Исчезающие народы России. Алеуты. Алеуты Алеуты численность и место проживания

АЛЕУТЫ — (самоназвание — унангаи), народ, коренное население Алеутских островов, полуострова Аляска (США) и Командорских островов (Российская Федерация, 644 человека). Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи языков. Верующие — в основном православные.

Расселение

Живут на Алеутских островах, севере полуострова Аляска и соседних с ним островах (8 тыс. чел.). На Командорских островах по данным переписи населения 2002 - 592 чел.

Численность Алеутов в середине XVIII в. - 12–15 тыс. чел. В 1980-е гг. на Алеутских о-вах жили 1815 чел., в т.ч. в г. Уналашка - 178, Сэнд Пойнт - 360, Кинг Коув - 283, пос. Сен-Джордж - 163, Сен-Пол - 450 чел. На Аляске, в г. Анкоридж, - 1512 чел., в Кадьяке - 573 чел.

История народа

По антропологическому признаку Алеуты вместе с эскимосами выделяются в арктический тип тихоокеанской ветви большой монголоидной расы. Язык относится к эскимосско-алеутской семье, предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад. В.И. Иохельсон считал его одним из архаических диалектов эскимосского языка. Диалекты языка алеутов - восточный, или уналашкинский (п-ов Аляска, острова Уналашка, Умнак, Прибылова), западный, или аттовский (острова Атту, Медный) и близкий к нему аткинский поддиалект (острова Атка и Беринга). Первая грамматика алеутского языка была составлена И.Е. Вениаминовым в нач. XIX в. на основе кириллицы. С 1970-х гг. письменность на латинице (на основе восточных и западных диалектов), в школах обучение ведется на родном и английском языках. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747. О возникновении этнонима «алеут» существует ряд версий: по обнаруженному русскими путешественниками-сибиряками сходству островитян с жившими в Томской губернии телеутами, или элеутами (XVIII в.); по имени «алант», какое русские на Камчатке давали всякому безымянному утесу в море (К.Т. Хлебников, 1830–1840); по догадке И.Е. Вениаминова (1840), увидев русских, островитяне спрашивали друг друга: «алик-уая» (сокращенно алиуая) - «что это?». Не имея возможности узнать наст. имени аборигенов, русские стали называть их алиутами (потом алеутами); по мнению Г.А.Меновщикова, этноним возник от чукотских аллитхух (отряд, войско, община); по версии Л.С. Берга (1935) - от чукотского алят - остров, алиют - островитяне. Самоназвание алеут - унанган (восточный диалект) или унангас (западный диалект). Имелись и местные названия для жителей различных островов: сасигнан, саскинан (Ближние острова), кагун (Крысьи острова), акугун (Четырехсопочные острова), кигигун (Креницына и Уналашка), каган таягунгин (Шумагина, полуостров Аляска), унимгин (Унимак), каулянгин, кагулингин (Умнак, Уналашка), нигугин, ниягунгин (Атка), намигун, негбо (Андреяновские острова). История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские исследователи, промышленники, миссионеры собирали данные о культуре алеутов. Особо обстоятельными были исследования Г.А. Сарычева, И.Е. Вениаминова, В.И. Иохельсона. Последний провел на Алеутских островах в 1909–1910 археологические раскопки. С кон. ХIХ в. изучение алеутов все более концентрировалось на проблеме их происхождения.

Долгое время существовали 2 гипотезы. По одной (Стеллер, Вениаминов, Квимби, Коллинз, де Лагуна, Хейзер, Козырева), алеуты пришли с северо-востока азиатского побережья. По другой (Долл, Иохельсон, Грдличка, Сполдинг, Бенк) - с Аляски. Исследования Г.Ф. Дебеца, М.Г. Левина, В. Лафлина, Н.Н. Дикова, Р.С. Васильевского доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры алеутов происходило на их современных территориях 6000–4600 лет до н.э. Согласно одной из точек зрения (Квимби), алеуты составляли южную группу эскимосов, по мнению других (Долл, Иохельсон, Токарева, Грдличка, Бергсланд, Лафлин), алеуты выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. Судя по общей очень редкой группе крови N у эскимосов и индейцев, существуют глубокие этногенетические корни предков эскимосоалеутов и американских индейцев. К сер. ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло собой территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом.

