Остров-монастырь мон-сен-мишель. Мон-сен-Мишель. История аббатства Сан сен мишель

— знаменитый остров-крепость, расположенный в , на севере Франции, на границе с . Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции, а сам остров с исторической застройкой внесен в список памятников .

Город на скале, окруженной морем, существует с 709 года. И сейчас на острове есть несколько десятков жителей.

Mont Saint-Michel ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. Помимо живописного расположения и старинной архитектуры, Мон Сен-Мишель дополнительно интересен сильными приливами и отливами.

Полюбоваться аббатсвом Сен-Мишель в рождественских огнях можно в период с 14 декабря по 11 января (с 18:00 до полуночи). А перекусить можно в одном из .

Погода в Мон Сен-Мишель:

Добраться в Мон Сен-Мишель:

Лучше и дешевле всего добираться к Mont Saint-Michel на машине, хотя приготовьтесь к высоким ценам на парковку и очередям на въезд (от парковки к скале все равно добираться на автобусе, хотя и бесплатном). На поезде из Парижа можно добираться через Pontorson, откуда продолжить путь на автобусе от вокзала.

Но вновь аббатство пришло со временем в упадок и в 1791 году монастырь был покинут, а остров превратился в тюрьму с ироничным названием «Гора Свободы» (Mont Libre), где содержались политические заключенные. В 1863 году в зданиях разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляпок. 11 лет спустя остров провозгласили памятником истории. В 1966 году сюда вернулись монахи, а в 1979 году весь остров вместе с аббатством и заливом был внесен в .

Город Сен-Мишель

Внизу, у подножия скалы, по обе стороны единственной дороги к аббатству — Grand Rue — расположился небольшой город, датирующийся первой половиной 13 века. Здсь даже постоянно проживают около 30 человек. Помимо работы в сфере обслуживания туристов, они также занимаются сельскими работами: после работ по осушунию окрестных земель, здесь занимаются разведением овец, причем местные животные славятся особенно вкусным мясом, что связано с их питанием на засолённых лугах.

Внизу, среди жилых домов расположена приходская церковь святого Петра, у стен которой находится набольшое кладбище.

Укрепления Сен-Мишель

Уже первоначальные укреплени вокруг острова Сен-Мишель позволили выдержать осаду 1091 года. В 14 веке было принято решение о постройке новых, более серьезных крепостных стен: в 1311 году была построена стена и форштадт у подножия горы. Со строительством большой цистерны для хранения пресной воды уже можно было выдерживать длительную осаду. Так что в 1425 году, даже взорвав часть укреплений Сен-Мишель, осаждавшие так и не смогли захватить крепость.

Во времена Столетней войны (1337 — 1453 гг) гарнизон крепости состоял из 119 рыцарей, тогда же были построены первые бастионы. В 1434 году англичане безуспешно пытались захватить Мон Сен-Мишель, используя артиллерию. Оставшиеся от них бомбарды выставлены сейчас перед вторыми городскими воротами. Оставшись непреступной крепостью во время Столетней войны, Гора стала символическим местом национального самосознания.

Укрепления Мон Сен-Мишель состоят из двух колец: внешнее кольцо защищает город, внутреннее, расположенное у подножия аббатства, охраняет сам монастырь.

Аббатство Мон Сен-Мишель

Аббатство Сен-Мишель является уникальным в своем роде памятником архитектуры: план его постройки нельзя сравнить ни с какми другим монастырем. Учитывая пирамидальную форму Горы, средневековые мастера «обвили» гранитный утес постройками. Монастырская церковь, расположенная на самом верху, стоит на криптах, образующих платформу, выдерживающую на себе тяжесть церкви длиной 80 метров.

Чудо-сооружение , часто упоминающееся как главное украшение всего архитектурного ансамбля аббатства Мон Сен-Мишель, является воплощением архитектурного совершенства строителей 13-го века, который удалось сделать так, что два трехэтажных корпуса зданий удерживаются на склоне утеса. Осуществить такое можно было только с помощью точных расчетов. Узкий придел (боковая часть нефа здания), пристроенный к хранилищу вина на первом этаже, выполняет роль контрфорсов (подпорок). Далее следуют накладывающиеся друг на друга опоры первых двух уровней здания с западной стороны. Ближе к вершине утеса конструкции становятся все более легкими. С наружной стороны здание поддерживается мощными контрфорсами.

Суровые правила монастырской жизни также оказали влияние на расположение и архитектуру зданий. Устав св. Бенедикта, по которому жили монахи аббатства Мон Сен-Мишель, предписывал им посвязен свой день молитве и труду. Комнаты были спланированы с учетом этих видов деятеьности и с соблюдением принципа монашесткого уединения, т.е. с пространством, отведенным только для монахов. В результате комнаты для приема мирян были оборудованы на первом и втором этажах Чудо-сооружения.

Культ св. Михаила

Святой Михаил, полководец небесного воинства, в Средневековье играл важную роль в христианстве. Он появляется в Апокалипсисе (книга Нового завета): сражается и побеждает дракона, который символизирует демона. Для средневекового человека, жившего в ожидании и боязни кары Всевышнего, архангел Михаил — это святой, сопровождаюший души усопших, взвешивающий их на весах в день Страшного суда.

Начиная с 4 века культ св. Михаила широко распространился на Востоке, появившись на Западе в конце 5-го века, когда в 492 году в Монте-Гаргано (в Италии) был выстроен первый храм в его честь. К тысячному году по всей Европе сильно увеличилось количество церквей, посвященных этому архангелу. Часто их строили на вершине холмов или отрогах.

По окончании Столетней войны, почитание св. Михаила приняло особый размах, чему в немалой степени способствовало героическое сопротивление аббатства Мон Сен-Мишель. Вторая волна популярности культа св. Михаила настала в период Контр-Реформации: в глазах церкви только воинствующий ангел мог обеспечить борьбу против протестантской ереси.

В христианской иконографии св. Михаила часто изображают со шпагой и весами. Он стал считаться покровителями рыцарей и всех гильдий, связанных с оружем и весами.

Статуя, парящая над колокольней аббатства Мон Сен-Мишель, воплощает все традиционные атрибуты, присущени архангелу Михаилу. Ее выполнил в 1897 году скульптор Эммануэль Фремье по заказу архитектора Виктора Пётиграна, который пожелал увенчать ею новый 32-метровый шпиль. В 1987 году статуя св. Михаила была отреставрирована.

Тур по аббатству Мон Сен-Мишель

Нижний уровень

Пройдя через Караульный зал (1) , который является укрепленным входом в аббатство Мон Сен-Мишель, посетители по лестнице Гран Дегре (2) поднимаются на террасу Со-Готье. Затем маршрут идет между церковью, с правой стороны, и монастырским жильем с левой стороны. Они соединены между собой подвесными переходами. Монастырское жилье, построенной в период 14 — 16 вв, служило резиденцией аббатам.

Верхний уровень

Западная терраса (3) состоит из паперти аббатской церкви и трех первых пролетов нефа, разрушенных после пожара 13-го века. Классический фасад был перестроен в 1780 году. С террасы открывается общий вид на залив Сен-Мишель: от скалы Канкаль («Устрица»), которая находится на западе, в , и до обрывистых берегов на востоке, в . Отсюда можно разглядеть две огромные гранитные глыбы: Мон-Доль на материке на юго-западе и островок Томбёлен на севере. В открытом море можно различить архипелаг островов Шозе, откуда поставлялся гранит для строительства аббатства Мон Сен-Мишель.

С террасы также открывается отличный вид на неоготический шпиль колокольни, возведенный в 1897 году. Шпиль венчает позолоченная статуя св. Михаила.

Аббатская церковь (4) , построенная в первые десятилетия тысячного года, была возведена на вершине утеса, на высоте 80 м над уровнем моря, на платформе длиной 80 метров. Неф церкви состоит из трех уровней: аркады, галереи и высокие окна. Несущая конструкция нефа закрыта обшитой деревом аркой. Клирос, выполненный в романском стиле и рухнувший в 1421 году, после Столетней войны был отстроен заново, но уже в стиле пламенеющей готики.

Дальше вы пройдете во внутреннюю монастырскую галерею (5) . Она соединяла различные монастырские помещения, а также использовалась для молитв и медитаций. Во время церковных праздников по ней проходили религиозные процессии. Галерея расположена в верхней части здания, построенного в начале 13-го века, которое называют Чудо-сооружением. По галерее можно пройти в монастырскую трапезную, на кухню в церковь, в дортуар (общую спальню), в архив хартий. Центральный дверной проем, открывающий вид на море с западной стороны, должен был служить входом в так никогда и не построенный зал капитула.

