терминатора» и бывшего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера.

Фильм не лишен художественного вымысла. Имена героев и место событий изменены. Главный герой Роман Мельник живет в Нью-Йорке. Самолет летит из Самары и разбивается на подлете к американскому штату. В авиакатастрофе главный герой теряет жену и беременную дочь.

Корреспондент «СВ» дозвонился до Виталия Калоева.


- Виталий Константинович, как вы отнеслись к идее снять кино по истории вашей жизни?

Узнал примерно два года назад из СМИ. Сняли и сняли. Чего не хотелось бы – спекуляций на трагедии. Такое кино можно снять о любом ребенке, который был в том самолете.

- Создатели к вам обращались за разрешением?

В 2015 году представители голливудских киностудий звонили с вопросом о том, не против ли я съемок фильма о трагедии над Боденским озером. Я сказал, что не против самого фильма. Он сможет увековечить память о моих родных. Но непосредственно во время съемок фильма никто из создателей этой картины со мной не связывался и не консультировался.

- А как вам Шварценеггер?

Роли у этого актера, в основном, положительные. Мне без разницы, как он сыграл меня. Он же не спрашивал, что я чувствую, и почему все так обернулось.

- Пойдете смотреть фильм?

Пока не уверен. Я в кинотеатры вообще не хожу. Знаю, что сюжетная линия фильма сильно изменена. Честно, это возмущает. Весь мир увидит ситуацию совсем не такой, какова она была на самом деле. Это несправедливо.

- Не думали написать книгу?

Сам? Нет. Но слышал, что 17 апреля пройдет презентация книги Ксении Каспари «Столкновения», в которой журналистка попытается вспомнить трагические события 2002-го и его последствия.

Недавно Виталий Калоев отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Был награжден медалью «Во Славу Осетии». Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его пригласили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

Справка «СВ»

Столкновение над Боденским озером случилось 1 июля 2002 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» выполнявший рейс BTC 2937 по маршруту Москва-Барселона, столкнулся в воздухе с грузовым самолётом Boeing 757-200PF авиакомпании DHL. Столкновение произошло недалеко от маленького города Юберлинген около Боденского озера (Германия). Погибли все находившиеся на борту обоих.

24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен, по ошибке которого произошла катастрофа, был убит на пороге своего дома. По подозрению в убийстве был арестован 46-летний Виталий Калоев. По показаниям Калоева, он дал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы диспетчер извинился перед ним за свою ошибку. Нильсен ударил Калоева по руке. Дальше, по словам Калоева, он не помнит, что произошло. 26 октября 2005 года суд признал его виновным в убийстве и приговорил к восьми годам тюрьмы. В итоге после пересмотра дела Калоев провел в швейцарской тюрьме два года и вернулся в Россию.

ОБЩАЯ ТРАГЕДИЯ

Над Боденским озером погибли белорусы

На борту самолета находилась семья Шисловских из Бреста. Муж, жена и две дочки ехали на отдых в Испанию. Еще по пути в Москву, откуда они должны были вылететь в Барселону, попали в аварию: поезд, на котором следовали четверо членов этой семьи, столкнулся с автомобилем. В итоге Шисловские опоздали на свой рейсовый самолет и полетели на злополучном Ту-154 «Башкирских авиалиний».

Семья похоронена на центральной аллее брестского кладбища «Плоска».

Два пассажирских авиалайнера столкнулись в подмосковном аэропорту Жуковский. Об этом заявили в пресс-службе Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ММТП).

Инцидент произошел около 10:00 по московскому времени. «По предварительным данным, 7 октября на территории аэропорта Жуковский при заруливании на место стоянки воздушное судно авиакомпании «Икар» соприкоснулось с воздушным судном . В результате столкновения у самолета авиакомпании «Уральские авиалинии» поврежден левый подкрылок и аэронавигационный фонарь, пострадавших нет», — отметили в ведомстве.