Хозяйство

Тип традиционного хозяйства Алеутов определили природные условия островов. Берингово море богато ластоногими и китами. Изобилие рыбы в морях дополнялось сезонным ходом красной рыбы для нереста в островные речки. Множество скалистых островков с птичьими базарами давали возможность для промысла птиц и яиц. Приливно-отливная зона служила местом сбора моллюсков, морской капусты и т.п. Подсобное значение имел сбор ягод, кореньев и трав. Мясо и рыбу ели в сыром, вяленом или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир (его держали в пузырях из желудков морских животных). Охота начиналась в конце апреля. С мая до осени ловили идущую на нерест рыбу. В середине июля охотились на птиц. Зимой промышляли с берега тюленей. На морского бобра (выдру) охотились в открытом море при помощи легкого неповоротного гарпуна (бобровой стрелки). При охоте на сивучей и нерп использовали тяжелый неповоротный гарпун, который бросали без помощи метательной дощечки. Поворотные гарпуны употреблялись при охоте на лахтаков и др. Сивучей убивали на лежбищах, отгоняя от воды палками (дрегалки) и копьями. Нерпу заманивали на берег манщиком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки. На китов охотились при помощи копья, кончик которого смазывался ядом. Через 2–3 дня умершее животное выбрасывало на берег. Птиц ловили при помощи метательных копий шатин и метат. снаряда бола - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах, который бросали, придав ему вращательное движение, в стаю птиц. Птица при этом запутывалась в ремнях. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук и стрелы. Рыбу ловили уженьем, во время нереста били острогами или ловили сачками, предварительно построив на реке запруду. Важную роль в морской охоте играла байдара – каркасная лодка из сивучьей или нерпичьей кожи. Садясь в круглое отверстие в водонепроницаемой одежде, охотник плотно стягивал его края вокруг пояса. Для страховки от аварии к байдаре привязывали пузыри из надутых нерпичьих шкур или сивучьих желудков. С проникновением огнестрельного оружия распростр. двухлючные байдары; во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие. Многовесельные открытые байдары использовались для перевозки детей и женщин, грузов, а также в военных походах. Изготовлением оружия, орудий труда, каменной и деревянной утвари занимались мужчины. Из камня изготовляли ножи, топоры, крепившиеся к деревянным рукояткам, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы для освещения и обогрева жилища, горевшие на китовом жире (фитиль делался из мха). Женщины шили, вышивали одежду, делали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. У алеутов были развиты все виды тканых плетений из растит. волокон. Алеутское плетение за высокое мастерство наз. шелковым, оно отличалось от эскимосского и индейского. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей. Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек. Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Поселения состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Их строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Внутри вдоль стен сооружали нары. Дом вмещал 10–40 семей. Семья жила на своей части нар, отделенных др. от др. столбами и пологами. Под нарами хранили утварь. На лето каждая семья переселялась в постройку типа шалаша или полуземлянки из китовых костей и плавника (уляк) - такой тип жилищ чаще встречался у восточных алеутов. Уляки служили также хранилищами для пищи и охотничьего снаряжения.

Одежда

Традиционной одеждой алеутов была парка - длинная глухая куртка из меха котика, калана, птичьих шкурок, женская - из шкур морских бобров или котиков мехом внутрь. Поверх нее надевали камлейку - непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. И парки, и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Мужская и женская одежда совпадала по покрою, несколько отличаясь украшениями. Обувью служили торбаса - сапоги из кожи морских животных. Более древний тип торбасов представлял собой широкое голенище с пришитой подошвой. Своей обуви алеуты не изготовляли, выменивали торбаса у эскимосов. Мужчины-промысловики носили также трофейную обувь.

Промысловыми головными уборами были богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами деревянные шляпы конической формы (у вождей-«тоёнов») либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников). Они надевались на капюшон поверх камлейки. По мнению С.В. Иванова, алеутские шляпы восходят к древнейшим зооморфным головным уборам и связаны с охотничьей магией. Г. Коллинз, Т. Матиассен, Т. Дженнесс предполагали связь их орнамента с древнеберингоморской культурой и через нее с предками меланезийцев, айнов, народов Амура. Подобные головные уборы у алеутов особенно распространены в период русской колонизации: их носили при контактах с русскими вожди - для отличия от простых соплеменников. Изготавливались они долблением из цельного куска дерева, который затем распаривали, придавая ему нужную форму. (Позднее - из нескольких кусков дерева, скрепленных внахлест.) Готовую шляпу расписывали белым, черным, красным, синим, зеленым и желтым цветами (орнамент - полосы, линии из точек, кругов, полукружий, штрихов, криволинейные узоры из завитков, парных и сигмаобразных спиралей и розеток; иногда сюжетные рисунки), с боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрич. орнаментом, в к-рый втирали краску. На вершине задней пластинки крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы дл. до 50 см. Количество усов зависело от охотничьих качеств владельца и говорило о числе добытых им моржей.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Головные уборы полагались только мужчинам.

Носили ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха, из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Были распростр. татуировка и раскраска лица и тела. С началом контактов с русскими и принятием крещения они исчезли из обихода.

