Махараль из праги. Загадка шестая - пражский голем Десять фактов о Махарале из Праги

Евреи в составе ОУН-УПА часть 2: Лев Ребет

Лев Ребет (псевдоним Кил; родился 3 марта 1912 года, г. Стрый - 12 октября 1957 года, Мюнхен) - украинский публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров Организации украинских националистов ОУН.

После окончания гимназии, закончил факультет права Львовского университета. С 1928 года член Украинской войсковой организации УВО. С 1934 года руководитель Организации украинских националистов ОУН в г. Стрый. В период с 1935 по 1938 региональный руководитель ОУН.

После провозглашения восстановления независимости Украинского государства во Львове 30 июня 1941, был заместителем руководителя украинского правительства во главе с Ярославом Стецько, а после его ареста немецкими властями - исполняющим обязанности главы правительства. После ареста осенью 1941 года и до декабря 1944 года, узник концлагеря Освенцим.

С 1945 г. в Мюнхене, руководитель организаций ОУНР. 1945-1948 - головной судья ОУН за границей. З 1948 р. - вместе с Миколой Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом становится одним из руководителей ОУНР, а впоследствии - ее председателем.

Научная деятельность

1949 г. - защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация». З 1952 г. – доцент, а с 1954 г. - профессор государственного права Украинского свободного университета г. Мюнхен. З 1955 г. - главный редактор общественно-политического журнала «Український самостійник». Автор многочисленных работ по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Свет и тени ОУН», «Происхождение украинцев, россиян и белорусов в свете современных советских теорий».

Убийство

Как и С.Бандера (15.10.1959), Лев Ребет был убит 12.10.1957 агентом КГБ Б. Сташинским. За ходом операции следил Никита Хрущёв. Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», то что он был убит специальным ядом стало известно позже.

Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.

30 октября 2010 г. перезахоронен во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политическому, общественному и научному деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Роль в Истории


Лев Ребет был сыном почтового должностного лица, родился в 1912 году в городе Стрый на Львовщине. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Участвовал в юношеском движении пластунов, уже в 15 лет, учась в украинской гимназии Стрыя, стал членом Украинской Военной Организации (УВО), впоследствии - членом ОУН. Позже, вспоминая те годы, Ребет писал, очевидно, относя эти слова к самому себе: «Главной базой ОУН была молодежь, в первую очередь, студенческая. Эта молодежь выросла уже в традиции украинской государственности, она помнила существование, пусть и кратковременное, самостоятельного государства, она собственными глазами видела украинское войско, - одним словом, уже раз пережила то положение украинского государства, за которое собиралась бороться. Государственная независимость не была для нее несбыточной фантазией; молодежь эту самостоятельность уже видела, и она перед ее воображением стояла реально - нужно было только обрести ее».

Именно этой цели посвятил свою жизнь Лев Ребет, человек, который, подобно тысячам своих ровесников - участников национального движения, еще с детства ощущал « голод чина », хотел активных действий, а не только красивых, но абстрактных слов о воле. Практически с момента учреждения Организации Украинских Националистов (1929 г.) юный Лев вступает в ее ряды. Именно принадлежность к ОУН инкриминировала Ребету польская оккупационная власть и именно за это он был ею арестован. Организационная способность и преданность общему делу были должным образом оценены руководством украинских националистов: с 1934 по 1938 год он - проводник Краевой Экзекутивы ОУН в Западной Украине. Характерно, что после раскола ОУН (1940 г.). Ребет поддерживает Степана Бандеру, а не Андрея Мельника.

Когда 30 июня 1941 года во Львове было объявлено о восстановлении независимого украинского государства, Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (его возглавлял Ярослав Стецько), а после ареста последнего некоторое время выполнял функции Премьера правления. Потом - арест гестапо, которое выследило его, и заключение в Освенциме вплоть до осени 1944 года. В 1945-1948 годах Ребет был главным судьей Заграничных частей ОУН (в это время он переезжает в Мюнхен), с 1948 года - становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом одним из руководителей Политического Совета ОУН (заграничной), а вскоре - ее головой. Последние годы жизни (с 1954 по 1957 годы) Ребет был профессором Украинского Вольного Университета.

