Площадь Регистан в Самарканде: медресе Улугбека, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор. Площадь регистан в самарканде Ансамбль регистан в самарканде

Площадь Регистан в Самарканде является культурно-историческим центром и сердцем города с тысячелетней историей. Ее формирование началось на стыке 14-15-х веков и продолжается поныне. Достоянием мирового масштаба является ансамбль из трех изящных медресе Шердор, Улугбека и Тилля-Кари, представляющих собой непревзойденный шедевр персидской архитектуры. С 2001 года архитектурный комплекс находится под защитой ЮНЕСКО.

Описание

Городов с площадью Регистан в Средней Азии достаточно много, но именно самаркандская является самой большой и самой ценной с точки зрения культурного наследия. Расположена она в историческом центре Самарканда, одного из важнейших населенных пунктов Узбекистана.

Фото площади Регистан впечатляет, с одной стороны, красотой, с другой - величием расположенных здесь объектов. Бирюзовые купола возвышаются над покрытыми восточной вязью университетами-медресе, а огромные входные арки словно приглашают в неизведанный мир знаний. Видимо, не случайно Самарканд во времена Средневековья являлся ведущим мировым культурно-просветительским центом, где, помимо Корана, философии и теологии, изучали математику, астрономию, медицину, архитектуру и прочие прикладные науки.

Название

На арабском «рег» означает один из типов песчаных пустынь. Отсюда напрашивается вывод, что местность некогда была покрыта песком. Здесь и начинаются научные предположения о происхождении названия площади Регистан.

По одной из версий, раньше тут пролегал ирригационный канал. На его дне скопилось много песка, и когда в результате застройки города воду осушили, территория стала напоминать участок пустыни.

По другой версии, еще со времен завоевателя Тимура площадь служила местом публичных казней. Чтобы кровь не растекалась и не воняла в условиях жаркого климата, грунт засыпали слоем песка. Впрочем, подтвердить либо опровергнуть данные версии не представляется возможным. Известно только, что на момент смерти Тимура (1405 год) ни одного из ныне существующих сооружений еще не было построено.

Ранняя история

Площадь Регистан первоначально представляла собой типичный средневековый городской квартал, застроенный жилыми хижинами, лавками, мастерскими, торговыми рядами. Не было и намека на архитектурное планирование. К площади со всех сторон сходились 6 радиальных улиц Самарканда (Мараканды). На пересечении четырех из них (в частности, ведущих к Бухаре, Шахрисабзу и Ташкенту) женой Тимура, которую звали Туман-ага, в конце XIV века был построен небольшой торговый пассаж купольного типа Чор-су (Чорсу). В переводе с узбекского он так и звучит: «четыре угла».

Со временем властителем державы Тимуридов стал внук Тимура - Мирзо Улугбек. В отличие от воинственного дедушки (также известного под именем Тамерлан), он проявлял живой интерес к наукам и впоследствии стал выдающимся просветителем своего времени.

При Улугбеке начинает формироваться нынешний облик площади Регистан. В самом начале XV века здесь был построен первый крупный объект - тим (крытый рынок) Тильпак-Фурушан. Он стал привлекать торговцев со всего региона, для их постоя рядом был возведен караван-сарай Мирзои. Четыре года спустя Великий хан строит богато украшенную ханаку - обитель для дервишей (странствующих монахов).

Медресе Улугбека

Постепенно площадь Эль-Регистан из торговой стала превращаться в парадные ворота Самарканда. Началом преображения стало строительство медресе. Улугбек, увлекавшийся астрономией, повелел возвести на месте крытого рынка крупнейший на востоке духовно-просветительский центр, совмещенный с обсерваторией.

Даже в теперешнем состоянии медресе Улугбека впечатляет гармоничным сочетанием монументальности и изящества. Но на момент постройки в 1420 году оно было еще прекраснее. Четырехугольное в плане здание размерами 51x81 м венчали четыре купола бирюзовых оттенков. В каждом из углов возвышались трехъярусные минареты. Согласно восточной традиции зодчества в центре находился закрытый двор 30x30 м. Основная аудитория, она же мечеть, располагалась в задней части. Вопреки ожиданиям, там же был главный вход. Гигантская арка, обращенная к площади, выполняет декоративно-символические функции, олицетворяя силу знаний.

Горькие уроки истории

К сожалению, Медресе Улугбека не дошло до нас в первозданном виде. Виной тому и землетрясения, и человеческое безразличие, и военные конфликты. После 200 лет процветания, будучи крупнейшим и самым уважаемым средневековым университетом, учебное заведение стало постепенно приходить в упадок. Виной тому перенос столицы государства Мавераннахр из Самарканда в Бухару.