Для облегчения собственного веса все монастырские галереи были выполнены из деревянных срубов. Двойной ряд небольших, чуть смещенных колонн, вырисовывает беспрестанно меняющуюся перспективу.

В трапезной (6) монахи принимали пищу при полном молчании, а в это время с кафедры, расположенной у южной стены, один из них читал святоотеческие наставления. В боковых стенах зала проделаны узкие окна, невидимые со входа.

Средний уровень

Отсюда вы попадаете в крипту больших колонн (8) . Крипта была возведена в середине 15-го века для поддержки готического клироса монастырской церкви.

Затем маршрут идет в крипту Сен-Мартен (9) , возведенную после тысячного года. Крипта служит фундаментом для южного крыла трансепта церкви. Крипта сделана в виде огромного свода с пролетом в 9 метров.

Отсюда по небольшому проходу можно попасть к огромному колесу, которое занимает бывший монашеский оссуарий (10) (зал, где хранятся извлеченные из могил кости умерших людей). Колесо было установлено примерно в 1820 году: с его помощью поднимали пищу для заключенных тюрьмы Мон Сен-Мишель. Нынешнее колесо — копия, сделанная по образцу подобных колес эпохи Средневековья.

Часовня Сен-Этьен (11) расположена между местом врачевания, которое рухнуло в начале 19 века, и монашеским оссуарием. Она служила часовней для усопших.

С южной стороны по лестнице (12) можно подняться на северную сторону. Лестница расположена под западной террасой и была очень оживленным местом. Она выходит в крытую галерею для прогулок (13) , сделанную в виде длинного зала с двойным нефом. Его архитекторы изобрели новшество: своды зала покоятся на сводовых пересечениях — так рождалось готическое искусство.

Дальше вы вновь окажитесь в Чудо-сооружении: Рыцарский зал (14) . Он был построен для поддержки внутренней монастырской галереи и служил для работы и учебы монахов. Их творения дошли до наших дней: манускрипты аббатства Мон Сен-Мишель хранятся теперь в городе Авранш.

Посещение заканчивается в богадельне (15) , расположенной на первом уровне под Гостевым залом. Именно в этом месте монахи принимали бедных и паломников всех сословий.

Одной из самых популярных достопримечательностей Франции, является замок Мон Сен-Мишель.
Часто ли вам приходилось видеть монастырь на скале, торчащей из водной пучины.
Это выглядит ошеломляюще.

Город на острове существует с 709 года. В настоящее время насчитывает 80 жителей. С 1879 года остров связан дамбой с материком. Остров представляет собой гранитное образование примерно 930 м в диаметре и высотой 92 м над уровнем моря. Мон-Сен-Мишель известен бенедиктинским аббатством, построенным в 11-14 веках.

На самой вершине скалы, на высоте почти 80 метров, возносятся к небу стены древнего аббатства, а на конце его шпиля, находящегося на высоте 155,5 метров над уровнем моря, высится золотая фигурка архангела с заостренным мечом. Мон Сен-Мишель защищен морем со всех сторон и только дамба длиной в 2 километра соединяет материк с островом

Виктор Гюго был так сильно впечатлен Мон Сен-Мишелем, что прозвал его “Пирамидой в океане”
Аббатство Мон-Сен-Мишель - самый посещаемый уголок во Франции после Парижа. Из-за территориальной принадлежности этого уникального уголка спорят две области - Бретань и Нормандия.

Тем не менее принято считать, что граница между ними ведется по бегущей в прибрежных песках реке Куэнон, что свидетельствует не в пользу Бретани. По этому поводу существует даже французская поговорка: “Куэнон сошел с ума, поэтому Мон Сен-Мишель очутился в Нормандии”.

Вход в замок берет свое начало у Королевских ворот. Отсюда в глубь острова простирается единственная улица - Grande Rue. В малюсеньких, практически игрушечных домах XV-XVI веков, жмущихся друг к другу по двум сторонам улицы, в наши дни работают кафе, рестораны, гостиницы и палатки с разнообразными сувенирами.

С замком Мон Сен-Мишель связано огромное количество легенд. По одной из них, в 708 году к архиепископу Оберу пришел во сне архангел Михаил. Архангел велел епископу посвятить ему тогда уже практически полностью охваченную морем скалу. Обер не исполнил этот приказ, в страхе стать жертвой свего воображения. Такое же видение в будущем повторялось много раз.

Тогда архангел не вытерпел такого неповиновения и вонзил свой перст в голову Обера. Чтобы в конце-концов убедить епископа и остальных христиан, он создал здесь множество чудес. Кстати, легенда легендой, но в черепе Обера, ученые на самом деле нашли отверстие) Оно могло быть вызвано, к примеру, боевой раной или же трепанацией при оперировании мозга.

Монастырь Святого Михаила возводился очень долго - с XI по XVI столетие. Здесь основались викинги, отсюда Вильгельм Завоеватель направился на Англию, здесь проживали многие короли. В ходе Столетней войны между Францией и Англией Мон Сен-Мишель был последним французским оплотом в Нормандии, так никогда и не захваченным врагом… Он ни разу не был завоеван, пережив однажды даже 30-летнюю осаду - в истории он так и остался неприступным замком. Покорился замок лишь туристам - сегодня его посещает более 3 миллионов туристов каждый год - более популярен только Париж и Версаль

Монастырь Мон Сен-Мишель был закрыт очень давно - еще в 1790 году! Несколько десятилетий спустя по иронии судьбы тут заключили самых опасных преступников и негодяев - замок на полвека превратился в государственную тюрьму. Из-за этого в народе его называют “провинциальной Бастилией”. Лишь в 1863 году после капитальной реставрации он распахнул свои Королевские двери снова, но уже для туристов.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

О Мон-Сен-Мишеле трудно рассказывать. Этот замок-аббатство по праву называется Чудом Запада. Здесь чудо все — и долгая история, и удивительные строения, и сама атмосфера неприступной крепости, расположенной на небольшом скалистом острове. Не случайно он стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец». Впрочем, Мон-Сен-Мишель еще более фантастичен. Для удобства я разобью свой рассказ на несколько частей. И сегодня речь пойдет о его истории и географии.

Аббатство Мон-Сен-Мишель представляет собой символическую модель средневекового общества. Нижний ярус — «те, кто работают»: ремесленники и торговцы. Средний ярус — «те, кто воюют»: рыцари и короли. Наконец, верхний ярус — «те, кто молятся»: духовенство.

Мон-Сен-Мишель (фр. Mont Saint-Michel , норманд. Mont Saint Miché - гора Святого Михаила) — это скалистый остров высотой 80 м и около 950 м в окружности, расположенный в огромном заливе площадью 40.000 кв.м, открытого в сторону Ла-Манша. В 3 км от него лежит другой остров — Тромблен, на 40 м поднимающийся над заливом. Эти скалы образованы более 20 миллионов лет назад из гранулита — очень плотной кристаллической породы. В залив впадают три реки — Се, Селюн и Куэнон, которые при каждом отливе прокладывают новые живописные излучины.

Здесь наблюдаются сильнейшие морские приливы в Европе, колебания уровня воды могут достигать 15 метров! Вода при отливе отступает от материка более чем на 20 километров, обнажая дно — тончайшие зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. Идти по такому дну довольно опасно: можно легко завязнуть в топких местах. Во время приливов море возвращается стремительно — по легенде, со скоростью скачущей галопом лошади. Впрочем, это преувеличение: средняя скорость прилива составляет 62 метра в минуту, что тоже немало и представляет опасность для туристов и паломников.

Эти скалы-острова видны издалека — прибрежная равнина абсолютно плоская. И поэтому неудивительно, что люди издавна обратили внимание на них и почитали их священными. Две французские провинции — Нормандия и Бретань, спорят за право считать остров частью своей территории. Формально же Мон-Сен-Мишель принадлежит Нормандии — граница между провинциями проходит по реке Куэнон.