Объединения алеутов

Территориальные объединения алеутов состояли из родовых групп, считавших свое происхождение от общего предка, возглавлял их вождь, который получал власть либо по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями, военное управление. Экономические преимущества вождь имел только после военных походов и торговых сделок, в повседневной жизни ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя, родовую группу возглавлял совет старейшин. Есть упоминания о родовых общинных домах, существовали элементы тайных мужских союзов с характерными для этого имитациями, ряжением, запугиванием женщин, секретностью. Юношей принимали по представлению дяди со стороны матери или (реже) отца. Были и женские тайные союзы, устраивавшие пляски в полнолуние, запретные для мужчин. Счет родства патри-, матри- и билатеральный. Брак патри- и матрилокальный. Существовали авункулат, кузенные браки, многоженство, сорорат,левират, братская полиандрия. У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах, за храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Предполагается, что рабство у алеутов развилось позднее, чем у индейцев северо-западного побережья Америки (тлинкитов, квакиютль и др.).

Религия

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к сер. ХIХ в. исчезли в основном отработка за жену и калым, многоженство и гостеприимный гетеризм. Для традиционных верований алеутов характерен анимизм, представления о существовании добрых и злых духов. Злые духи главным образом насылали болезни. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева, птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали также деревянные маски, надевавшиеся во время обрядовых плясок. Было распространено шаманство. Шаманская мифология включала представления о разных мирах, о вселении в человека болезнетворных духов. Как и у нек-рых народов Сибири, шаманский костюм символизировал птицу. Существовала также охотничья магия – обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты, ношение амулетов; алеуты верили, что, надев на себя шкуру, человек превращается в соответствующее животное, которое охраняет владельца.

Исчисление месяцев начиналось с марта. Их названия были связаны с локальными особенностями годового хозяйственного цикла и варьировались у разных групп алеутов.

Родовые погребения размещались в небольших углублениях среди скал. Умершим придавали сидячее положение. В погребения клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Знатных алеутов бальзамировали, хоронили (часто вместе с их рабами) в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами.

Один из основных праздников алеутов - зимнего солнцестояния - включал пляски, представления охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачу подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, сопровождались пантомимой и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали обрядовые головные уборы и деревянные маски, изображавшие соответствующих героев.

С кон. ХVIII в. обращенные в православие алеуты испытывали сильное влияние русской культуры. У них распространились обряды сватовства и венчания. Религиозные книги были переведены на алеутский язык, часть миссионеров происходила из аборигенов. Алеуты до сих пор остаются приверженцами православия, ведут службы на русский и алеутский язык. С 1799 территория Алеутских островов и прилегающей к ней части Аляски управлялась Российско-Американской компанией (РАК). Прежние стихийные контакты алеутов с русскими промышленниками были заменены организованным управлением. Основной целью РАК в отношении алеутов было стремление сохранить их традиционное хозяйство как надежный источник получения прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу других инородцев Российской империи, они платили в казну ясак, с 1821 были признаны российскими подданными.

В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. Первоначально их территория находилась под военным управлением, а в 1884 получила статус округа. Алеуты поддерживали контакты с моряками-китобоями и мехоторговцами. С 1887, в связи с открытием на Аляске месторождения золота, началось ее промышленное освоение, резко возросло число пришлых жителей. На Алеутских островах развивалась рыбоконсервная промышленность.

На культуру коренных жителей оказала большое влияние деятельность миссионеров. Ускорилась ассимиляция алеутов, особенно через школы, преподавание в которых велось на английском языке. Все это разрушающе действовало на их традиционную культуру и образ жизни. В 1912 Аляска (с Алеутскими о-вами) получила статус территории с местным самоуправлением. С 1915, как и все коренное население Аляски, алеуты были приравнены в правах к индейцам США и отданы под опеку Бюро по делам индейцев. В 1924 они получили права гражданства. В 1959 Аляска стала штатом США.

В России алеуты живут на Командорских островах (острова Медный, Беринга), большая же часть их - в США (Аляска, Алеутские острова).

Язык, диалекты.

Язык - эскимосско-алеутская семья языков. Язык предположительно обособился 3–4 тысячи лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На острове Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на острове Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга.

Происхождение, расселение.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Второй Камчатской экспедицией (1732–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного Азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – "народ") достаточно давно.

Численность их в середине XVIII века достигала 12–15 тысяч человек. С 1799 года Алеутскими островами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания, и для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с острова Атка и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 году их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном - 253 выходца с острова Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской Империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX веков натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 года алеуты признаны российскими подданными.

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 года по 1917 год острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

Название "алеут" дано русскими и впервые встречается в документах 1747 года, предположительно происходит от чукотского алиат - "остров", алиут - "островитяне" или от аллитхух - "отряд, войско, община" (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут, которым называли жителей поселка Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos - "народ", onyma - "имя": самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан, саскинан, беринговских - унанган, негосис, негогахвс. Название "алеуты" укоренилось в начале XX века.