Сейчас мы поговорим не о Ребете - политическом деятеле (это, в частности, его непростые отношения со Степаном Бандерой - самостоятельная большая тема), а о его трудах по теории и истории украинской нации, например, такие, как «Теория нации» (1955), «Формирование украинской нации» (1951-1957), «Свет и тени ОУН» (книга историко-мемуарного плана, 1955-1956). Потому что изложенные Ребетом идеи и сейчас, через 50 лет, почти ни в чем не устарели и заслуживают надлежащего внимания нашей общественности. Задание, которое ставил перед собой автор во всех этих работах, одновременно и простое, и невероятно сложное: выяснить, что такое нация вообще (как феномен), а далее - что такое украинская нация, каким является исторический процесс ее формирования и развития, каковы ее перспективы.

Вот ключевой для Ребета тезис из работы «Теория нации»: «Взаимоотношения между внешними и внутренними видами национальной жизни определяются круговоротом между бытием, породившим идею, и идеей, творящей бытие. Человек рождается и живет в системе этих отношений одинаково по естественному принуждению (рождается в своей среде) и по собственному выбору (формирует в нем свою индивидуальность и осуществляет свои амбиции). Ибо нация как сообщество оказывает наиболее интенсивное влияние, и человек принадлежит ей всем своим естеством и всеми сторонами своей жизни». И далее, развивая мысль: « По этой причине нации - это прочные формы человеческой жизни, и исторически сложившаяся социальная и социально-психологическая структура каждой нации имеет непосредственное отношение к структуре государства, в которой отражается ее характер. Ибо государства существуют в основе своей как национальные государства, а государство и нация связаны между собой так, как связаны форма и содержание ».

Вопрос, волновавший Ребета-публициста: как, через какие этапы и благодаря чему происходило формирование украинской нации, каковы хронологические рамки этого процесса? Исследуя сложные исторические коллизии времен Хмельнитчины, он приходит к выводу (разумеется, далеко не все разделяют эту точку зрения), что «украинский народ в эпоху Хмельницкого еще не оформился в модерную нацию. И сам Хмельницкий - в конце концов, как шляхтич, полностью в плену шляхетского мировоззрения, и казацкая старшина, которая также происходила преимущественно из старых казацких или шляхетских родов, - вопреки «стихии» имели тенденцию строить государство на им самим понятных сословных принципах. Так что естественно, что привилегии и основа сословного строя были одним из главных требований казаков во всех антипольских восстаниях». А это, делает вывод Ребет, как раз является бесспорным признаком отсутствия современной нации, это - свидетельство архаичного подхода к созданию государства, который давно себя исчерпал.

Каким же видел исследователь будущее независимое украинское государство (а в том, что оно возникнет, у Ребета никогда не было никаких сомнений!)? В первую очередь, как государство демократическое; именно поэтому он однозначно отверг лозунг «Украина для украинцев» (об этом, кстати, весьма критически отозвались представители Степана Бандеры). Ведь, считал Ребет, «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом со старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех просторах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, которую столетиями на Востоке представляла русская - белая и красная - империя, показать образец модерного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук».

Очевидно, такие идеи советские «органы» расценили как слишком опасные в перспективе для «Союза нерушимого». Именно поэтому был отдан приказ убить Ребета (конкретные факты, вероятно, еще скрыты в архивах). Уничтожили же только выдающегося политика и ученого (кстати, доктора права), но отнюдь не его идеи. Сейчас мы являемся свидетелями национального демократического возрождения, которое было бы невозможным без таких людей, как Лев Ребет.


-->

Кварталу Праги . Приведение великана ищет могилу своего создателя, а может просто успокоение или хочет рассказать всю правду своего создания испуганным прохожим.

Местом обитания Голема называют Старо-Новую синагогу. По поверью, ее стены почернели в тот день, когда пал Иерусалим. Их чернота священна: у того, кто осмелится поцарапать стену, отсохнет рука. Стены вновь побелеют и засверкают в тот день, когда придет Мессия.