Это невероятное зрелище, когда на горизонте вдруг появляются и по мере приближения к ним начинают расти две громады — Мон-Сен-Мишель и Тромблен

Некогда на материке жили племена кельтов. На скале, которая в те времена находилась на суше, располагалось святилище друидов. Однако постепенно море наступало на сушу и скалы стали островами. Впрочем, со временем начался обратный процесс: залив Мон-Сен-Мишель заполняется осадочными морскими наносами. В конце XIX века, когда была построена дамба, соединившая остров с материком, этот процесс ускорился, сейчас только дважды в год Мон-Сен-Мишель становится настоящим островом, со всех сторон окруженным водой.

История Мон-Сен-Мишель

Основание монастыря: Обер и Святой Михаил

Первоначально остров назывался Мон-Томб (фр. Mont Tombe ), от латинского tumba , что означает «гора» или «могила». В VI в. на нем поселилось несколько монахов-отшельников, построивших два святилища. Согласно рукописи X века Revelatio ecclesiae sancti Michaelis , в одну из ночей 708 года Оберу , епископу города Авранша, явился во сне Архангел Михаил, который велел построить на скале церковь. Епископ пребывал в сомнениях, поэтому Архангелу пришлось являться трижды. Причем на третий раз, разгневанный за непослушание, он проткнул своим перстом череп Обера. Только тогда тот приступил к строительству. Кстати, на черепе Обера, мощи которого покоятся в базилике Авранша, можно заметить круглую вмятину — след от удара Архангела.

На скале была построена часовня по типу святилища в пещере Монте-Гаргано на юге Италии, где в 492 году было явление Архангела Михаила. Часовня, воздвигнутая Обером, лишь отдаленно напоминала итальянский грот. Из Монте-Гаргано сюда были доставлены две реликвии: фрагмент багряного покрова, брошенного Архангелом и часть мраморной плиты с отпечатком его стопы.

При новом святилище поселились несколько монахов-каноников. Одновременно по всей империи укреплялся культ Архангела Михаила. Вскоре остров стал одним из важнейших центров паломничества и стал называться Мон-Сен-Мишель — Гора Святого Михаила.

И здесь я хотела бы сделать небольшое отступление и рассказать о почитании Архангела Михаила во Франции.

Башня и шпиль, увенчанный статуей Архангела Михаила

Культ Архангела Михаила во Франции

Архангел Михаил почитается как воин и заступник. Верят, что он сражался с Сатаной, принявшего образ дракона и ввергнул того в пучину вод. Он защищает души праведников от коварных демонов по пути в Небесный Иерусалим. Согласно Ветхому Завету, он является заступником народа Израиля. В последней битве Добра и Зла Архангел Михаил встанет во главе светлого воинства. На Страшном Суде он будет держать весы, на которых будут взвешивать добрые и злые деяния людей.

Император Священной Римской империи Карл Великий избрал Архангела Михаила своим покровителем, и в 813 году было установлено празднование дня Св.Михаила. При династии Капетингов (987-1328) получил распространение культ Святого Дионисия, однако в эпоху Валуа (1328-1589) культ Архангела Михаила снова обрел популярность. При Карле VII Архангел Михаил становится национальным святым, спасителем Франции, освободившем страну от нашествия англичан. Именно слова Архангела Михаила слышала Жанна д’Арк:

Я — Михаил, покровитель Франции. Вставай и приди на помощь французскому королю.

Большую роль в усилении культа сыграла и героическая оборона защитников Мон-Сен-Мишеля, осажденного англичанами. В 1469 году Людовик XI основал монашеский орден Святого Михаила, и Мон-Сен-Мишель стал его центром. После Французской революции Архангел Михаил превратился в эмблему и символ французской нации.

Так что неудивительно, что на протяжении всего Средневековья и позднее в Мон-Сен-Мишель стекались толпы паломников.

Архангел Михаил. Копия статуи, изготовленной скульптором Фемье, выставленная в погребе Ла Мервей

Мон-Сен-Мишель в X-XV веках: центр паломничества и бенедиктинцы

В 933 году к Нормандии был присоединен Котантен — полуостров на северо-западе Франции, и Мон-Сен-Мишель оказался под защитой герцогов Нормандии. В 966 году, по распоряжению Ричарда I, третьего герцога Нормандии, в Мон-Сен-Мишель были переведены монахи-бенедиктинцы из Фонтенеля (ныне аббатство Сен-Вандрий в Сен-Маритим). По их мнению, жизнь каноников была не столь уж назидательной.

Жизнь бенедиктинцев

Девизом бенедиктинцев стал принцип «Молись и трудись» (ora et labora ), установленный основателем ордена святым Бенедиктом Нурсийским в 529 году. Бенедиктинцы дают три традиционных обета: послушание аббату, бедность и целомудрие, а также четвертый, дополнительный обет — стабильность, обязывающий их оставаться в монастыре, а не скитаться по разным местам.

Жизнь в общине была строго регламентирована: 8 часов отводилось на молитвы, 8 — на умственную работу, еще 8 часов — на труд. Службы проводились семь раз в день: на рассвете (заутреня), службы первого (prime ), третьего (tierce ), шестого (sexte ), девятого (none ) часа, вечерня и после-вечерня. Кроме того, в канун праздников проводились Месса и Великая Месса.

Дважды в день монахи собирались на трапезу, включавшую в себя хлеб, овощи и вино. В дни праздников и больным разрешалась рыба, а также мясо домашней птицы. Вино, в первую очередь, согревало. Неудивительно, что именно в бенедиктинских монастырях появился крепкий напиток Бенедиктин, о котором я расскажу подробнее в одном из ближайших постов.

В начале XI века в Мон-Сен-Мишель проживало 50 монахов, полтора столетия спустя — 60, и с тех пор их число никогда не превышало 60.

Строительство в монастыре

Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон-Сен-Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. Тогда было решено построить сначала четыре часовни, ориентированные по сторонам света, которые бы стали платформой для будущего здания. Так появились крипта Больших пилонов, обращенная на восток, на юге — крипта Сен-Мартен, на севере — крипта Нотр-Дам-де-Трент-Сьерж (Богоматери Тридцати Свечей), на западе — крипта Нотр-Дам-су-Терр (Богоматери Подземелья). Нотр-Дам-су-Терр — самая древняя, в ней обнаружены фрагменты церкви, построенной в дороманском стиле, возможно, первого святилища на горе. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.

Неф монастырской церкви

В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон-Сен-Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте всего за несколько лет были сооружены здания (Чудо).

Ла Мервей — это символическое отображение средневекового общества и символ Святой Троицы: три здания, в каждом здании по три этажа, на каждом этаже — зал со своим особым смыслом. Однако из-за нехватки средств были построены только два здания из трех. «Западное чудо» включает в себя монастырский двор-клуатр как символ духовной пищи, мастерскую рукописей, символизирующую умственную пищу и погреба — плотскую пищу. В «Восточное чудо» входят монастырская трапезная, зал для приема гостей и трапезная для бедняков. В так и не построенном третьем «чуде» должны были располагаться зал капитула, ниже — библиотека, в самом низу — конюшня.

Ла Мервей, фрагмент стены

В середине XIII — начале XVI века комплекс построек, окружавших церковь с востока и юга, был дополнен зданиями, где находились апартаменты аббата и залы для мирских монастырских служб.

Паломники в Мон-Сен-Мишеле

Аббатство Мон-Сен-Мишель — четвертое место паломничества на Западе после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы . История сохранили имя первого паломника в Мон-Сен-Мишель. Это был франк по имени Бернар. В 867-868 году, возвращаясь из путешествия в Рим и Монте-Гаргано, он посетил Мон-Сен-Мишель.

С XI века число паломников значительно увеличилось. С этого времени также появляются чудесные истории о паломниках. Так, согласно одной из них, молодая женщина из Лизьё, находившаяся на последних сроках беременности, была застигнута приливом. К тому же у нее начались родовые схватки. Предчувствуя скорую гибель, она вознесла горячие молитвы Богородице. И произошло чудо: вода расступилась вокруг нее, женщина разрешилась от бремени. Наутро рыбаки нашли ее и младенца целыми и невредимыми. Другая история рассказывает об итальянце, который без спроса монахов утащил камень из аббатства и после этого заболел. Рассказывают также и о чудесных исцелениях после того, как больные испили воды, в которой был омыт череп святого Обера…

В XIV веке появилась новая категория паломников — дети и подростки. Своего рода сумасшествие охватило тогда всю Европу. Дети убегали из дома и отправлялись в тяжелейшие путешествия. Их прозвали «пастушками» — многие из них пасли стада. Дорога к Мон-Сен-Мишелю, где появились приюты и постоялые дворы для паломников, стали называть «путями в рай».