В XVI веке во время правления эмира Ялангтуша Бахадура медресе было отреставрировано. Однако в XVIII веке регион охватили междуусобицы и народные волнения. Власти распорядились снести второй этаж здания, дабы повстанцы не могли обстреливать сверху правительственные силы. Таким образом, исчезли чудесные купола цвета весеннего неба. Также пострадала отделка. Позже начали падать минареты вследствие природных катаклизмов и по причине воровства местными жителями кирпичей из основания кладки. После сильного землетрясения, произошедшего в 1897 году, сооружение превратилось в руины.

Возрождение

Сохранились старые фото площади Регистан в Самарканде начала XX века. На них видно, что медресе Улугбека находилось в плачевном состоянии. Уцелели арка и первый этаж основного корпуса, а также нижние (самые высокие) ярусы передних минаретов. Отделка фасадов была сильно повреждена.

К тому времени в регионе устанавливалась советская власть, уделявшая большое внимание просвещению. В 1918 году северо-восточный минарет начал быстро накреняться, угрожая упасть на многочисленные лавочки и торговые ряды, ютившиеся поблизости. Комиссия Туркомстариса по надзору за сохранением исторических памятников разработала план спасения уникального сооружения. К проекту подключился выдающийся инженер Владимир Шухов, который предложил оригинальный способ выравнивания минарета, который с успехом был осуществлен.

Позже архитектурный комплекс был поставлен на реставрацию, которая заняла 70 лет. Пик работ пришелся на 1950-1960 годы. В 1965-м выпрямили и укрепили юго-восточный минарет. В 90-е силами уже Узбекистана восстановлен второй этаж.

Медресе Шер-Дор

Не менее впечатляющим памятником архитектуры площади Регистан является медресе Шер-Дор. Его возвели на месте обветшавшей ханаки Улугбека по указанию Ялангтуша Бахадура в 1636 году. Строительство велось 17 лет под руководством зодчего Абдул Джаббара, за роспись и декор отвечал Мухаммед Аббас.

Конфигурацией здание походит на стоящее напротив медресе Улугбека. Фасад парадной арки украшают снежные барсы (символ древней Мараканды), несущие на спине солнце. Они и дали название университету: Шер-Дор - «обитель львов». Отличительной особенностью комплекса являлся непропорционально большой центральный купол. Под его весом сооружение через несколько десятков лет начало деформироваться.

Впрочем, медресе продолжает славные традиции персидских зодчих. Ажурная позолоченная вязь цитат из Корана переплетается с геометрическими спиралевидными узорами из глазурованного кирпича и утонченной мозаикой. Отделка стен сохранилась достаточно хорошо, но часть минаретов была разрушена.

Медресе Тилля-Кари

Относится к тому же историческому периоду, что и Шер-Дор. Оно занимает центральное место на площади Регистан. Построено в 1646-1660 годах на месте караван-сарая Мирзои. Благодаря особенностям отделки оно получило название Тилля-Кари - «украшенное золотом». Медресе также выполняло функции соборной мечети.

Здание значительно отличается архитектурным стилем:

  • передний фасад украшают два яруса худжр (келий), обращенных к площади арочными нишами;
  • вместо неустойчивых минаретов по углам возвышаются небольшие башенки с куполами, называемые «гульдаста»;
  • заднюю часть занимает мечеть с большим куполом.

Центральный портал также монументален, как и у соседних медресе. В отделке широко использована майолика и мозаика с характерным растительно-геометрическим орнаментом.

Из глубины веков

Как ни печально, но из-за гражданских войн, вторжения соседей и набегов кочевников Самарканд к середине XVIII века был практически заброшен. В отдельные годы в городе не оставалось жителей. По улицам бродили разве что охотники за сокровищами, дервиши да дикие звери. Медресе неумолимо разрушались, а площадь занесло 3-метровым слоем песка, что символично, учитывая ее название.

К 1770 годам власть стабилизировалась, и в Самарканд потянулись жители. Регистан, как в лучшие годы, оглашали крики торговцев, ремесленники представляли свое умение, а многочисленные покупатели приценивались к товарам. Царские власти в 1875 году провели «большой субботник». Сняли наносной грунт (достигавший толщины 3 метров), очистили нижние этажи зданий, замостили площадь и прилегающие улицы. С приходом в 1918 году Советской власти медресе были закрыты и превращены в музеи. Весь последующий период большие средства направлялись на реставрацию регистанского архитектурного ансамбля.

Сегодня он является главным символом древней Мараканды и Узбекистана в целом. Согласно отзывам туристов, комплекс сохранил дух старины. Находясь рядом с ним, человек чувствует свою сопричастность с великой историей. Несмотря на монументальность, здания не давят своими размерами. Они выглядят изящно, а воздушная вязь орнаментов словно устремляется в небо.