Мистическое и загадочное действо сопровождало появление на свет Голема: ночь , берег Влтавы , факела, чтение псалмов. Раввин при помощи двух помощников воссоздал три стихии – огонь, воду, воздух. А все вместе они из четвертой стихии – земли – создали, вылепив из глины, искусственного человека, кожа которого покрылась коричневатым оттенком, на ней возникли волоски, а на пальцах – ногти.

Ребе Лев вложил в его уста начертанное на пергаменте имя бога (шем). И ожил Голем. Так живо и красочно воспроизводится момент рождения будущего героя, предназначенного для выполнения прекрасной цели.

Интересно, что при своем появлении на свет он был небольшого роста, но при этом обладал необычайной силой. Одетое, как все люди, ничем не выделяемое из толпы, это рукотворное человеческое подобие не имело души, не говорило, но именно оно стало защитником евреев , избавив их от преследований. И все успокоилось в Праге , улеглись антисемитские волнения.

Долгие годы мирно и неспешно течет жизнь в еврейском городке. Она требует ежедневных, но совершенно других забот. И Голем готов выполнять любые приказания своего хозяина то ли потому, что еще при рождении был дан ему такой приказ, то ли просто ему некуда было деваться, то ли еще по каким-то неведомым никому причинам.

Предания описывают Голема как «человекоподобное существо выше животного, но ниже черта».

Как было на самом деле, никто не скажет теперь, но дошедшие до нас свидетельства гласят: забыл ребе Лев в один из дней перед шаббатом дать Голему очередное задание – стоять на страже, а может просто не вынул шем из его рта. И от того, что о нем забыли (а, может быть, был и какой-то другой повод), разгневался глиняный человек и начал крушить все на своем пути.

Взбунтовавшегося монстра раввин Лев легко усмирил, вытянувши изо рта шем. А многие исследователи считают, что именно этот эпизод послужил причиной, по которой создатели решили избавиться от Голема - слишком уж опасным стало для самих евреев это неуправляемое чудовище.

Расходятся сюжетные линии рассказов о Големе, когда повествование касается его последних мгновений жизни. Но весь процесс, казавшийся таким прекрасным и таинственным при оживлении Голема, повторился при его умерщвлении (с теми же участниками), но в обратной последовательности и не на берегу вольно бегущей реки, и не под звездным небесным шатром, а на чердаке Староновой синагоги.

Голем обладает сверхчеловеческой физической силой, не горит в огне, не тонет в воде, не подвержен ни мечу, ни болезням и, в случае необходимости, может стать невидимкой. На десять локтей над землей и на десять локтей под землей для него нет ничего ни сокрытого, ни невозможного для постижения.

Участники этих событий не только никогда больше не поднимались к месту «казни», но и другим запретили приближаться к нему. Насколько же был силен такой запрет, если до начала XX века никому даже в голову не пришла мысль его нарушить?! Хотя многие не верили в смерть глиняного человека. Когда же вездесущий чешский журналист Эрон Эрвин Киш в 1920 году добрались до чердака, его любопытство ничем не было вознаграждено, там он обнаружил только старый мусор.

Тем не менее, предание еще живет в народной памяти, люди верят в существование глиняного человека и рассказывают туристам, что каждые 33 года Голлема можно увидеть в еврейской части Праги . Внезапно появившись, он разгуливает по улицам и также же внезапно, затем исчезает прямо на глазах у прохожих. И сегодня бродят еще по пражским улочкам чудаки и романтики в надежде встретить Голема…

Был ли такой человек или это только миф, однако легенда о существовании монстра-защитника, который восстал против своего создателя, прочно вошла в пражскую мифологию, и Голему даже установили памятник на аллее Короля Марцинковского в Познани.

45-летний профессор Лев Ребет был убит утром в субботу 12 октября 1957 года на лестнице дома на Карлплатц в Мюнхене, где располагалась редакция «Українського Самостійника». Убийцей был агент КГБ Богдан Сташинский. Орудиями убийства стало устройство, которое выстреливало струей синильной кислоты. Оно было изготовлено в московской лаборатории. В настоящий момент, говорят, она называется «лабораторией Х».