Письменность.

Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX века на основе кириллицы.

Промыслы, орудия промыслов, средства передвижения.

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 года их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна - метательного копья на длинной веревке; сивучей и моржей промышляли на лежбищах; нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки; на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50–70 сантиметров с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На острове Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Жилища.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Одежда.

Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Украшения.

Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений.

Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Пища, ее заготовка.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. К середине XVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля.

Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater - "мать" и linea - "линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - "крест" и франц. cusin - "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - "брат матери") - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым - выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Религия.

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - "душа", "дух") - представления о душе как жизненной силе и о существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - "колдовство", "волшебство"), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стали миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Обряд погребения.

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Праздники.

Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

Фольклор, музыкальные инструменты.

Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных - покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Из истории экономического, социального, культурного развития. Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце XIX века рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м годам ХХ века обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 года начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседали на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства стали развиваться новые отрасли - звероводство, животноводство и огородничество.

Современная культурная жизнь.

Школьники села Никольское (остров Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х годов открыт Алеутский народный музей, в 1994 году - фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты "Алеутская звезда" и "Абориген Камчатки". Передачи ГТРК "Камчатка" систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

В 1996 году Камчатский центр национальных культур объединил все национальные общины и областную Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера в Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 года она называется ассоциацией алеутов "Ансарко".

Публикуется по полярной энциклопедии школьника "Арктика - мой дом", том "Народы Севера Земли" (М., 1999).

Место проживания. В России алеуты живут на Командорских островах (острова Медный, Беринга), большая же часть их - в США (Аляска, Алеутские острова).

Язык, диалекты. Язык - эскимосско-алеутская семья языков. Язык предположительно обособился 3–4 тысячи лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На острове Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на острове Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга.

Происхождение, расселение. История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Второй Камчатской экспедицией (1732–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного Азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – "народ") достаточно давно.

Численность их в середине XVIII века достигала 12–15 тысяч человек. С 1799 года Алеутскими островами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания, и для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с острова Атка и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 году их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном - 253 выходца с острова Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской Империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX веков натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 года алеуты признаны российскими подданными.

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 года по 1917 год острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

Название "алеут" дано русскими и впервые встречается в документах 1747 года, предположительно происходит от чукотского алиат - "остров", алиут - "островитяне" или от аллитхух - "отряд, войско, община" (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут , которым называли жителей поселка Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos - "народ", onyma - "имя": самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан , саскинан , беринговских - унанган , негосис , негогахвс . Название "алеуты" укоренилось в начале XX века.

Письменность. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX века на основе кириллицы.

Промыслы, орудия промыслов, средства передвижения. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 года их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин ) и метательного снаряда (бола ) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча ), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна - метательного копья на длинной веревке; сивучей и моржей промышляли на лежбищах; нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки; на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50–70 сантиметров с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На острове Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Жилища. Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах ). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Одежда. Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов ) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Украшения. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений.

Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Пища, ее заготовка. Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Социальная жизнь, власть, брак, семья. К середине XVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён . Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля.

Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

У алеутов имелись рабы (калга ) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater - "мать" и linea - " линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - "крест" и франц. cusin - "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - "брат матери") - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым - выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Религия. Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - "душа", "дух") - представления о душе как жизненной силе и о существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - "колдовство", "волшебство"), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стали миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Обряд погребения. Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Праздники. Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

Фольклор, музыкальные инструменты. Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных - покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях ), которую позднее заменила гитара.

Из истории экономического, социального, культурного развития. Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце XIX века рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м годам ХХ века обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 года начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседали на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства стали развиваться новые отрасли - звероводство, животноводство и огородничество.

Современная культурная жизнь. Школьники села Никольское (остров Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х годов открыт Алеутский народный музей, в 1994 году - фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты "Алеутская звезда" и "Абориген Камчатки". Передачи ГТРК "Камчатка" систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

В 1996 году Камчатский центр национальных культур объединил все национальные общины и областную Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера в Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 года она называется ассоциацией алеутов "Ансарко".

Общая информация

Алеуты - коренное население Командорских островов, входящих в административном отношении в состав Камчатской области. Алеуты живут также в США (коренное население Алеутских и Прибыловых островов, юго-западной оконечности полуострова Аляска). Общая численность алеутов - около 13 тыс. человек, в т.ч. в США более 12 тыс. Самоназвание - алеут, унанган. Алеуты, проживающие на острове Медном называли себя сасигнам. Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак. Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология названия спорна, возможна связь с алеутским алягук - «море». Говорят на алеутском языке, имеющем три диалекта: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный).

В настоящее время в России существует два диалекта - беринговский (язык западной диалектной группы) и медновский, являющийся крео-лизованным языком с алеутской лексикой и смешанной русско-алеутской грамматической системой.