Площадь Регистан в Самарканде

Первоначальное название Самарканда звучит как Симескинт, т. е. «большое, богатое селение». Такое название было вполне оправдано в те далекие годы, когда великий завоеватель Тимур решил сделать «селение» столицей своей державы, превосходившей по размерам Римскую империю. Безвестный летописец писал о Самарканде: «Тимур так хотел возвеличить этот город, что какие страны он ни завоевывал и ни покорял, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестную землю. Из Дамаска привел он всяких мастеров, каких только мог найти: таких, какие ткут разные шелковые ткани, таких, что делают луки для стрельбы и разное вооружение, таких, что обрабатывают стекло и глину, которые у него лучшие на всем свете. Из Турции привез он ремесленников, каких мог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось. Кроме того, он привез инженеров и бомбардиров и тех, которые делают веревки для военных машин. Они посеяли коноплю и лен, которых до сих пор не было на этой земле. Сколько всякого народу со всех земель собрал он в этот город – как мужчин, так и женщин, – что всего, говорят, было больше полутораста тысяч человек».

Выстраивая свой город, «властелин Азии» шел по следам древних арабов, которые в VII–VIII вв. поселились в этих местах, принеся с собой религию ислама. Впоследствии многие города, в том числе и Самарканд, были начисто стерты с лица земли полчищами Чингисхана, и возрождаться они начали только с конца XIV в., после победоносных битв Тимура. Он не только разгромил Золотую Орду и открыл торговые пути на запад. Великий воитель наголову разбил грозного турецкого султана Баязета, завоевал часть Кавказа, Месопотамию и Сирию. В России Тимур дошел до Ельца, а в Индии разрушил древний город Дели. Став богатейшим властителем Востока, Тимур решил прославить свое имя в памятниках архитектуры, для чего и был избран древний город, чья слава отныне должна была связываться с именем покорителя азиатского континента. Начало было положено постройкой самой большой в мире мечети Биби-Ханым, которую по праву можно назвать «симфонией в камне».

Те части здания, которые воспринимаются только издали, покрыты крупными геометрическими узорами – синими, бирюзовыми, белыми с вкрапленными в них черными и зелеными кирпичами. В местах же, рассчитанных на рассматривание вблизи, преобладает изразцовая мозаика с мелким цветным орнаментом.

Самаркандские мастера умели изготовлять кирпичи настолько мягкие, что их легко можно было резать ножом. По заранее составленному рисунку мастера вырезали сотни тысяч маленьких цветных кусочков и выкладывали ими узорное панно, как ковром, покрывающее мечеть Биби-Ханым.

Всю центральную часть мечети, рассчитанную на десять тысяч молящихся, занимает огромный прямоугольный двор. В него ведет гигантский стрельчатый портал, словно охраняемый по бокам двумя башнями. Это минареты, откуда муэдзины, распевая молитвы, призывают правоверных в мечеть.

Колоссальный портал намного выше основного здания – черта, характерная для среднеазиатской архитектуры. Чем значительнее здание, тем больше и богаче его портал.

Главным сооружением мечети и гордостью являются арка ее второго портала и стоящий на ней купол, покрытый изразцовым нарядом, высотой в сорок один метр. Он так велик, что даже вход в египетский храм рядом с ним может показаться миниатюрным. Да и вся постройка подавляет своей грандиозностью, подчеркнутым контрастом огромных порталов и легких галерей, безмерными массами отдельных своих объемов и гигантскими масштабами плоскостей, покрытых мозаикой.

Здесь надо сказать, что керамические изделия – политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие плитки – в изобилии использовались для декора фасадов и внутренних поверхностей стен, а также в качестве покрытия нескольких заостренных в верхней своей части куполов мечетей и мавзолеев. Преобладающим цветом глазурованных плиток был сине-голубой. На этом общем голубом фоне выступали белые, зеленые и желтые детали так называемого арабескового орнамента (растительных и геометризованных орнаментальных мотивов). В этот орнамент вводилась вязь куфического, древнеарабского письма.

Строительство, затеянное Тимуром, продолжил его внук, Улугбек, которого в народе называли «Утешителем человечества». Эмир Улугбек прославился не только как продолжатель дела своего знаменитого деда, но и как выдающийся ученый, строитель величайшей обсерватории своего времени. Для новой мечети он выбрал место на обширной площади Регистан, что означает «песчаное поле». Это здание не просто мечеть, а одновременно и медресе – учебное заведение и общежитие для студентов, изучающих Коран.

В то время главным предметом в медресе было богословие. Но Улугбек стремился, чтобы учащиеся овладевали и точными науками, поэтому эмир сам читал здесь лекции по математике и астрономии.