Паломничество было опасным. В дороге паломников часто грабили разбойники. Часто они умирали от болезней. Да и в самом Мон-Сен-Мишеле их поджидали опасности. Так, в 1318 году 13 паломников были затоптаны толпой, которая ломилась в святилище, 18 утонули в заливе, 12 увязли в зыбучих песках. Нормандская поговорка гласит:

Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание.

И до сегодняшнего дня Мон-Сен-Мишель остается важным паломническим центром. От обычных туристов паломники отличаются тем, что идут пешком, в сопровождении проводников, через зыбучие пески залива. Дважды в год в аббатстве особенно многолюдно: 8 мая (или ближайшее к этой дате воскресенье), когда отмечается день явления Архангела Михаила в Монте-Гаргано, и 29 сентября, в день освящения Римского алтаря, посвященного Архангелу.

Отлив в заливе Мон-Сен-Мишель. Именно по этим зыбким пескам шли паломники

Оборона Мон-Сен-Мишель в годы Столетней войны

В 1337 году разразилась Столетняя война, завершившаяся в 1453 году. На рубеже XIV-XV веков аббатство и поселок были усилены. Однако в 1420 году аббат Жоливе внезапно покинул монастырь и предложил свои услуги англичанам. В 1421 году в соборе обрушилась алтарная часть. В 1424 году началась морская осада Мон-Сен-Мишеля англичанами, обосновавшимися на соседнем острове Томблене. Она продолжалась до 1434 года. Благодаря защите рыцарей и высоким приливам, крепость-аббатство осталась неприступной.

Мон-Сен-Мишель в XV-XVIII веках

После Столетней войны начинается небольшой период расцвета аббатства, завершившийся, однако, долгим упадком. В середине XV века аббатов, ранее избираемых монахами, назначают короли. Монастырь превратился для них в источник дохода. Монашеская жизнь быстро пришла в упадок.

В 1577, 1589 и 1591 годах, когда в Европе полыхали Религиозные войны, протестанты пытались взять Мон-Сен-Мишель. В 1591 году здесь была уничтожена сотня протестантов под предводительством Габриэля де Лорж, графа Монтгомери…

Тюрьма

Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.

В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон-Сен-Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму, просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем – политзаключенные и уголовники. В здании Чуда разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

Реставрация и возрождение Мон-Сен-Мишель

Виктор Гюго, посетивший Мон-Сен-Мишель в 1863 году, с горечью писал:

Жаба в реликварии. Когда же, наконец, во Франции поймут святость монументов?

В этом же году последние заключенные были переведены в другие тюрьмы. Однако только в 1874 году Мон-Сен-Мишель был передан администрации «Исторических памятников», которая занялась реставрацией аббатства.

В 1897 году было завершено строительство башни и шпиля в неоготическом стиле (архитектор Виктор Петигран), на вершине которого установлена золоченая статуя Архангела Михаила (скульптор Эмманюэль Фремье, 1897 г.). Мон-Сен-Мишель обрел нынешний облик.

В конце XIX века также была построена дамба, связавшая остров с материком. К сожалению, она спровоцировала ускорение заполнения залива песчаными наносами. В результате за последние 100 лет уровень дна у острова повысился на 3 метра, из-за чего Мон-Сен-Мишель может утратить свое островное положение. Сейчас реализуется проект строительства на месте части дамбы моста, протяженность которого составит 1 км. По расчетам гидрологов, такие меры будут способствовать освобождению залива от морских наносов.

Остров Тромблен

В 3 км от Мон-Сен-Мишеля расположен остров Тромблен. В XI веке здесь на несколько лет уединились два монаха: Робер Тромбленский и Анастаз Венецианец. В XII веке аббат Бернар дю Бек построил здесь монастырь с церковью во имя Девы Марии, который стал центром так называемого «малого паломничества» в Мон-Сен-Мишель. В начале XIII века, когда в общине Мон-Сен-Мишеля произошел раскол, здесь скрывался аббат Журден.

В годы Столетней войны остров Тромблен был занят англичанами, построившими на нем крепость. В XVII веке Тромблен стал собственностью Николы Фуке, министра финансов при дворе Людовика XIV. После того, как Фуке впал в немилость, король приказал разрушить на острове все постройки.

С 1985 года на острове находится орнитологический заповедник.

В следующем посте я продолжу разговор о Мон-Сен-Мишеле и расскажу о .

Продолжение следует…

* При написании поста использованы материалы путеводителей «Мон-Сен-Мишель» (Paris, 2006) и «Аббатство Мон-Сен-Мишель».

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Этот остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль). Город на острове существует с 709 года . В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С 1879 года остров связан дамбой с материком .

Гора при дневном свете. Общий вид.

В результате деятельности нескольких поколений строителей здесь был создан уникальный микрокосм, отображающий в архитектурных формах эволюцию мироощущения со времени средневековья до настоящего времени.

Этот природно-исторический комплекс является одним из наиболее известных мест для посещения. Уже в 1874 году он стал признанным историческим памятником, а с 1979 года был причислен ЮНЕСКО к всемирному наследию человечества.

Остров находится в 285 км к западу от Парижа и привлекает туристов всего мира. Факторами популярности объекта являются чрезвычайно живописное расположение аббатства и окружающего его поселка на возвышающейся у берега скале, наличие впечатляющих памятников истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы.

Общее число посетителей комплекса в год составляет 1,5 - 1,8, а по некоторым данным - до 3,5 миллионов человек, а в аббатство поднимается в июле-августе около 650 тыс. туристов .

Описание и расположение

Остров Мон-Сен-Мишель расположен в Нормандии , департамент Манш .

Комплекс расположен на острове-скале, возвышающейся над средним уровнем моря на 78,8 м, и резко выделяется на фоне окружающего его пространства бухты и плоского берега. Остров представляет собой гранитное образование конической формы, периметр которого составляет 1 км , образованное из устойчивых к выветриванию магматических пород - лейкогранитов. Возраст пород - поздний протерозой, бриоверийский ярус.

Остров Томблен и бухта в отлив

Два раза в лунные сутки (через 24 часа 50 минут) в бухте наблюдаются приливы и отливы , самые сильные на побережье Европы и вторые по амплитуде (после залива Фанди) на всём земном шаре . В период сизигических приливов (в дни осенне-весеннего равноденствия, на второй или третий день после ново- или полнолуния) вода держится 8 часов зимой и 9 часов летом. Вода может отходить от Сен-Мишеля на 18 км, и распространяться до 20 км вглубь побережья.

Бытующее сравнение скорости прилива на Мон-Сен-Мишель со скоростью скачущей галопом лошади преувеличивает скорость прилива. Максимально возможная скорость прилива в районе Мон-Сен-Мишель - 6,12 километров в час , тогда как лошадь в галопе движется быстрее (средняя скорость галопа 21 км/ч, максимальная - 60 км/ч) .

Самая большая в Европе высота прилива (до 14 метров ), высокая скорость приливной волны и зыбучие пески дна, совместно с крутизной скалы в течение веков создавали благоприятные условия для уединения и его защиты от нападения неприятеля. Вначале гора находилась на суше, окружённая лесами, и была местом обитания племён кельтов , на которой друиды совершали свои обряды. Затем, в результате эрозии почвы, вызванной деятельностью моря и трёх впадающих в него рек, море наступило на сушу. Одна из рек - Куэнон ( ), впадающая в море у самой дамбы, - представляет собой теперь административную границу между Нормандией и Бретанью. В настоящее время водный режим бухты вызывает серьёзные опасения, в том числе вызванные сложной экологической обстановкой, и принято решение уничтожить дамбу и заменить её мостом .

История

До строительства первого культового сооружения в VIII веке остров носил имя Могильная Гора (фр. Mont Tombe ). Согласно «Золотой легенде» , в 708 году здесь Архангел Михаил дал епископу Авранша Святому Оберу ( ) задание построить на скале церковь. Трижды пришлось явиться стражу райских ворот к епископу, так как тот не был уверен, правильно ли он истолковал знамение. И только после того, как по одной версии архангел Михаил постучал ему по голове перстом, а по другой прожёг епископу мечом рясу - Обер приказал монахам начать строительство .

Служба в церкви аббатства

Строительство аббатства велось с по XVI века . Первая церковь Каролингов Notre Dame sous Terre (Подземной Богородицы) была возведена в дороманском стиле на месте грота, построенного Обером.