45-летний профессор Лев Ребет был убит утром в субботу 12 октября 1957 года на лестнице дома на Карлплатц в Мюнхене, где располагалась редакция «Українського Самостійника». Убийцей был агент КГБ , он же Йозеф Леман, он же Зигфрид Дрегер, он же Ханс-Йоахим Будайт, он же Александр Крылов. Орудиями убийства стало устройство, которое выстреливало струей синильной кислоты. Оно было изготовлено в московской лаборатории, которая во время ЧК называлась «специальным кабинетом», во время НКВД — «камерой», а во времена КГБ — «спецлабораторией №12». В настоящий момент, говорят, она называется «лабораторией Х».

Через два года Богдан Сташинский похожим образом .

А еще через два года Сташинский убежал в Западный Берлин и добровольно предстал перед судом, признав себя виновным в этих двух убийствах. Убийца Ребета и Бандеры сказал, что КГБ приказал ему ликвидировать Ребета, потому что тот был «ведущим теоретиком украинцев в экзиле» и этим очень вредил Москве. А на вопрос: «Почему вы убили первым Ребета, а не Бандеру?» — он ответил: «Потому что был более опасен для СССР, чем ».

Кем же был Лев Ребет, который получил такую оценку от советских спецслужб (разумеется, Сташинский лишь повторял то, что ему сказали в Москве)?

Родился он 3 марта 1912 года в городе Стрый на Прикарпатье, получил образование на юридическом факультете Львовского университета. В 1927 году Ребет поступил в Украинскую Военную Организацию, впоследствии — в Организацию Украинских Националистов. После заключения Степана Бандеры в 1934-1938 годах стал руководителем Краевой Экзекутивы в Западной Украине. Ему удалось возобновить подпольную сеть и активизировать работу организации. Как писал последний главный командир УПА , Ребет был «исключительно интеллигентный человек, который имел собственную концепцию действий на период, когда сеть ОУН была во многих местах разорвана, приближалась новая мировая война и необходимо было готовить будущих солдат быстрее, чем полиция их арестовывала.

Главное внимание уделялось тренировкам, протестные акции, которые могли бы привести к массовым арестам, были приостановлены». Эта тактика дала свои результаты: с началом войны и разделением Польши между СССР и Германией ОУН оказалась единственной украинской организацией, которая смогла сохранить свою подпольную сеть. Однако часть радикалов, неудовлетворенная тактикой эволюционного развития организации и тщательной выучки ее кадров, рвалась в бой; Ребета обвинили в измене, и он даже попал в «ликвидационные списки». Но все прошло: в 1938 году Ребета лишь отстранили от должности руководителя Краевой Экзекутивы…

В 1940 году, когда в ОУН состоялся раскол, Лев Ребет однозначно стал на сторону Степана Бандеры, как и подавляющее большинство ОУНовской молодой генерации. Но в команде этого националистического движения он сразу занял особое место. Как вспоминал его соратник Богдан Левицкий, «была создана т. н. Политическая комиссия, к которой принадлежали Степан Ленковский как председатель, Митринга [чьи взгляды были по содержанию социал-демократическими. — С.Г.], Ривак, Ребет и я.

Здесь рождались проекты программ и разных изданий... На т. н. Краковском конгрессе среда Митринги сумела не допустить принятия разных прогитлеровских постановлений, а были такие позорные попытки!.. Чтобы программа ОУН была «идентичной с программой немецких национал-социалистов». Консервативные позиции в Комиссии занимал единственный Ребет, однако во имя исторической правды должен как свидетель тех событий сказать, что Ребет постоянно и доказательно защищал тезис, что будущее наше общество должно быть плюралистическим, что система многопартийная более прогрессивная, чем однопартийная диктатура».