Прямоугольный двор медресе Улугбека окружен двухэтажными арочными галереями, в которых место колонн заняли кирпичные столбы. За каждой стрельчатой аркой находится «худжра» – помещение, где живут студенты. Каждая галерея прерывается глубокой нишей, которая в жаркие летние дни служит аудиторией.

Еще одно медресе имеет название Шир-Дор. Это квадратное здание со стоящими по сторонам главного фасада двумя тонкими минаретами, облицованными голубым глазурованным кирпичом. В центре – громадный арочный портал, также одетый в голубые изразцы. Слева и справа от него со стороны двора – складчатые купола часовен. Входим внутрь. Вокруг – двухэтажные галереи, раскрытые в сторону двора посредством стрельчатых арок. Везде – в простенках арок, на деталях главного молитвенного помещения – остатки красивых небесно-голубых орнаментированных изразцов. Там, где облицовки уже нет, виден специфический песочно-сероватый кирпич, цвет которого вообще очень характерен для среднеазиатского строительства, где кирпичи делаются из лёссовой глины.

Невдалеке на той же площади Регистан находится фамильный склеп Тимура и тимуридов. В 1404 г., когда у Тимура умер любимый внук и наследник Мухамед-Султан, престарелый властелин приказал построить великолепный мавзолей. Имя «Гур-Эмир», что значит «гробница Эмира», усыпальница получила год спустя, когда в ней рядом с внуком под черным нефритовым монолитом был похоронен сам Тимур.

Гур-Эмир представляет собой восьмиугольное основание с большим ребристым куполом, приподнятым на высоком цилиндре, именуемом «барабаном».

Стены мавзолея покрыты сеткой геометрического орнамента из чередующихся кирпичиков серо-желтого цвета и изразцов, политых синей, голубой и белой глазурью. Барабан, сплошь облицованный изразцами, украшен вязью гигантских букв. Буквы складываются в слова, прославляющие Аллаха и пророка его, Магомета.

Возвышаясь над плоскими крышами домов, купол Гур-Эмира кажется огромной шапкой из бирюзы. Поверхность этой шапки не гладкая, как у европейских куполов. Белые, синие и голубые изразцы ковром покрывают толстые полукруглые жгуты, как будто опускающиеся с вершины купола вниз, к барабану.

Внутреннее убранство мавзолея поражает своим великолепием. Стены отделаны полупрозрачным, молочно-зеленоватого цвета ониксом, над полосой оникса протянут карниз, вырезанный из белого, расписанного золотом мрамора, а над ним широкая мраморная лента, сплошь покрытая изречениями из Корана.

Четыре глубокие ниши по сторонам мавзолея использованы для окон. Свет вливается через вязь двойной решетки. Наружная ее часть из белого алебастра, а внутренняя – из кусочков драгоценного дерева чинары. Однако более всего впечатляет резная дверь с инкрустацией из слоновой кости, перламутра и серебра.

В целом же, в декоративной изразцовой орнаментации мавзолея Гур-Эмир столько разнообразия (мрамор, оникс, мозаичные поливные панно, резная штукатурка, золоченое папье-маше), что мотивы, представленные здесь, могли бы составить целую энциклопедию декоративного искусства Средней Азии.

За несколько веков со времен правления Тимура на главной площади Самарканда выросла целая улица культовых сооружений под названием Шах-и-Зинда, что означает «Живой царь». Такой культ существовал задолго до возникновения ислама, но проповедники новой религии сумели обратить этот культ себе и верующим во благо. Так была создана легенда о родственнике пророка Магомета Кусаме-ибн-Аббасе, воине, ставшем святым и попавшем в рай благодаря неустанным молитвам. Его захоронение издревле почитали в Самарканде, а последующие правители и священнослужители считали, что если быть погребенным рядом с могилой святого, это принесет покой и отдохновение на том свете.

Всего в Самарканде насчитывается двадцать пять мавзолеев, в их числе и гробница Кусама. О ней арабский путешественник и географ Ибн-Батута писал: «Могила благословенна, над ней возведено четырехугольное здание с куполом, у каждого угла стоят по две мраморные колонны. Мрамор зеленого, черного, белого и красного цветов. Стены тоже из разноцветного мрамора с золотым орнаментом. Крыша сделана из свинца».

Примечательны в Шах-и-Зинда и арабески каллиграфических надписей. Большинство из них религиозного характера, но есть и сведения об истории Самарканда, и даже упомянуты имена архитекторов, строивших некрополь в разные эпохи. Это – Шамсиддин, Бадриддин, Али Сайфи, Фахралли и др.