На протяжении многих лет остров отражал неоднократные набеги викингов . В 933 году норманны захватили полуостров Котантен , и остров стал стратегически важным пунктом на границе с Бретанью . Местная община каноников оставалась единственной, уцелевшей на побережье.

Община каноников, которая занимала гору с 8 века, была изгнана норманнским герцогом Ричардом I по причине вольного образа жизни и тесной связи со светским миром. В действительности это объяснялось опасением, что монахи установят связь с соседними бретонцами, уже в ту пору имевшими натянутые отношения с Нормандией, которые прослеживаются и в наше время. Поэтому Ричард предпочёл иметь дело с монахами-бенедиктинцами . Так в 966 году на острове поселилось несколько десятков монахов, пришедших сюда из монастыря Сан-Вандрий ( ) со своим аббатом Майнаром ( ), которые и основали здесь аббатство.

В результате развития аббатства Мон-Сен-Мишель вассал короля Франции английский король Генрих II становится более могущественным, чем его сюзерен . Эта ситуация перерастает в длительный конфликт, длящийся весь XIII век. В 1204 году французский король Филипп Август , в армии которого находились бретонцы, захватил Нормандию, а бретонские солдаты сожгли Мон-Сен-Мишель. Особенно пострадало здание на северной стороне горы.

В XIII веке работы в монастыре были прекращены.

Закат могущества монастыря начался во время Столетней войны . Англичане осаждали аббатство с по 1434 годы , но так и не смогли захватить остров. Город, однако, был почти полностью разрушен. Тем не менее уже с середины XV века аббатство снова начало принимать паломников.

Аббатство

Церковь аббатства

Строительство церкви было начато в новом для того времени романском стиле под руководством аббата Гильома де Вольпьяно . Средства для её строительства дал в 1022 году герцог Нормандии Ричард II с целью привлечь сюда паломников. На вершине гранитного конуса не было площадки, на которой могло бы разместиться здание с запланированной длиной 70 м, и потому архитекторы приняли решение опереть почти весь западный неф церкви на церковь Нотр-Дам-су-Тер. Непосредственно на скале, на верхнем уровне была поставлена крестовина трансепта (1032-1048 годы) и хор. В 1084 году, к концу правления епископа Радульфа (Radulf von Beaumont) было закончено строительство и нефа - лангхауза, который был в то время на три пролёта (иоха) длиннее, чем сейчас. Затем последовали обрушения стен и пожар, в результате чего лишь в середине XII в. при епископе Бернаре (Bernard du Bec) церковь была закончена путём возведения венчающей крестовину башни. В своём стремлении завершить аббатство остроконечной крышей, строители не учли, что стоящее на плоской поверхности воды здание будет подвержено опасности быть поражённым молнией. Это и произошло в 1300 году, когда от попадания молнии сгорела центральная башня. В XV веке были разрушены романские хоры. Пожар 1776 года разрушил три пролёта здания у его входа. а в 1760 году неф был укорочен наполовину, благодаря чему перед главным порталом церкви образовалась обширная терраса.

Северное крыло трансепта опирается на крипту «Богоматери с тридцатью свечами», а южное - на крипту св. Мартина, сохранившуюся почти целиком за исключением почти полностью утраченной живописи. Несмотря на то, что эти крипты построены лишь для поддержки крыльев трансепта, они используются при богослужениях как капеллы. Для поддержания хора была сооружена крипта с чрезвычайно толстыми несущими колоннами.

Во время Столетней войны никаких строительных работ в аббатстве не велось, но уже в 1453 году настоятель Вильгельм д’Эстутевиль ( ), бывший одновременно епископом Руана , решил построить новую церковь в современном ему стиле «пламенеющей готики». Работа закончилась в 1521 году . И потому в современном виде церковь аббатства соединяет в себе средневековый романский трансепт и принадлежащие уже новому времени хоры. В 1776 году , когда возникла опасность обрушения первых трёх пролётов нефа, их просто уничтожили, закрыв неф классицистическим фасадом, ставшим предвестником возникшего столетием позже неороманского стиля.

В начале XIX века во Франции появился интерес к архитектурному наследию, и, после ликвидации в 1863 году тюрьмы в аббатстве, государство смогло взять на себя расходы по его содержанию. Оказавшиеся в угрожаемом состоянии колокольня и трансепт были в 1892-1897 годах перестроены Виктором Педиграном, придавшем церкви современный вид с неороманской колокольней и неоготическим шпилем, с установленной на его конце позолоченной фигурой архангела Михаила, одновременно выполняющей роль громоотвода.

Романские строения монастыря

Архитектура монастыря уникальна в том, что монастырские службы не окружают монастырский двор, но построены на разных уровнях. Первые здания возводились одновременно с нефом. Самое большое из них построено на трёх уровнях. На самом верхнем находится дормиторий , непосредственно сообщающийся с церковью и, таким образом, обеспечивающий монахам кратчайший доступ в церковь во время ночных бдений.

За всё время существования аббатства самые существенные изменения в него внёс Робер де Ториньи ( -), бывший аббатом во второй половине XII века. Он и закончил строительство романской части аббатства путём возведения на западном фасаде здания двух башен (1184 г.).К началу следующего века было закончено и строительство Большой лестницы (Grand Degre‘), ведущей к новому входу в аббатство с восточной его стороны.

Несмотря на то, что по правилам бенедиктинцев аббат должен был делить дормиторий наравне с монахами, он построил себе весьма простые по архитектуре две комнаты, чтобы подчеркнуть своё возросшее влияние. При нём библиотека монастыря обогатилась манускриптами, как написанными здесь же, так и переписанными с других источников. Согласно преданию, автором множества книг был сам аббат. Значимость аббатства подчёркивалась контактами аббата с нормандским герцогом Генрихом Вторым Плантагенетом и королём Англии, которых аббат принимал в качестве паломников во имя их встречи с королём Франции Людовиком VII . При нём благосостояние монастыря возросло настолько, что в нём стало возможным проживание 60 монахов. Для доставки продовольствия и товаров в аббатство служил пандус , по которому двигалась тележка, приводимая в движение канатом, наматываемым на ось колеса. Колесо приводилось в движение лошадью, фактически жившей внутри колеса. Этот вид подъёмника был чрезвычайно распространён в средние века.

Комплекс «Чудо»

После смерти Ториньи аббатство испытало первую серьёзную осаду. При вооружённым столкновении Иоанна Безземельного и французского короля Филиппа-Августа II, аббатство встало на сторону Иоанна. Осада закончилась ничем, но осаждающие при своём отступлении сожгли небольшое селение у подножья горы. Пожар привёл к разрушению находящегося на северной стороне строения аббатства здания. Став сюзереном Нормандии, французский король в XIII веке финансировал строительство на северной стороне острова комплекса зданий монастыря в готическом стиле (ансамбль зданий фр. La Merveille , дословно «чудо»). В 1211 году он выступил в роли защитника монашеской общины и сделал значительный вклад в работы по восстановлению. За 17 лет, начиная с 1211 года, на северной стороне острова был создан монастырский ансамбль, идеально соответствующий требованиям монашеской жизни. На самом верхнем этаже в восточной части разместилась трапезная , а на западной - монастырский двор- кьостро, окружённый открытой внутрь галереей, выполняющей роль крестного хода. Крестный ход, по своему назначению предназначенный для медитации, должен не позволять молящимся видеть чего-либо, кроме неба. Однако при одной из перестроек в стене, выходящей на залив, было сделано три больших, доходящих до пола, окна. Архитектура трапезной, имеет много общего с романскими нефами. Это помещение отличается прекрасной акустикой. Рядом с трапезной находится кухня. Этажом ниже были созданы: под трапезной - зал для гостей, а под двором - рыцарский зал, использовавшийся для ручного труда, в частности - для переписывания и составления книг. Ещё ниже - соответственно помещение для капелланов и подвальное помещение. Учитывая предыдущие катастрофы, северная стена здания была укреплена контрфорсами , что создало настолько сильный художественный эффект, что Виктор Гюго назвал вид на аббатство со стороны моря видом на «самую красивую стену Европы».

Город

Перед подъёмом в аббатство расположена приходская церковь Св. Петра, культ которого предшествовал культу Св. Михаила. При церкви находится небольшое кладбище.