В начале июля 1941 года, после провозглашения ОУН (р) возобновления Украинского государства, Ребета назначают заместителем председателя правительства. 12 июля он арестован гестапо, два месяца допросов в Берлине — и с осени 1941 до декабря 1944 года Лев Ребет — один из узников концлагеря Освенцим.

В 1945—1954 годах Ребет был одним из руководителей Зарубежных частей ОУН (р). У него было немало работы, прежде всего по организации масштабных идеологических кампаний по разоблачению «прелестей» сталинского режима, в «достижения» которого тогда верило немало западного люда. Еще в 1945—1948 годах профессиональный юрист Ребет был главным судьей Зарубежных частей ОУН. Дело непростое: ведь МГБ пыталось заслать туда своих многочисленных агентов с целью не только достать информацию о намерениях украинского освободительного движения, но и спровоцировать его на безрассудные действия.

В 1954 году, после окончательного раскола ОУН (р), он вместе с Зиновием Матлой возглавил альтернативную организацию ЗЧ ОУН (р), с 1956 года стал лидером ОУН (за рубежом) и главным редактором журнала «Український самостійник».

А параллельно с политической деятельностью он в 1949 году защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация», выпустил в печать книги «Формирование украинской нации» (1951), «Свет и тени ОУН» (1954), «Теория нации» (1956). В 1954 году Ребет стал профессором права Украинского свободного университета в Мюнхене, сотрудничал в газетах «Українська трибуна», «Час», «Сучасна Україна», разрабатывало теорию народного суверенитета.

Из этих фактов вырисовывается действительно нестандартная фигура: с одной стороны, человек, очевидно, академического склад ума, тексты которого меньше всего похожи на митинговые лозунги или сборник афоризмов — это неторопливый, научно взвешенные размышления, предназначенные для вдумчивого читателя. С другой стороны, умелый организатор-подпольщик, стоический и несокрушимый политзаключенный (три года в польских тюрьмах, три с лишним — в Освенциме), умелый оппонент в острых политических дискуссиях. А в придачу — еще и счастливый муж такой незаурядной женщины, как Дария Ребет, в девичестве — Цисик.

На это, кстати, немногие из исследователей обращают внимание; между тем жены выдающихся деятелей украинского освободительного движения и сами являлись серьезными фигурами. Дария Ребет — магистр права Люблинского университета, член Краевой Экзекутивы ОУН на Западной Украине в довоенное время, участница ІІІ Чрезвычайного сбора ОУН (р), который отказался от авторитарной идеологии и принял демократическую программу, член президиума Украинского Главного Освободительного Совета, один из руководителей ОУН (за рубежом), журналистка и активистка международных женских организаций, в конце концов мать рожденного во львовской тюрьме гестапо в 1942 году Андрея Ребета — впоследствии многолетнего работника Радио Свобода».

Какими же были взгляды сначала одного из главных соратников, а затем одного из главных оппонентов Степана Бандеры? В чем проявились основные идейные расхождения между этими двумя деятелями освободительного движения? Сам Лев Ребет писал об этом так: «По линии оспаривания политики и программы ОУН на родине и пошло формирование эмигрантской группы вокруг Степана Бандеры. (...) Они отчуждались от организации и застряли на довоенных формах, искривив идеологию в сторону (...) автократизма, внутренней нетерпимости и исключительного мелкого, циничного макиавеллизма».

Собственно, первый, еще не окончательный раскол 1948 года в ОУН (р) как раз случился на почве того, что Лев Ребет и ряд других политиков, представлявших УГВР и УПА, выступили против авторитарных для вождя идей, исповедуемых Бандерой, Стецьком и их окружением. В 1954 году этот раскол стал окончательным, в 1956 г. он был оформлен организационно.

Бандера и Стецько предложили вернуться к идеологии действующего национализма с его лозунгом «Украина для украинцев», а Лев Ребет считал это глупостью. Бандера и Стецько пропагандировали авторитарный стиль, зато Лев Ребет и его единомышленники отстаивали принятую в 1943 году новую программу ОУН, главным лозунгом которой был: «Свободу народам, свободу человеку!» и которая, собственно, дублировала лозунги Атлантической хартии, с ней союзники воевали против нацизма. Это была программа либерального или гражданского национализма, и именно она была принята Украинской Повстанческой Армией.