Сегодняшнему туристу эти имена, наверное, мало что скажут. Зато плоды их творений видны отовсюду. Причем наиболее сильное впечатление ансамбль Регистана производит вечером, если смотреть на него, стоя возле рынка Чарсу после захода солнца. Тогда лиловые громады порталов, куполов и минаретов создают сказочный силуэт на фоне темнеющего неба. А ночью мозаичное убранство сооружений, освещенное мерцающим лунным сиянием и лучами прожекторов, переливается блеском драгоценных самоцветов. Пожалуй, такая живописная картина и есть лучшее напоминание о мастерстве и таланте великих самаркандских зодчих.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде В конце XIV века Самарканд стал столицей огромной империи великого завоевателя Тимура – Тамерлана, Железного Хромца. Город начал быстро разрастаться. Тимур желал видеть свою столицу недосягаемо прекрасной, грандиозной,

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Красная площадь Это главная площадь Москвы. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждением, что это и главная площадь России. Она, как и Кремль, стала своего рода символом Российского государства и государственности. Ведь на ней происходили самые знаковые события в жизни

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ Театральная площадь по праву считается одним из старейших градостроительных объектов Петербурга. Возникновение ее относится к тридцатым годам XVIII века. С постройки Большого театра, открытого в 1783 году, начал складываться классицистический облик

автора Робб Грэм

24. Площадь Сен-Жермен-де-Пре Две ЖЕНЩИНЫ неопределенного возраста, одетые в траур, несут сумки; у них возмущенный вид.ДЖУЛЬЕТТА и две ее ПОДРУЖКИ стоят перед баром; все одеты в мужские пиджаки с широкими плечами и брюки с закатанными штанинами. Джульетта начинает

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

37. Площадь Сен-Жермен-де-Пре ДЖУЛЬЕТТА и ДЭВИС. Его рука обнимает ее плечи – его высокое тело повернуто к камере, лицо в профиль, он целует ДЖУЛЬЕТТУ. Ее лицо тоже в профиль, голова откинута назад, тело изогнуто, как музыкальный инструмент. (Скопировать позу с фотографии

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

38. Площадь Сен-Жермен-де-Пре …теперь появляется в цвете.(Все финальные сцены сняты в цвете.)Длинный кадр, переносная камера. Издали: жизнь на площади – люди, машины, велосипеды.Темный экран.Титры: «Прошло пять

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Красная площадь Любой архитектурный ансамбль является и наслоением исторических эпох, и коллективным творчеством, своеобразным соревнованием зодчих, каждый из которых добавляет в сложившееся архитектурное пространство собственное видение художественных задач. Так,

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Площадь Августейон После невольничьего рынка Меса приводила к площади Августейон (Августея), называвшейся по имени Августы Елены (матери императора Константина Великого). Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. В числе

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Сто дней в Самарканде В конце концов Бабуру удалось взять осажденный город штурмом. Запасы продовольствия были на исходе, а между тем приближалась зима. За время правления султана Байсункара горожане натерпелись достаточно лишений – и великодушие Бабура по отношению к

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Мавзолей Гур-Эмир (захоронение Тамерлана в Самарканде) Одно из самых таинственных и жутковатых мест на территории Средней Азии – мавзолей Гур-Эмир, в котором в XV в. был похоронен великий вождь и полководец Тамерлан, называемый также Тимуром. Сейчас мавзолей кажется

"Я - Регистан, я - сердце Самарканда".

Регистан - украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным: величие и красота Регистана вызывают у всех без исключения чувство восторга.

Бытует легенда , что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни , и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» - песок и «стан» - место) - место, покрытое песком. Помимо всего прочего, это было место, где собирался народ, ибо именно здесь оглашались все королевские указы, перед прочтением которых громко трубили в трубы. Но не стоит забывать, что изначально, в начале XV века, на площади еще не было ни одного из тех уникальных памятников средневекового восточного зодчества, которые сейчас окружают ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля .

Регистан - огромная площадь, замощенная обожженным кирпичом и булыжниками, на которой стоит ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является , слева от него построено , а справа - .

Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека , возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека . Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор - филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари - все это поражает, удивляет и притягивает.

Однако был период, когда Регистан погрузился в запустение. С конца XVII века и особенно в первой половине XVIII века город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару, и Великий шелковый путь перестал проходить через Самарканд. Медресе Регистана опустели. По свидетельству современников, был даже период, когда город почти полностью опустел, а в медресе жили дикие звери. К концу XVIII века Самарканд стал постепенно оживать, и вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения, а маддахи (рассказчики), сопровождая повествование жестами, полными драматизма, громко славили подвиги святых и героизм прославленных воинов давно минувших дней. В 1875 году площадь была выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города.