Кладбище и церковь

В 1204 году бретонцы сожгли поселение и часть монастырских строений. Нынешнее поселение, находящееся на южном склоне может быть датировано не ранее, чем первой половиной XIII века. Современный город расположился по обе стороны от единственной дороги,

Пасущиеся овцы

поднимающейся к аббатству по юго-восточному склону горы.

Помимо участия в работе сферы обслуживания, постоянные жители города (около 30 человек) занимаются сельским хозяйством на освобождённых, благодаря проведённым в XIX веке мелиоративным работам, землях. Здесь выращена порода баранов, известных особенно вкусным мясом, что связано с их питанием на засолённых лугах.

До Французской революции город находился в административном подчинении аббатства, а после стал самостоятельным.

Бастионы

Оборонительные сооружения, имевшиеся уже в XI веке, позволили выдержать осаду 1091 года.

Строительство основательных оборонительных сооружений вокруг аббатства началось в 1311 году. В это же время получил стену и форштадт, находящийся у подножья горы. Затем в аббатстве была построена цистерна для хранения воды, что дало возможность выдерживать длительную осаду. Хотя в 1425 году осаждавшим удалось взорвать часть укреплений, полного успеха им не удалось добиться.

Башня Габриель

В период Столетней войны гору обороняли 119 рыцарей. В это время были построены первые бастионы. Англичанами, пытавшимися безуспешно в 1434 году взять Мон-Сен-Мишель с помощью артиллерии, были оставлены бомбарды , выставленные сейчас перед вторыми городскими воротами.16 июня 1450 года англичане ушли с острова Томблен, что означало победу осаждённых.

Мон-Сен-Мишель в искусстве

Мон-Сен-Мишель часто упоминается в литературных произведениях (от легенд о короле Артуре и стихотворений до современных романов), а также служит фоном для множества фильмов и клипов, включая «К чуду » Терренса Малика (2012).

Пока не попадается на глаза что нибудь уникальное, неизвестное и супер-интересное мы продолжим прогуливаться по знаменитейшим . Есть вероятность что вы узнаете или увидите что то новое. Ну а если и нет, то все равно на такую красоту можно смотреть много раз:-)

До появления возведенных человеком построек гора Сен-Мишель была лишь скалой с крутыми склонами, высотой в восемьдесят метров. Гранит, из которого она состоит, очень крепкий и не поддается эрозии уже в течение тысячелетий. Вокруг Сен-Мишеля простирался густой лес, который, как предполагают, назывался лесом Сисси. Со временем под напором моря лес исчез. По легенде, настоящий цунами - огромный вихрь воды и ветра изменил пейзаж в начале VIII века. Так гора Сен-Мишель вместе с соседним холмом Томбелен как бы отделились от континента, на время прилива превращаясь в остров. По песчаным берегам вокруг горы протекают три реки: Се, Селюн и Куэнон. Последняя является границей между Бретанью и Нормандией. Французская пословица гласит: "Куэнон сошел с ума, вот почему гора Сен-Мишель очутилась в Нормандии" .

Во времена древних римлян Мон-Сен-Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу, омываемую волнами Атлантики, называли тогда Могильной Горой — возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. В лучах погружающегося в море светила рождались ослепительные легенды: согласно одной из них именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях…



В V веке часть берега опустилась под воду, Могильная Гора превратилась в остров, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход к острову.

Собственная история Мон-Сен-Мишель началась в 708 году, когда одному епископу из городка Авранш явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер — так звали епископа, позднее причисленного к лику святых, — был охвачен сомнениями: ни первое, ни даже второе явление архангела его не убедило. В третий раз архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен грозным и величественным сиянием: повторив свой прежний приказ, он стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе.


Чудеса сопровождали строительство часовни . Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Но Святой Обер, уже ощутивший чудодейственное прикосновение архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.

В 966 году первых монахов заменили бенедиктинцы , придерживавшиеся обетов бедности, целомудрия, послушания аббату. Владения монастыря постепенно увеличивались благодаря финансовой помощи сеньоров Нормандии, Бретани, Италии и Англии. На вершине скалы была построена огромная церковь. В свободные от молитв часы монахи составляли, переписывали и изучали манускрипты по литературе, истории и наукам.

В то время царствовала романская архитектура. Ее отличительные черты - мощные колонны и гигантские арки, поддерживавшие своды и остов. Для укрепления монастырских стен на склонах скалы были построены склепы-часовни.


С тех пор как на Мон-Сен-Мишель поселились монахи-бенедиктинцы, тысячи людей стали приходить к острову, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила — сокрушителя дьявола, охраняющего от зла. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели. Рассказывают легенду об одной женщине, которая на последнем месяце беременности отправилась в одиночку к Мон-Сен-Мишель. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт Горы, она, поддавшись иллюзии, пошла через пески, но не рассчитала силы: расстояние оказалось слишком велико. Начался прилив.

Ветер усилился, из-за Горы показались пенистые языки быстро приближавшегося моря. Женщина поняла, что погибает, легла на песок, приготовившись к смерти и умоляя Деву Марию о поддержке. Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчиком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...

Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами — перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за малых глубин и ровного дна море во время отлива отступает от берега на 15—20 километров, назад же возвращается обычно со скоростью пешехода — около 4 км/ч, хотя, говорят, кое-где при сильном попутном ветре эта скорость может вырасти и до 30 км/ч. Легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок, — чего во всем этом больше, правды или вымысла?


Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность. Дело в том, что песок бухты больше похож на ил, он плотен, когда высыхает, но, смешиваясь с водой, превращается в вязкую глинистую массу. Дно во множестве изборождено руслами речушек и ручьев — и именно они, по-видимому, и представляют реальную опасность. Потоки воды легко разжижают песок, и в руслах (а также и под руслами) даже небольших ручейков могут образоваться те коварные зыбуны, в которые рискует угодить излишне самонадеянный путешественник. И хотя сегодня вблизи Мон-Сен-Мишель уже не бывает столь драматических приливов, как раньше, мало кто рискует отправляться на прогулку по дну бухты, не зная «расписания» моря.

За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия продвинулась к западу почти на 5 километров, вплотную приблизившись к Мон-Сен-Мишель. Люди завершили этот процесс, построив в 1879 году дамбу, по которой теперь мчатся автомобили. Сегодня Мон-Сен-Мишель бывает настоящим островом только 2—3 раза в год, когда особенно сильные приливы захлестывают шоссе. Благодаря дамбе количество людей, ежегодно посещающих Мон-Сен-Мишель, превышает 2,5 миллиона, скоростные поезда TGV доставляют сюда из Парижа однодневных экскурсантов — но на самый верх Горы, где расположены церковь XI века и монастырь Ла-Мервей, поднимается не более трети всех прибывших.

радиция паломничества к Мон-Сен-Мишель уходит корнями во времена cв. Обера, но и сегодня люди едут к Горе не только отдавая дань моде, — многие стараются задержаться здесь на несколько дней. Вечерами, когда Мон-Сен-Мишель покидают автобусы с туристами, улица Гранд-Рю, ведущая наверх, становится менее оживленной, пустеют залы монастыря. Эти предвечерние часы — лучшее время для знакомства с архитектурным ансамблем Мон-Сен-Мишель.

Со времени основания несколько катастроф проверяли на прочность существование аббатства. В 922 году его поразил пожар, в 1103 году верхние части нефа церкви обвалились, в 1203 вновь огонь пытался разрушить монастырь. Другие катастрофы происходили от людей. Столетняя война между Францией и Англией вместе с эпидемией чумы опустошала земли. После разгрома французов в Азенкуре в 1415 году Нормандия перешла к англичанам. В 1423 году островок Томбелен был осажден англичанами. Осада Сен-Мишеля началась в 1424 году, когда англичане решили захватить непокорный бастион, защищенный крепостными стенами и морем, однако, попытки были неудачными. По периметру залива расположились войска, напротив Сен-Мишеля был построен небольшой форт, с моря островок заблокировала флотилия. На протяжении всей Столетней войны Сен-Мишель оставался единственной французской территорией в Нормандии, не захваченной англичанами.

По легенде, выстоять монастырю помог Святой Михаил, явившийся Жанне Д"Арк и позвавший ее возглавить спасение Франции. Последняя попытка англичан взять крепость в 1433 году не увенчалась успехом, хотя в городе вспыхнул пожар, деревянные дома сгорели и были повреждены стены.