Вот как об этом говорит только что упомянутый сын Льва Ребета Андрей: «Отец пропагандировал эволюцию, а не революцию, то есть постепенные изменения, а Бандера утверждал — без революции не будет Украины. А какая тогда могла быть революция? Отец считал, что люди, жившие тогда в Украине, иногда становились партийцами, потому что не имели выбора. Иначе они не могли бы заниматься своим делом. Например, писатели или научные работники. Они не только спасались, но и спасали все, что могли — культуру, язык, науку, детей своих... А для Бандеры все, кто работали с государством, с СССР, становились врагами. Отец был юристом по государственному праву, это его лозунг: «Украина порабощенное, но суверенное государство, член ООН»... Отец разрабатывал историческую, политическую и правовую почву для становления свободной независимой Украины».

Это действительно было опасно для Кремля: вокруг Ребета консолидировались, с ним сотрудничали лучшие интеллектуальные силы эмиграции. И прозвучал приказ...

Целый ряд идей Льва Ребета сегодня приобрел новую актуальность. Это, в частности, идея формирования украинской нации на политической, культурной, психологической, а не сугубо этнической основе. Это тезис о консолидации общества на базе национальной идеи. Это и акцент на зависимости развития нации от обеспечения ею прав личности. Но во время глобализации, очевидно, особенно интересными являются размышления научного работника относительно того, является ли нация и национальное государство пережитком.

Ребет детально проанализировал трактовку национального вопроса в разных идеологиях и пришел к выводу, что в мире конкурируют две силы, которые соревнуются за доминирование, и обоим вариантам стремления к господству «мешает явление нации, и обе теории, большевицкая и суперкапиталистическая, относятся к ней неблагосклонно».

Поэтому, из умозаключений Ребета, явление нации — вовсе не пережиток; любое сверхгосударственное образование, даже в масштабах мира, эффективно только как свободный союз свободных народов, «среди которых ни один не получил бы преимущества от порабощения других народов и не приобрел бы желания порабощать других, убеждая их, что этого требует эпоха».

Иегуда Лива (Лёв) бен Бецале́ль (а ещё его называют Махаралем из Праги) (1512-1609) — знаменитый раввин и знаток еврейского Закона, мыслитель и учёный. Он изучал и светские науки, особенно был продвинут в математике. По преданию, именно он создал первого искусственного человека - .

Десять фактов о Махарале из Праги


1. Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.

2. В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали Дов-Бер - т.е. «медведь» на иврите и идише, или Цви-Гирш, «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Löwe (Лёв) - поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.

3. Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.

4. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло из-за того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.


5. Лишь в 1588 году р. Иегуда был приглашён возглавить общину Праги. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге.

6. Ещё при жизни с именем р. Иегуды было связано множество легенд. Согласно одной из них, однажды во время парада конь, на котором ехал император Рудольф, неожиданно взбесился. Все были в ужасе, но вдруг из толпы вышел раввин и одним словом усмирил разбушевавшееся животное.

7. Самая известная легенда, связанная с именем р. Лёва, - это история о големе, глиняном человеке, которого р. Иегуда слепил и оживил, положив ему в рот записку с непроизносимым именем Всевышнего. Так раввин создал себе слугу, который помогал ему в течение недели. Каждую пятницу Бецалель вынимал записку, и голем «умирал» на всю субботу. Однажды р. Лёв забыл это сделать, и голем, необыкновенно выросший в размерах, начал бегать по городу, угрожая всему живому. Р. Иегуда догнал голема в момент наступления субботы, вырвал у него изо рта магическую записку, и голем превратился в огромную бесформенную массу глины, под которой, согласно одной из версий легенды, и погиб прославленный мудрец.

8. Рабби Лёв был раввином в Старо-новой синагоге. В годы Второй мировой войны практически весь еврейский квартал Праги был разрушен. А синагога уцелела. Среди пражских евреев, переживших Катастрофу, ходили легенды, что голем сам спас свою синагогу.