Сегодняшний Регистан продолжает удивлять и впечатлять и навсегда остается в памяти и сердцах прикоснувшихся к нему. Два раза в год на площади Регистан проводится большой музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются творческие коллективы со всей Азии. Здесь, на Регистане, проходят и другие фестивали и праздники , а в будние дни на площади работают мастерские и лавочки , в которых туристы могут приобрести уникальные вещи, сделанные руками восточных мастеров.

было построено внуком Великого Тамерлана в 1417-1420 годах и стало самым прекрасным из всех его творений. Гордые громады древних стен и башен медресе Улугбека возвышаются над легендарной площадью Регистан . Как говорят самаркандцы, от тяжести медресе Улугбека в Самарканде "хребет земли приходит в содрогание".

Само здание медресе обращено к площади величественным порталом со стрельчатой аркой. Помимо традиционных цитат из Корана на портале написано следующее: "Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нем навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нем люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - "живут в нём учёные".

Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан , выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы - художественное совершенство в наивысшей его степени.

По углам медресе - высокие купола и стройные минареты , над входной аркой - мозаичное панно с геометрическим орнаментом. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты - для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй - для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока . Здесь учился Абдурахман Джами - знаменитый поэт, учёный и философ.

Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе.

При всей своей монументальности здание кажется легким и изящным. Рельефных деталей стен, которые указывали бы на их значительную толщину, или совсем нет, или же они сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент , сине-голубые изразцы на стенах также способствует ощущению легкости, а стройные цилиндрические минареты как бы вписали здание в вечно синее самаркандское небо. В декоре в основном использованы три характерных для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Присутствие других цветов в оформлении говорит об участии в строительстве и мастеров из других регионов.

Как гласит предание , помимо целой плеяды известных ученых (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи и других), читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии, богословию, о человеке и мировой душе, в медресе преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не смог понять эту научную речь, кроме самого Улугбека и его учителя Казы-заде Руми, которого современники называли "Платон своей эпохи".

К несчастью, Улугбек, великий ученый и просветитель, математик и астроном, не смог вовремя заметить опасность, исходившую от самого родного человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было брошено на пороге его скромного жилища в стенах медресе. Но справедливость восторжествовала: через пять с половиной месяцев сам Абдулатиф будет казнен, а на могиле его напишут “отцеубийца”.

("Обитель львов") назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде - барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано "Господь Всемогущ!".

Это медресе было возведено в Самарканде на площади Регистан в первой половине XVII века. Здание, архитектором которого был зодчий Абдул Джаббар, строилось почти 17 лет (1619-1636 гг.). Медресе Шердор повторяет медресе Улугбека, но с искаженными пропорциями. Скорее всего, именно несоизмеримо большие размеры купола послужили причиной того, что здания разрушилось уже через несколько десятков лет после постройки.

Все стены медресе покрыты цитатами из Корана . С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов. Множество вьющихся цветов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор, украшают мозаичное панно дворовых арок. При этом интерьер худжр-келий, в отличие от внешнего убранства, строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: комната для занятий, небольшая кладовая и отдельное место для сна.

В начале XX века в медресе начались большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования : отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала. Все работы велись с соблюдением древних традиций узбекских народных мастеров, согласно которым разборка и кладка свода производилась без кружал. Кладка была закончена в 1925 году. Позже были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе. В 1960-1962 годах были отреставрированы два минарета высотой 31 метр главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.

(«Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, это медресе должно было своим главным фасадом замкнуть ансамбль на площади Регистан с северной стороны, а в самом здании должна была разместиться мечеть , чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из медресе. Особенно впечатляет в медресе стенная живопись и богатая позолота внутренних стен главного помещения мечети.

Главный фасад состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами-лоджиями и угловыми башнями - гульдаста. Двор с четырьмя айванами по периметру окружен кельями в два этажа. Остальные стены и свод были сплошь покрыты росписью "кундаль " с обильной позолотой. Позолочен был михраб (молитвенная ниша в стене, обращенной к Мекке) и 11-ступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие позолоты в отделке и определило название медресе - Тилля-Кари. Дворовые и наружные фасады облицованы мозаикой и майоликой с различными узорами - геометрическими, растительными и эпиграфическими. Добротные деревянные двери украшены тонким орнаментом.

В начале XIX века сильное землетрясение разрушило в Тилля-Кари из без того накренившийся главный портал. Позже верхняя его часть была отстроена затем заново, но на ней уже не было изразцовой облицовки. Реставрационные работы в Тилля-Кари начались в 20-х годах прошлого века: узбекские мастера-керамисты укрепили оставшиеся старые изразцы и изготовили новые. В начале 30-х годов изразцами местного производства облицевали боковые части переднего фасада медресе. Реставрация Тилля-Кари продолжилась в 1950-1956 годах: тогда восстановили облицовку дворовых фасадов и большого барабана мечети, укрепили металлическими «связками» юго-западный угол медресе и южную галерею мечети. В 1958 году был реконструирован портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.