Строительство монастырской церкви началось в 1023 году и продолжалось почти столетие. Башня и неф, выстроенные в романском стиле, сохранили первоначальный вид. Церковь поднялась высоко над Горой (привычного всем шпиля на башне, правда, еще не было) и сразу была атакована молниями. Каждые 25—30 лет на острове вспыхивали крупные пожары. А после того как в 1204 году Франция присоединила к себе Нормандию, строптивый Мон-Сен-Мишель был предан огню уже по воле людей.


Старое аббатство полностью сгорело, и в 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики.


Поражающий своими размерами Ла-Мервей выстроен на узкой скале и поэтому, в отличие от других монастырей, имеет вертикальную структуру: он состоит из двух трехэтажных секций. Восточная секция, по замыслу создателей, предназначалась для удовлетворения телесных потребностей. На первом этаже располагался зал для наиболее бедных паломников, здесь они должны были жить и питаться. Над ними — в зале для гостей — аббат принимал и потчевал высокопоставленных персон, третий этаж представлял собой трапезную для монахов. В западной секции первый этаж занимала кладовая. На втором располагался Рыцарский зал, который со своими огромными печами фактически служил для обогрева монастыря.

Этот зал, первоначально носивший название скрипториум, предназначался для работ с манускриптами, однако в нем было слишком темно, поэтому все рукописные работы монахи осуществляли в трапезной, где из необычно узких, высоких и близко расположенных окон лился ровный и ясный свет. Третий этаж в западном крыле занимала крытая галерея — своеобразный «приют спокойствия», предназначавшийся как для чтения и размышлений, так и для прогулок монашеской братии. Уникальная архитектура этой галереи, словно висящей между небом и землей, по выражению одного из летописцев монастыря, «позволяла Господу спуститься к человеку, не потеряв своего величия».

Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон-Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк, а после войны его слава вышла далеко за пределы Франции. В этот период достигли своего пика труднообъяснимые массовые паломничества детей. Бросая дома и родителей, тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет направлялись к Мон-Сен-Мишель. Таинственный небесный зов собирал их со всей Европы — из Польши и Фландрии, Германии и Швейцарии. Они шли через Францию, выстроившись в колонну по двое, и скандировали: «Во имя Господа мы шагаем, к Сен-Мишелю мы идем!» Взрослые боялись им мешать. Так, отец одного ребенка, пытаясь остановить его, в сердцах воскликнул: «Именем дьявола заклинаю: вернись домой!» — и тут же упал замертво. Мать другого малолетнего «паломника», попытавшаяся силой удержать его, онемела и оглохла. Многие дети гибли в пути, замерзали от холода — родители пребывали в ужасе и растерянности. Наконец религиозные власти начали выступать с осуждением подобной экзальтации, а один германский теолог вообще назвал небесный зов, побуждающий детей к паломничеству, «гласом дьявола».


В начале XVI века лицо города на горе изменилось. Наместник французского короля закончил строительство укреплений. Вход в городок защищали городские вороты, укрепленные рвом, подъемными мостами и опускными решетками. Тогда аббатство оказалось втянутым в религиозные войны. Его пытались захватить протестанты. Зная о неприступности крепости, они решили взять его хитростью. Переодевшись паломниками, гугеноты проникли внутрь, спрятали там оружие и напоили вином сторожей. Раскрывший намерения врагов аббат забил тревогу, и план протестантов не осуществился. Со временем монастырская жизнь ухудшалась, средств на реконструкцию зданий становилось все меньше. Позднее крепость превратилась в морскую тюрьму , куда короли ссылали непокорных аристократов, священников, политических деятелей.

В 1469 году король Людовик XI учредил рыцарский орден архангела Михаила, а в 1472-м разместил в одной из самых сырых камер монастыря железную клетку для особо опасных преступников — адское изобретение кардинала Балю. Клетка представляла собой частокол из толстых деревянных прутьев, окованных железом, ее на цепях подвешивали к своду, так что при каждом движении узника клетка начинала раскачиваться. Попавшим в эту клетку несчастным надеяться было не на что — несмотря на усилия сострадавших им монахов, довольно скоро они сходили с ума и умирали от голода и холода. Клетка исправно служила французским королям на протяжении 300 лет, одним из последних в ней мучился Виктор Дюбур, журналист, осужденный в 1745 году за памфлет на Людовика XV. Дюбур умер спустя год после заточения, а в 1777-м жуткая клетка наконец была уничтожена. При Наполеоне монастырь служил государственной тюрьмой, и только в 1863 году тюрьму закрыли, а Мон-Сен-Мишель объявили национальным достоянием .


В эпоху Французской революции монахи-бенедиктинцы были изгнаны из аббатства Святого Михаила, и остров стал называться "свободной горой". На самом деле происходило разграбление монастыря. Отсюда были вывезены романские витражи, а аббатство стало просто тюрьмой, принимавшей политических заключенных. Темница была упразднена во время Второй Империи, а в 1874 году Сен-Мишель стал "историческим памятником". С этого момента сюда стали приезжать новые путешественники - туристы. Тогда же сюда приехали бенедиктинцы, основавшие новое аббатство . Началась реставрация монастыря, последнюю важную деталь своего облика Мон-Сен-Мишель получил в 1897 году — башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.. В 1900 году началось строительство мола, открывшего путь в Сен-Мишель. В 1965-1966 гг. монастырь отпраздновал свое тысячелетие. В 1979 году Сен-Мишель был признан всемирным наследием ЮНЕСКО.

Мон-Сен-Мишель виден издалека. Днем и ночью одинокий силуэт Горы, несущей на себе сказочный город, маячит над крышами аккуратных нормандских домиков. Устремленный в небо шпиль — будто грозящий перст Архангела. Может быть, он напоминает, что дух Мон-Сен-Мишеля остается таким же твердым и неприступным, как и сотни лет назад.

Возвращение моря
Дамба нарушила отлаженный природой приливно-отливный режим, и участки бухты вокруг Мон-Сен-Мишель стали заполняться песком и илом. Прежние заливные луга — польдеры — давно стали травянистым берегом, вплотную придвинувшимся к острову. Стада нормандских овец уже «осадили» стены исторического памятника, занесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы вернуть Мон-Сен-Мишель его прежний, овеянный легендами, облик, в устье реки Куэнон, огибающей Гору, начато строительство приливно-отливного барьера. Новая дамба будет задерживать попадание ила в реку во время прилива и способствовать его выносу в Ла-Манш во время отлива. Таким образом, земли вокруг аббатства, постоянно находящиеся под водой, постепенно будут очищаться от осадочных пород. Дорогостоящий проект предполагается закончить в будущем году.
При полностью открытых шлюзах дамба будет практически не видна. В дальнейшем, когда море вернется, старая подъездная дамба будет заменена пешеходным мостом, автомобильное движение по которому прекратится, а туристов, желающих посетить исторический памятник, будут доставлять на его территорию на специальном пароме.


Соседний с Сен-Мишелем островок Томбелен , в переводе с французского означающий "маленькая могила", в свое время являлся скромным подобием соседнего аббатства. Там были построены монастырь и часовня, куда в поисках уединения отправлялись монахи. Постепенно он тоже превратился в крепость, в которой по преданию умерла невеста короля Артура Элен, однако позднее был разрушен по приказу Людовика XIV. Сегодня это пустынный остров.

Прогулка по Мон-Сен-Мишель

Постройки острова состоят из монастырских и светских строений. Все сооружения окружены крепостными стенами с дозорными башнями, возведенными в XV веке. Это свидетельство создания оборонительной системы аббатства. Башни, соединенные между собой дозорными путями, не возвышаются над крепостными стенами, а оказываются защищенными ими. В горизонтальных бойницах помещались бомбарды - гигантские пушки позднего Средневековья. На вершине горы расположилась церковь, строительство которой началось еще в XI веке. Неф церкви построен в романском стиле, часть собора была достроена в XV веке в стиле пламенеющей готики. Шпиль церкви увенчан золотой фигуркой архангела Михаила. В аббатстве стоит посмотреть галерею для прогулок монахов, зал Аквилона, апартаменты Робера де Ториньи. Этот аббат монастыря приказал построить помещения с видом на море. Здесь он принимал гостей, судил монахов.