Территория расселения и численность

Численность алеутов в России около 500 человек, на территории бывшего СССР - 528 (перепись 1989 г). Алеуты компактно проживают в селе Никольском Алеутского района Камчатской области. Всего в поселке около 900 человек, из них алеутов 315. Значительная алеутская диаспора сосредоточена на Камчатке и в южных районах Дальнего Востока, в большинстве случаев в составе смешанных семей.

Предки современных алеутов появились на Командорах в первые десятилетия 19 века. Русско-американская компания переселила сюда для промысла морских животных несколько семей с островов Атка и Атту. С самого начала постоянного освоения островов их население было смешанным: алеуты, русские и креолы (лица смешанного происхождения). Взаимодействие трех этих главных компонентов и сформировало к концу 19 века своеобразный культурный облик командорских алеутов. В начале XX века на Командорских островах существовало два крупных села - Никольское на острове Беринга и Преображенс-кое на острове Медном. Имелись и более мелкие поселения, по большей части сезонные, но нередко в них жили и круглый год. Концентрация островного производства в 70-е годы привела к ликвидации Преображенского как самостоятельного населенного пункта. Все жители Командор сосредоточились в селе Никольском.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные занятия алеутов - охота на морских животных (каланов, котиков), рыболовство, островное звероводство и собирательство. В начале XX века, в связи с резким падением численности котиков на лежбищах Командорских островов, значение котикового промысла в жизни алеутов сократилось. Ведущую роль в -хозяйстве стали играть рыболовство, охота на песца, а также огородничество и домашнее животноводство.

С 1932 г., когда на Командорах был создан специализированный зверосовхоз (зверокомби-нат), все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин числились его рабочими. Сохранялись потребительский лов рыбы, охота и собирательство. В сфере занятости начала формироваться категория служащих, в т.ч. работники административно-управленческого аппарата.

В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, быстрый рост хозяйственной и социальной инфраструктуры. Это сразу же отрицательно сказалось на положении алеутов. Очень скоро приезжие вытеснили коренных жителей из наиболее доходных и престижных сфер хозяйства. В настоящее время большинство алеутов работают в коммунальном хозяйстве подсобными рабочими (всего около 30 % трудоспособных). В традиционных промыслах постоянно занято около 10 человек, сезонно работают еще до 20 человек (примерно 3-6 %). Алеуты трудятся в доминирующей инонациональной среде, под руководством приезжих специалистов с более высоким образованием и профессиональным опытом.

В Алеутском районе зарегистрировано несколько национальных предприятий, основными видами деятельности которых являются традиционные промыслы, и учредителями которых являются представители алеутского населения, однако они не всегда получают лимиты на вылов рыбы, добычу дикого оленя и морского зверя, а, следовательно, нет и их развития. В настоящее время часть предприятий прекратило свою деятельность.

Основные проблемы

С 1994 года Командорские острова являются государственным природным заповедником. Заповедный статус, безусловно, сохраняет редкую флору и фауну территории. Но в условиях экономической нестабильности, транспортной изолированности района, трудностями финансирования, ростом безработицы обострились проблемы пользования ресурсами. Алеуты на протяжении веков жили с ощущением чувства хозяина своей земли. В настоящее время такого чувства нет. Государство создало непреодолимую систему лицензирования и регламентации и не признает прав коренного населения на владение и пользование природными ресурсами, которые стали источником обогащения чиновников. С момента создания и по настоящее время заповедник не разработал ни одной научной рекомендации по рациональному природопользованию. Нужно создать условия, позволяющие коренному населению без ущерба для уникальной природы островов вести традиционные промыслы с использованием современных технологий для глубокой переработки продукции промыслового хозяйства, выпуска деликатесной продукции из рыбы, оленины, пушно-меховых изделий, консервов и сухих кормов для домашнего скота и животных. Необходимо также расширить участие алеутов в природоохранной деятельности.

Этно-социальная обстановка

Алеуты, некогда насчитывавшие более 90 % населения Командор, составляют сегодня лишь около 35 % их жителей. Как и всякое меньшинство, они являются наиболее уязвимой частью населения, составляют основную массу безработных, стоящих на учете в службе занятости. Местные власти, решая проблемы района, коренному населению особого внимания не уделяют. Местные законы не устанавливают для алеутов никаких преимуществ. Даже предусмотренное федеральным законодательством снабжение малочисленных народов традиционным питанием (вылов лососевых пород рыбы) распространяется на все население. Бесплатные лицензии на добычу оленей не выдаются. В условиях оторванности от материка серьезно осложняют обстановку на Командорах социальные проблемы. Ремонт жилого фонда не производится уже много лет, жители сами завозят необходимые материалы для ремонта с материка. Непомерными в условиях массовой безработицы стали возросшие тарифы на электроэнергию, плата за излишки жилой площади. Не учитываются климатические условия территории.