Близлежащие сооружения.
Мавзолей Шейбанидов находится к востоку от медресе Тилля-Кари и представляет собой большое количество надгробий, самое старое из которых датируется XVI веком. Именно к тому времени, когда установилась власть династии Шейбанидов, а Бухара снова стала столицей одного из сильнейших государств Средней Азии. Основателем династии является Мухаммад Шейбани, внук Абул Хаира. В 1500 году Мухаммад Шейбани при поддержке Чагатайского ханства, ташкентских правителей, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. В 1503 году Шейбани выступил против своих благодетелей и захватил Ташкент, после, в 1506-м, пала Хива, а в 1507-м - Мерв (Туркмения), восточная Персия и западный Афганистан. В течение последующих лет кочевые узбеки под предводительством Мухаммада Шейбани прочно обосновались в оазисах Центральной Азии.

Торговый купол Чорсу - яркое подтверждение тому, что Регистан был центром торговли средневекового Самарканда - расположен с обратной стороны медресе Шердор. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке и перестроено в начале XVIII века. В 2005 году торговый купол отреставрировали, при этом, чтобы восстановить истинную высоту здания, был счищен трехметровый слой грунта. Сейчас в куполе Чорсу находится галерея изобразительного искусства , где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Фотографии:

Всякий попадающий на площадь Регистан в Самарканде, теряет ощущение привычных для него пропорций. Такие же ощущения испытывает человек, стоя перед горой или пирамидой. Масштабность пространства и построек, гармония пропорций и роскошь изысканной отделки вызывают у всякого восторг и искреннее уважение создателям этого шедевра.

Регистан - это сердце Самарканда , огромная площадь в центре старого города, на которой стоят три величественных средневековых университета ("медресе") - медресе Улугбека, медресе Тилля-Кори и медресе Шердор .

Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Все медресе построены в разное время. Медресе Улугбека было первым - оно построено по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека и строилось 4 года - в период с 1417 по 1420 гг., а два других медресе - построены двумя веками позже по распоряжению другого самаркандского правителя Баходура Ялангтуша - Медресе Шердор ("Имеющее львов"), построенное в 1619-1636 гг. симметрично медресе Улугбека и Медресе Тилля Кори ("Отделанное золотом") - в 1647-1660 гг.

Испокон веков, на Регистане находился также центральный базар. Как главная городская площадь и торгово-ремесленный центр средневекового Самарканда, Регистан начал формироваться в XIV-нач.XV вв. Сюда сходились шесть главных улиц, на пересечении которых женой Тимура Туман-ака был построен купольный торговый пассаж Чор-су .

В конце XVII века и в первой половине XVIII века, когда столица ханства была перенесена из Самарканда в Бухару и когда Великий Шёлковый Путь перестал проходить через Самарканд, в жизни города наметился период застоя и упадка. В этот период медресе Регистана опустели. По сообщениям некоторых современников, был период, когда город также почти полностью опустел и в медресе жили дикие звери.

В конце XVIII века город стал постепенно оживать. Тогда вновь закипела жизнь на Регистане, где снова традиционно расположились многочисленные мелкие лавки и строения.

Регистан следует посетить, как минимум, дважды. Один раз - днём. А другой - вечером, когда в летнее время, под великолепно подобранную свето-звуко-панораму , можно послушать историю города, которая рассказывается тремя медресе.

Каждые два года в Самарканде на площади Регистан проводится фестиваль восточных мелодий "Шарк тароноллари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются музыкальные коллективы Азии.

Медресе Улугбека


Медресе Улугбека
является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком . Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека , а северная сторона была занята караван-сараем . Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кори.

Архитектором этого сооружения по сообщению гератского поэта Зайнутдина Васифи был один из учеников знаменитого математика Казы-заде Руми - Камаледдин Мухандис .

Прямоугольное в плане медресе имеет четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагаются четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление лёгкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие об их тяжести и толщине, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Замысловатый декоративный геометрический орнамент, мозаичное панно арки, отделка стен сине-голубыми изразцами, не вызывают даже мысли о тяжести кирпичной кладки.

Медресе на Востоке - это образовательное учреждение, служившее в средние века и общеобразовательной школой, и высшим учебным заведением - университетом - медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами . В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе, богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде Руми, Гиясиддин Джамшид Каши, Али Кушчи . В медресе преподавал и сам Улугбек , а в качестве ректора правитель и учёный выбрал человека простого, но очень образованного - Мухаммеда Хавфи .