9. Р. Иегуда - один из немногих раввинов, ставших героями художественной литературы. Ваши родители, да и вы сами наверняка читали роман «Понедельник начинается в субботу», где упоминается средневековый алхимик и маг Лев Бен Бецалель. Как вы уже догадались, этот «волшебник» - р. Иегуда. Вы, должно быть, помните, что есть в этой истории и големы. А ещё - стихотворение «Голем» Хорхе Луис Борхес считал лучшим своим произведением.

10. Р. Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. К ней приезжают многочисленные паломники и туристы. Говорят, что праведник спасает от зубной боли и совершает много других чудес. Если будете в Праге, зайдите в еврейский квартал. Там рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник.

Здесь есть много каббалистических терминов которые у меня нет ни сил ни смысла обьяснять (хорошо, если я сам их понимаю...), однако смысл ясен: Ребе способен вытащить хасида из любой грязи, и избавить из любой опасности. Как он это делает? У Ребе свои «секреты фирмы»…

В 1947 году, два года спустя после окончания Второй мировой войны, рабанит Хана Шнеерсон - мама Ребе - прибыла в Париж, чтобы продолжить оттуда свой путь в США, чтобы находиться рядом со своим сыном. Это было после многих лет, когда она находилась в ссылке вместе со своим мужем, рабби Леви Ицхаком Шнеерсоном, ссылка, из которой он не вернулся.

Ребе, который был тогда только зятем Ребе Раяца , прилетел в Париж, чтобы встретить свою мать, которую он не видел на протяжении многих лет, и сопровождать ее по дороге в США. Ребе находился в Париже несколько месяцев, чтобы собрать необходимые для въезда в США документы, и в течение этого времени хасиды Хабада в Париже использовали возможность, и просили у Ребе сделать с ними итваадут (хасидское застолье).

На одном из итваадутов, несколько хасидов попросили у Ребе, чтобы он просил за них пробудить «великую милость» у своего тестя, Ребе Раяца, чтобы они смогли получить визы, выехать из Франции, и приехать в США. Ребе посмотрел на хасидов - среди них были некоторые очень знаменитые хасиды - и улыбнулся.

Вы думаете - сказал Ребе - что кто-то должен напоминать Ребе думать о вас, и пробуждать на вас милость Небес? Я расскажу вам историю.

В результате ареста и мучений, которые Ребе Раяц испытал в застенках ГПУ, Ребе Раяц заболел. Когда он уже находился в США, в течение некоторого времени к нему приходился медсестра, чтобы сделать ему укол. Это всегда происходило в точно установленный час - 7 утра по часам.

Ребе сидел за столом, уже готовый к процедуре. Медсестра заходила, делала укол, и уходила.

Однажды, рассказывает Ребе, она пришла на одну минуту раньше времени. Она постучала в дверь комнаты Ребе Раяца, но никто не ответил. Она подождала до 7 утра, снова постучала - и снова никто не ответил. Она открыла дверь и вошла, и вдруг она видит, что Ребе Раяц сидит спиной к двери, глаза его закрыты, и кажется, он вообще не находится здесь.

Медсестра страшно перепугалась, позвала членов семьи, жену Ребе Раяца и т.д. - и все тоже перепугались, и послали за Ребе (зятем), чтобы он немедленно пришел. Ребе пришел, увидел, в каком состоянии находится его тесть, но не испугался совершенно, только наклонил голову к устам тестя, и услышал, что он очень тихо произносит «Песнь на море». Ребе сказал медсестре и домочадцам, что все в порядке, и не нужно беспокоиться, нужно только подождать. Через некоторое время Ребе пробудился от того, где он находился, и вернулся к своему обычному функционированию.

В ту ночь, двенадцать часов спустя, пришла телеграмма из России, что группа хасидов находилась в смертельной опасности, когда они переходили границу, и если бы их схватили - им бы всем угрожала смерть. В тот момент, когда они смогли, с помощью Вс-вышнего перейти границу - и у них была большая помощь Небес в этом - это был в точности час, когда Ребе находился как бы «в прострации» и говорил шепотом «Песнь на море».