Установлен лимит на потребление электроэнергии - 100 квт на человека в месяц, что не обеспечивает потребности населения. Качество электроснабжения низкое, напряжение в сети колеблется от 140 до 200 вольт, во время непогоды, а она на островах постоянно, электроэнергия может не подаваться неделями. В критическом состоянии находятся системы тепло и водоснабжения жилых и социальных домов.

Этно-культурная ситуация

Командорские алеуты, изначально формировавшиеся как креольская этническая общность, ставшие в советское время самостоятельным «малым» народом Севера, в настоящее время превращаются в русскоговорящую старожильческую группу. Все командорские алеуты русскоязычны. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются еще носителями родного языка. Впрочем, проблема утраты родного языка характерна практически для большинства коренных народов Севера РФ. Созданная в 30-е годы и восстановленная на русской графической основе в конце 80-х гг. письменность на алеутском языке практически не используется. Язык в школе преподается на уровне факультатива.

Глубокая изоляция Командор от остальной территории страны и области, ограниченный доступ на острова приезжему населению и в силу этого замедленность ассимиляционных процессов создают условия для стабильного функционирования сложившейся культуры. С этой точки зрения этнокультурная ситуация на Командорах уникальна, а сами алеуты представляют исключительный интерес как единственная наиболее яркая креольская группа в пределах современной территории РФ. Нынешнее поколение алеутов стремится к сохранению и возрождению своего культурного наследия. Работает алеутский краеведческий музей. Важную роль в деле сохранения народных традиций играет национальный ансамбль «Унанган» и семейный ансамбль «Чиян», созданные еще в начале 80-х гг. Есть попытки возродить традицию резьбы по кости и камню как вид прикладного искусства, растет привлекательность традиционных алеутских вечеринок, других национальных форм проведения досуга.

Важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в с. Никольском на средства федерального бюджета. Также необходимо восстановление постоянных культурных связей с алеутами, проживающими на территории Аляски.

Управление и самоуправление

Командорские острова в качестве особого Алеутского национального района в составе Камчатской области были выделены в 1928 г. В середине 30-х гг. этот статус был отменен и восстановлен в послевоенное время. Статус национального района в -настоящее время не дает алеутам никаких преимуществ. Их участие в местных органах власти чисто символическое. В силу низкого представительства во властных структурах они не в состоянии влиять на положение дел. Проблемами коренного населения в администрации района занимается специалист по народам Севера. Единственным органом самоуправления алеутов является Ассоциации народов Севера «Ансарко» Алеутского района Камчатской области, которая объединяет алеутов и членов их семей, проживающих в селе Никольском. Высшим органом является общее собрание. В период между собраниями работой руководит правление из пяти человек во главе с президентом, избираемым общим собранием на четыре года. Основное направление деятельности Ассоциации - защита прав местного коренного населения в вопросах землепользования, социальной защиты, обеспечения традиционного питания. Администрация района практической помощи не оказывает. В связи с малочисленностью, а также со сложным материальным положением населения, осуществлять свою деятельность за счет членских взносов Ассоциация не может. У нее нет штатных работников, постоянного помещения. Деятельность Ассоциации осуществляется на общественных началах.

Определенные надежды возлагаются на созданную в сентябре 1998 года Международную Ассоциацию Алеутов, постоянного участника Арктического Совета. Цель организации - способствовать дальнейшему экономическому и культурному развитию алеутов России и Аляски.

Правовые документы и законы

Органы муниципального образования нормативных актов о правах коренных малочисленных народов Севера не принимали. Не выполнен Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 22 апреля 1992 года.

Перспективы сохранения алеутов как этноса

Для будущего командорских алеутов как уникальной этнокультурной группы, необходимо, прежде всего признание их прав на земли и природные ресурсы. Создание условий, при которых они имели бы возможность работать и тем самым обеспечивать нормальное существование своей семьи. Льготы и социальные пособия способствует лишь воспитанию иждивенческих настроений и не могут служить основой для возрождения полнокровной этнической жизни. Для сохранения языка и национальной культуры необходимо создание условий для безвизового проезда алеутов России и Аляски.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

Автоэтноним (самоназвание).
Унанган/анангин: Самоназвание унанган/анангин, возможно происходит от антангик "человек”, ангангик - "живущий”, "житель”.

Основная территория расселения.
В пределах территории России живут на Командорских о-вах, куда были переселены в 1825 г. администрацией Российско-Американской компании с восточных островов Алеутской гряды.

Численность.
Численность по переписям: 1897 - 574 (включая смешанное русско-алеутское население), 1926 - 353, 1959 - 421, 1970 - 441, 1979 - 546, 1989 -702.