Медресе Улугбека сильно пострадало от времени, землетрясений и, особенно, в годы междоусобиц в начале XVIII века. Наружные купола, два минарета и большинство жилых помещений подверглись разрушению. В 1918 году букинисты-переплетчики, чьи лавочки располагались у бокового фасада здания, первыми заметили, что северо-восточный минарет всё заметнее кренился наружу, отрываясь от основного массива здания. Было ясно, что минарет вскоре дойдет до критического наклона и рухнет. Обеспокоенные этим, они поставили в известность В.Л. Вяткина – учёного, первым обнаружившим остатки обсерватории Улугбека и занимавшим тогда должность председателя комиссии по охране памятников. Для спасения минарета в мае 1920 г. была организована специальная комиссия. На основе предложения областного архитектора М.Ф. Мауера , в Москве, выдающимся русским инженером В.Г. Шуховым (автором проекта радиобашни на Шаболовке, ажурных куполов ГУМа, Метрополя, Петровского пассажа), был разработан проект по выпрямлению памятника. По данному проекту 7-11 января 1932 года в Самарканде была успешно осуществлена уникальная инженерная операция по выпрямлению и закреплению минарета. Огромный ствол минарета был целиком отделён от своего основания и закреплён специальной раме, вся повреждённая его нижняя часть от уровня фундамента была удалена и заменена капитальной железобетонной кладкой, на которую поставили минарет и медленно выпрямили. Так благополучно завершилась многолетняя кропотливая работа по спасению шедевра средневекового зодчества.

Строительные работы по выпрямлению северо-восточного минарета медресе Улугбека не имели прецедента в мировой реставрационной практике. Столь же замечательным достижением явилось выпрямление в середине 60-х годов 20 века юго-восточного минарета медресе Улугбека, произведённое под руководством инженера Ю.М. Генделя . Накренившийся сильно в сторону минарет, с примыкающими к нему пилонами весом около тысячи тонн, за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов был приподнят над фундаментом, выпрямлен и поставлен на место.

Медресе Шердор

Первая половина XVII века в истории Самарканда связана с деятельностью эмира Ялангтуш-бия Аталыка Бохадура из узбекского рода Алчин. Именно в период его правления на Регистане были построены ещё два монументальных здания - медресе Шердор и Тилля-Кори . Эти строения отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, однако по своим художественным и архитектурным достоинствам всё же уступают своему прототипу - медресе Улугбека.

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. Медресе было возведено зодчим Абдул-Джаббаром , мастер декора Мухаммед Аббас .

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине , в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано "Господь Всемогущ! ". С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор.

В отличие от внешнего оформления интерьер «худжр» - келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая предназначалась для бытовых нужд, а антресоль служила спальней.

Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля Кори

Спустя десять лет в 1646 году на месте бывшего караван-сарая началось строительство медресе Тилля-Кори , строительство продолжалось четырнадцать лет и закончилось в 1660 году. Эта постройка замыкает площадь Регистан с севера, образуя, таким образом, законченный архитектурный ансамбль, фасадом обращённый на юг. Название медресе Тилля-Кори означает в переводе "отделанное золотом". Медресе Тилля-Кори, помимо своей основной задачи обучения студентов, выполняло роль соборной мечети.

Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловыми башнями – «гульдаста».

Обширный четырёхайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. Поверхности стен и свода сплошь покрыты росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был и «михраб» - направление на Мекку и одиннадцатиступенчатый «минбар» (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори. Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

Площадь Регистан – самая известная центральная площадь города Самарканда. Площадь знаменита знаменитым архитектурным ансамблем XV-XVII веков, центральной частью которого являются медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. В 2001 году этот уникальный архитектурный ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Регистанами» когда-то называли главные площади в городах Среднего Востока.Во время правления Тамерлана, Регистан Самарканда была городской площадью и на протяжении многих лет площадь являлась местом сборов граждан города. Когда войска Тамерлана отправлялись в походы, то собирались перед сражениями на этой площади.

Все три медресе на площади были построены с XV по XVII век. Они расположены по периметру Регистана и расположены к нему типовыми восточными арками. Сами арки украшены панно из мозаики, сложенной из разных геометрических форм. Внутри медресе находятся мечети, залы для лекций и для занятий студентов.

Площадь Регистан

Площадь Регистан - величественный ансамбль, состоящий из 3 медресе и мечети, построенных в период с 15 по 17 века. Медресе Улугбека - самое старое здание на площади, построено по приказу Улугбека (внука Тимура) в 15 веке. Два других построены в первой половине 17 века по приказу правителя Самарканда - Ялангтуш - Бахадура.



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...