Итак, завершил Ребе свое повествование, знайте, что Ребе находится вместе с каждым хасидом, особенно - с близкими к нему хасидами, и думает о них постоянно, особенно, когда им угрожает опасность. Когда кто-то из хасидов находится в опасности - Ребе находится рядом с ним, пробуждает на него Милосердие Небес, как будто бы берет его за руку, и выводит его из опасного места.

Ребе и хасид

Эта история показывает, насколько тесно связан праведник со своими хасидами. Каждый еврей способен, здесь и сейчас, стать хасидом Ребе. Есть сверх-сознательная связь между Ребе и хасидами. Хотя здесь присутствует также мысль, говорится, что Ребе думает о своих хасидах (а не только молится за них), и кроме того, что он чувствует их и знает, что с ними происходит, есть здесь нечто куда более высокое, способность Ребе силой своей мысли вытащить своего хасида из любой грязи, из любой опасности. Однако, эта «мысль» Ребе о своем хасиде - это вообще не разум. Ясно, что Ребе делает это посредством того, что пробуждает милосердие Небес, чтобы их не схватили, и чтобы им сопутствовал успех, выше, чем природа вещей.

Поскольку нам рассказывают эту историю таким образом, что нет необходимости просить у Ребе пробудить милосердие небес, поскольку так или иначе Ребе связан самой своей сущностью со своими хасидами, мы объясним здесь еще один момент с точки зрения каббалы и хасидизма.

«Пробудить рахамим рабим » на кого-либо - означает пробудить тайну дикна , достичь дикна-кадиша в Арих Анпин, 13 мер милосердия в кетер - там находится источник рахамим рабим . Когда нужно совершить чудо, выше, чем природа вещей, нужно привлечь рахамим рабим из кетер , и недостаточно обычного милосердия зеер анпин .

Привлечение вниз, и воздействие наверху

Почему Ребе смеется, когда хасиды просят его быть посредником, и пробудить «великое милосердие»? - Ясно, что интуиция Ребе относительно своего тестя - и если есть кто-либо, у кого есть интуиция относительно предыдущего Ребе, это несомненно, сам Ребе - то место, из которого пришло спасение - это еще выше, чем дикна а арих анпин , или даже его источник. В каббале говорится, что 13 тикуней дикна имеют два источника (чтобы понять это как нужно - нужно глубоко изучать писания Аризаля) - моха стимаа , скрытый смысл в кетер , который называется в хасидут коах маскиль , и еще выше этого, кетер над кетер , гулголта , «великая любовь» или хефец , выше, чем просто воля на творение миров.

Здесь, в этой истории, как она рассказана, чувствуется связь кетер между этими двумя аспектами: мысль Ребе о тебе приходит из моха стимаа . А то, что он думает о тебе с великой любовью, не просто думает, а любит тебя бесконечной любовью, и эта бесконечная любовь Ребе к тебе - это, по сути, «правая рука», способная достичь тебя. «Правая рука» - всегда хесед , но есть правая рука в зеер анпин , о которой сказано «и правая рука его обнимет меня», это близко ко мне. И есть правая рука-хесед в атик , которая облачается в гулголта , рука, обнимающая целый мир.

Так можно представить себе Ребе, как в этой истории: он выводит тебя из изгнания и из смертельной опасности, своей бесконечной правой рукой, и при этом он полностью сосредоточен на тебе, и даже находится в прострации (как в этой истории), ибо он не находится здесь, а находится вместе со своими хасидами, его рука обнимает их, и так он выводит их).

Эти два аспекта - хафец хесед (облачение хесед дэатик в гулголта дэарих ) вместе со способностью удаленного воздействия, в сокрытой мысли, это есть два источника 13 тикуней дикна , из которых притягивается в мир великое милосердие.


Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе

Великое милосердие. Здесь есть масса каббалистических терминов, чтобы объяснить их нужно писать целый трактат по каббале. Я не готов пока… (прим. переводчика)

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...