В Следственном комитете отметили, что авиакомпании «Икар» выполнял рейс KAR454 — лайнер прилетел в Жуковский из китайского города Гуанчжоу. На борту самолета находились 266 пассажиров и 14 членов экипажа. В результате инцидента никто не пострадал.

Транспортная прокуратура Москвы проведет проверку по факту произошедшего. «В случае выявления нарушений будут приняты меры прокурорского реагирования», — заявили в ведомстве. К выяснению обстоятельств инцидента также подключились следователи — они установят сумму ущерба. Об этом СК заявил в своем твиттере и прикрепил снимки с места происшествия.

В пресс-службе «Уральских авиалиний» сообщили, что на данный момент говорить о предъявлении претензий к «Икару» преждевременно. Там отметили, что авиакомпания ждет заключения компетентных органов.

В свою очередь, в «Икаре» считают, что инцидент в «Жуковском» произошел по вине Airbus A320 «Уральских авиалиний». Эта модель узкофюзеляжного самолета рассчитана на 156 мест — борт выполняет полеты малой и средней протяженности. По данным авиакомпании, аэробус стоял не по разметке, а его хвост выходил за линию ограничения.

«Во время заруливания наш самолет следовал за машиной сопровождения, которая едет перед самолетом и показывает место стоянки. Мы все требования соблюдали, самолет ехал по осевой разметке, но из-за неправильной стоянки «Уральских авиалиний» задел их борт. Наш борт никаких повреждений не получил», — заявил пресс-секретарь авиакомпании «Икар» .

В середине сентября запустил проверку по факту инцидента в аэропорту «Пулково» Санкт-Петербурга. Там утром 14 сентября пассажирский лайнер, выполнявший рейс Москва — Санкт-Петербург, крылом зацепил пожарную машину во время захода на стоянку. В результате происшествия никто не пострадал. Самолет и автомобиль получили незначительные повреждения.

«Ленинградским следственным отделом проводится доследственная проверка столкновения самолета с пожарной машиной в аэропорту Пулково», — сообщили в пресс-службе СК. Ранее соответствующую проверку также запустила транспортная прокуратура.

16 августа еще один инцидент произошел в международном аэропорту О"Хара, расположенном в Чикаго, США. Пассажирский лайнер компании United Airlines отъезжал от выхода С30 и столкнулся с самолетом той же авиакомпании, припаркованным у выхода С28. Об этом сообщал Chicago, ссылаясь на Федеральное управление гражданской авиации США.

В результате происшествия у обоих самолетов была повреждено левое крыло. Пассажиры не пострадали — через некоторое время они вылетели в Портленд другим рейсом.

Еще одно ЧП было зафиксировано 9 августа в международном аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле, сообщало издание Kokpit.Aero. Во время маневрирования на стоянке пассажирской Boeing 787 авиакомпании Royail Air Maroc задел крылом заднюю часть фюзеляжа Boeing 777, принадлежавшего Turkish Airlines. Отмечается, что марокканский лайнер двигался вдоль терминала, а турецкий — ожидал посадки пассажиров у одного из выходов.

После осмотра специалистов выяснилось, что боинги получили повреждения. Известно, что самолет авиакомпании Royail Air Maroc планировал вылететь в Касабланку, а лайнер Turkish Airlines — в Афины. В результате происшествия никто не пострадал. Пассажиров турецких авиалиний были отправлены в греческую столицу другим рейсом.

Это был не первый за текущий год инцидент в стамбульском аэропорту Ататюрка. В мае 2018 года во время руления аэробус A330 южнокорейской компании Asiana крылом задел A321, принадлежащий местной . Никто в результате инцидента не пострадал, однако хвост самолета, на который пришелся удар, был полностью оторван.

Подобные происшествия происходили и в московском аэропорту . Так, в декабре 2016 года аэробус А321 во время буксировки крылом зацепил лайнер такой же модели, который заправлялся и должен был вылететь из Москвы во Владивосток. Оба самолета принадлежат . На тот момент на борту не было пассажиров и членов экипажа, заявляли в пресс-службе Шереметьево.

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...