Интересным памятником является церковь Нотр-Дам-су-Терр , построенная в середине Х века, относящаяся к дороманскому периоду. Когда-то она находилась под открытым воздухом, затем были возведены ее своды, затем она была превращена в усыпальницу. Готическую часть аббатства Ла Мервей построили после разрушений XIII века, чтобы заменить монастырские здания романского периода. На нижнем этаже раздавали пищу беднякам, на втором в гостином зале аббат принимал влиятельных посетителей, выше располагалась трапезная. Прекрасным местом прогулок является крытая галерея - последний этаж Ла Мервея. Это место называют садом между небом и морем, так как из него открывается вид на океан. Аркады галереи украшены скульптурами из каенского известняка.


Сен-Мишель, как и любой старинный французский город, имеет свой герб . На гербе аббатства изображена россыпь ракушек черного цвета, переплетенных геральдическими лилиями Франции. Ракушки напоминают о паломничестве, поскольку они являлись отличительным знаком пилигримов. Лилии говорят об опеке монастыря и крепости королем Франции. Иногда для украшения добавлялись жезл и митра, указывающие на сан аббатства, приравненного к епископству. Каждый аббат имел свой личный фамильный герб, который зачастую изображался на витражах церквей.


Реликвии монастыря

Аббатство Сен-Мишель славилось своими реликвиями - золотой статуей архангела Михаила, своими драгоценными старинными манускриптами. Коллекция насчитывает 203 манускрипта, 199 из которых относятся к эпохе Средневековья. С течением времени коллекция скудела. Во время обрушения библиотеки аббатства в 1300 году были похоронены некоторые манускрипты, большинство же реликвий было потеряно и разграблено во время французской революции. В 1882 году неизвестный посетитель в сутане унес требник XIV века. Сегодня двадцать манускриптов разбросаны по миру, так, романская библия в двух томах находятся в Бордо. 203 манускрипта составляют самую прекрасную коллекцию в Европе романской эпохи, являясь памятником искусства каллиграфии. Манускрипты составлялись в скриптории, комнате в аббатстве, в которой монахи получали познания не только в области теологии, но и философии, праве, истории, медицине, музыке и даже астрономии. Расцвет создания манускриптов пришелся на XI век. Однако вскоре, уже в XIII веке начался упадок. Монахи уезжали получать образование в Париж, и привозимые ими манускрипты составлялись светскими людьми. Манускрипты монахов Сен-Мишеля, оригинальные и единственные в своем роде, по праву считаются всемирным культурным наследием.


Природа залива

Многие приезжают в Мон Сен-Мишель не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности, узнать историю монастыря и полюбоваться прекрасным видом на океан и континент со стен аббатства. Захватывающим зрелищем является прилив, амплитуда которого (а точнее, разница между уровнем отлива и уровнем прилива водном выбранном месте) считается самой сильной на всем европейском побережье Атлантики. За несколько часов морские волны пробегают несколько километров, и их скорость невероятна. Чтобы не пропустить час прилива, по приезде в Сен-Мишель стоит обратиться за справкой в туристическое бюро.

Залив является уникальным природным заповедником. Здесь ежегодно выращивают 10 тыс. тонн мидий, а растительность занимает только 1% его площади, являясь, тем не менее, пастбищем для 10 тыс. овец. Сюда прилетают утки и другие птицы, питающиеся плодородным илом. В этой местности установлена "природная зона экологического значения". Залив является перекрестком миграционных путей, своего рода международным перевалочным пунктом для пепельных гусей, черных уток-турпанов. В водах залива появляются на свет 80 видов рыб, а также дельфины Риссо, серого окраса с небольшими крапинками на спинах, длина которых достигает 3,5 метров. Каждый год сюда приплывает около десятка морских котиков, чтобы вывести здесь свое потомство. Однако картина не столь идиллична. Сен-Мишель рискует окончательно слиться с континентом, поскольку строительство польдеров для нужд сельского хозяйства и животноводства значительно ускоряет наступление песка. В 1997 году премьер-министр Франции Лионель Жоспен утвердил программу по восстановлению в заливе первоначального окружающего ландшафта. Цель - остановить разрастание так называемых естественных прерий.


Французы говорят, что все дороги ведут к этому чуду архитектуры. Из Парижа до Сен-Мишеля можно добраться на скоростном поезде TGV или на машине до Ренна, затем по дороге в направлении Dol-de-Bretagne. Ежегодно Сен-Мишель посещает около миллиона туристов, сюда приезжают на поезде, на автомобиле и на автобусах. Автомобильная стоянка невелика, а желающих остановиться очень много. Взобравшись на гору, можно увидеть тысячи машин и автобусов. Вход на территорию монастыря платный, для детей до 12 лет бесплатный. Монастырь открыт для посещения круглый год за исключением некоторых праздничных дней (1 января, 1 мая, 1 ноября, 11 ноября и 25 декабря). На горе Святого Михаила есть кафе, работает 25 сувенирных магазинчиков и три музея - морской музей, археологический музей и музей истории. Остановиться можно на континенте и в самом Сен-Мишеле.

Тем, кого поразит вид горы Сен-Мишель днем, стоит задержаться здесь до темноты. Ночью остров становится еще более загадочным. Говорят, что ночи горы Сен-Мишеля прекрасней его дней. Линии неба, земли и моря сливаются, пейзаж озаряется лунным светом. Днем можно оценить архитектурные и исторические достоинства, ночью - духовные. В программу экскурсий включена также ночная прогулка по острову.

Чтобы попасть к комплексу зданий аббатства, нужно дойти до конца Grande rue и затем подняться по каменной лестнице. Большую часть помещений можно осмотреть самостоятельно, но в стоимость билета включена часовая экскурсия (на французском и английском языках). В день бывает 5-6 экскурсий. Последняя начинается за полчаса до закрытия.


Планировка аббатства нетипична. Она изначально определялась формой скалы и дефицитом строительных площадей. Монахи вынуждены были разместить элементы архитектурного комплекса друг над другом. Вершиной этого своеобразного средневекового "небоскреба" стали церковь аббатства и группа зданий Ла-Мервей (Чудо). Строительных материалов на скале тоже не было. Камни и кирпичи привозили сюда морем во время приливов, а потом с помощью веревок втаскивали на вершину.

Поднявшись по крутой лестнице к входу в аббатство, попадаем в караульный зал (зал стражи) , где находятся кассы и информационные стенды. Далее, следуя указателям коричневого цвета, поднимаемся по лестнице Гран-Дегре на террасу Со-Готье , а затем на западную террасу. Она появилась в XVIII в. после того, как в пожаре погибла часть аббатской церкви. С террасы открывается вид на залив, остров Томблен и архипелаг Шозе, где брали гранит для постройки монастыря. Каждый год 8 ноября (св. Михаил - осенний) с террасы можно наблюдать, как солнце садится за гору Доль. По преданию, в этот день святой Михаил сражался там с драконом.

Отсюда же хорошо виден шпиль колокольни (1867, неоготика, копия колокольни собора Нотр-Дам в Париже), увенчанный позолоченной фигурой Архангела Михаила (скульптор Фремье).

Церковь аббатства (Eglise Abbatiale, XI век, месса ежедневно в 12.15) построена на вершине утеса на высоте 80 м над уровнем моря. Ее трансепт опирается на скальную породу, а неф, хор и трансепты поддерживаются массивными стенами монастырских сооружений, расположенных ниже. Трансепт ориентирован так, что 8 мая (св. Михаил - весенний) солнце восходит точно за алтарем и движется по небу вдоль главной оси храма.

Классицистический фасад пристроили в 1763 году. У входа обратите внимание на каменный резной греб Мон-Сен-Мишель - 10 ракушек (гребешки) и 3 королевские лилии. Неф церкви выполнен в романском стиле, причем южная стена сохранилась с 1084 года, а северная построена после того, как неф рухнул в 1103 г. Свод нефа изначально был плоским, а современный деревянный построили в XV веке. Место, где хор соединяется с нефом, приняло окончательный вид лишь в XIX веке: купол средокрестия (архитектор Петигран) с отверстием, откуда в полдень на алтарь падает луч солнца, покоится на четырех колоннах. Романский хор рухнул в 1421 году, поэтому в XV веке на его место построили новый хор в стиле "пламенеющей готики". За основу взяли хор руанского аббатства Сен-Уэн.


03.


04.


05.

07.


08.


09.

10.
Из галереи прямой, освещённый светильниками ход вёл к седьмым воротам. За ними располагался Верхний двор, знаменитый водоём с фонтаном и Белая башня, построенная в 1900 году Т.Э. (перестроена в 2698 году Т.Э.), в которой хранился палантир. (с)

11.





Пройдемся виртуально вокруг замка! Нажимайте на картинки ниже



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...