Этнические и этнографические группы.
В связи с островным характером расселения алеуты делятся на ряд групп, которые различаются антропологически, лингвистически и этнографически. Наряду с тремя основными подразделениями алеутов - восточные (часть Аляски, Лисьи о-ва), центральные (Андреевские о-ва) и западные (Ближние, Крысьи о-ва), выделяются более мелкие, как правило, островные группы, которые имеют собственные самоназвания - сасигнан, намигун, акугун и т.п. Алеуты Командорских островов делятся на беринговскую и медновскую группы и отличаются своеобразием и устойчивостью физического типа и эническими особенностями по отношению к другим алеутским группам.
Антропологические характеристики.
В антропологическом отношении алеуты принадлежат к арктической локальной расе, но занимают в ней обособленное положение, поскольку выделяются, в так называемую, островную группу популяций. В составе командорских алеутов присутствует европеоидная примесь, но, в целом, они сходны с восточными группами, хотя и образуют две субпопуляции беринговскую и медновскую.

http://pda.spbvedomosti.ru

Язык Алеутский:
Язык алеутов относится к эскимосско-алеутской языковой семье. Островной характер расселения и изоляция с 1867 г. командорских алеутов от своих восточных сородичей, определяет специфику их языка. Он распадается на два диалекта. На о-ве Беринга представлен атхинский диалект, без значительных изменений грамматики и лексики по отношению к алеутскому языку в целом. На о-ве Медном, сформировался особый язык креольского типа, со смешанным алеутско-русским строем, который совершенно не понимают русские и с большим трудом беринговцы.

Писменность.
Язык бесписьменный.

Этногенез и этническая история.
Ранняя этнокультурная история алеутов тесно связана с эскимосами (см.: ). Разделение единой эскоалеутской общности, по различным оценкам, произошло от 2600 до 6000 лет до н.э. на стадии континентальной культуры, поскольку лексика эскимосов и алеутов, связанная с морским зверобойным промыслом различна. Это связано с процессом освоения предками эскимосов и алеутов различных территорий Берингии и Американского Севера. В настоящее время более предпочтительной является точка зрения о их формировании именно на Алеутских островах. Обнаруженные здесь наиболее древние археологические свидетельства (ст. Анангула, ок. 8000 лет назад), указывают на генетическую связь местного населения с азиатскими культурами. Именно на этой основе в последствии и сформировались собственно алеуты. Островной характер формирования алеутов подтверждает и их антропологическая специфика (островная группа популяций в составе арктической расы), которая сформировалась в результате островной изоляции и адаптации к местным условиям. История российских алеутов, населяющих Командорские о-ва (о. Беринга и о. Медный) начинается не ранее 1825 г., когда на о. Беринга было переселено 17 алеутских семей. Это переселение было связано с освоением Российско-Американской компанией промысловых территорий. В качестве промыслового населения использовались не только русские, но, прежде всего алеуты и отчасти эскимосы. Этот процесс продолжался до 80-х гг ХIХ в. и в 1900-х гг. население Командор составило 532 чел. По имеющимся данным оно было смешано. Причем оценки соотношения между собственно алеутами и креолами (потомки от браков между русскими и алеутами) варьируют от 90 до 30 %. В любом случае, в культуре населения Командор преобладают алеутские этнические традиции. Особенностью историко-культурного развития алеутов является динамика их этнической культуры в зависимости от политики Российско-Американской компании, которая оказывала влияние на соотношение жизнеобеспечивающих и товарных основ их экономики. На начальном этапе, до 1867 г., отмечено сохранение культурной традиции, соответствующей общеалеутской (добыча пушнины, охота на морского зверя, заготовка товарного продовольствия, традиционные элементы материальной культуры), либо, в связи с особенностями географии Командор, частично видоизмененной (собачья упряжка, заимствованная с Камчатки). Значительное влияние на алеутов оказали русские. Второй этап (1871-1920-е) истории Командор начался с аренды островов сроком на 20 лет американской промысловой компанией. Он характеризуется частичным нарушением культурной преемственности, что было связано с интенсификацией товарных отношений, увеличением доли привозных товаров, при сохранении прежних видов промысловой деятельности. С 1891 г. Командоры перешли в аренду отечественным компаниям, но прежние тенденции развития их культуры, особенно в сфере материальной культуры, продолжилась. При этом, сохраненились основы традиционных социальных институтов, отчасти духовной культуры.

Традиционная одежда.
Мужской и женский костюм алеутов был сходен по составу, конструкции и материалам из которых он шился. Плечевая одежда глухого типа – парка – чаще изготовлялась из птичьих шкурок, либо шкур калана, котика. Поверх парки носилась камлейка из китовых кишок. Штаны и обувь – торбаса – шились из шкур морских животных. В повседневном обиходе была широко распространена «русская» одежда. В период американской, а заем и русской концессий (1871-1920-е гг.) одежда практически полностью стала привозной.



Традиционные поселения и жилища.
Поселения алеутов имели прибрежное расположение. За исключением относительно крупных административных поселений (Никольское на о.Беринга, Преобрженское на о.Медном), в основном они были небольшими и состояли из двух-трех жилищ. Традиционная алеутская полуземлянка, сферической либо пирамидальной формы, имела кркас из плавника или костей кита, который обкладывался травой и дерном. В прошлом вход в жилище был через крышу, в XIX в. через боковую стену и пристроенные к ней сени. Жилища были довольно большие и вмещали от 10 до 40 семей. Сооружались и небольшие полуземлянки на 1-2 семьи. В XIX в. стали строить наземные бревенчатые жилые и хозяйственные постройки.

Пища.
Традиционная пища алеутов достаточно разнообразна и содержит мясной (мясо морских животных, птиц), рыбный и растительный компоненты. Мясо и рыбу использовали в пищу в вареном и сыром (чаще рыбу) виде, вялили и солили впрок. Значиельную долю в пищевом рационе составляли продукты собирательства. http://www.hrono.ru/


Социальная жизнь, власть, брак, семья.
К середине XVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.
У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater - "мать" и linea - "линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - "крест" и франц. cusin - "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - "брат матери") - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю). В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым - выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.


Обряд погребения.
Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Фольклор, музыкальные инструменты.
Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных - покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др. http://www.kamchatsky-krai.ru

Орнамент.


Сказки.

ОДНОГЛАЗЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЛИСИЦУ.
Жил одноглазый человек с женой. Ночи он проводил с женой, но как только начинало светать, он оставлял жену н уходил из дому. Так он целый день где-то проводил время. Жена его не знала, почему муж днем домой не приходит, где он время проводит, и что он там делает. Она решила это узнать.
Однажды, когда он ушел утром, она пошла за ним и дошла до того места, куда он днем уходил. Но когда она подошла к нему близко, то увидела, что у него нет одного глаза. Как только она это увидела, решила покинуть его. С наступлением дня она отправилась в путь. Когда она шла, вдруг увидела: навстречу ей идет великан. Великан дошел до нее, взял ее к себе на плечи и понес. Он дошел с нею до горы и поднялся на вершину. Там была подземная юрта. Великан бросил женщину в проход юрты. Она очнулась в землянке и начала плакать. Не имея одежды, она сильно мерзла и жалела о том, что оставила мужа из-за того только, что сочла его некрасивым:.
Так плача, она вдруг услышала, что кто-то говорит:
- Ну, перестань плакать. Вот над тобою находятся шкурки земных птиц. Возьми их и надень.
Женщина посмотрела над собою и после долгих поисков увидела корзину, плетенную из травы. Поискав в ней, она нашла Кухлянку из вороньих шкур. Взяла кухлянку, но как ни старалась ее надеть, не могла. Кухлянка была ей мала. Опять она начала плакать.
И снова услышала чей-то голос:
- Оставь, перестань плакать. Вот над тобою висит тра­вяная корзина. В ней ты найдешь шкуры земных животных, возьми их и надень. Перестань плакать.
Когда ей это сказали, она посмотрела наверх и увидела корзину. Там нашла выделанные шкуры лисиц. Взяла их и попробовала надеть. Когда стала их надевать, почувствовала тепло. Надев шкуры, она начала искать выход из землянки. Нашла его и вышла. Отправилась в путь. По дороге женщине захотелось пить. Она дошла до реки, и когда нагнулась, чтобы напиться, то увидела, что у нее, оказывается, появились лисьи уши. Женщина отправилась дальше. Когда шла, почуяла, что за нею кто-то идет. Повернула назад голову и увидела, что за нею, оказывается, волочился лисий хвост. Когда она это увидела, попыталась от него освободиться, но не смогла. Так с лисьим хвостом пошла дальше. Женщина дошла до места, где ее отец обыкновенно промышлял тюленей. Она спустилась к берегу моря и стала смотреть, как ее отец на море тюленей убивает. Вот отец пе­рестал охотиться на тюленей и поехал к берегу. Увидел он на берегу лисицу и пристал к тому месту, где она находилась. Заметив, что лисица его не боится, он хотел ее взять, но она все от него отскакивала. Тогда он бросил ей тюленины. Накормив ее, он отправился в свое селение. И когда отец ушел в свое селение, она тоже туда побежала. Когда день уже кончился, женщина-лисица пришла к дому своего отца. Много раз она пыталась войти в дом. Но как только женщина-лисица наклонит свою голову, чтобы спуститься в дом, так ее голова сама отскакивает в сторону.
Так она не спустилась в дом своего отца, ушла в поле и, сказывают, там осталась.
Все.




В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...