Альпийская дорога гроссглокнер. Гросглокнер. Дорога к вершине Австрии. Маршрут и карта проезда по высокогорной дороге Гроссглокнер

Панорамная высокогорная австрийская дорога Гросглокнер, представляющая собой серпантин из 36 поворотов – это очаровательный туристический маршрут, знакомящий с красотой охраняемых природных территорий Центральных Альп.

Сорока восьми километровая дорога, проходящая через и соединяющая федеральные земли и , начинается в коммуне Фуш-ан-дер-Гросглокнерштрассе и заканчивается в Хайлигенблуте. Проходит через перевал Хохтор, где на высоте 2369 метров находится центр кайзера Франца Иосифа. Отсюда открывается потрясающий панорамный вид на ледник и самую высокую в Австрии гору Гросглокнер. Собственно в честь этого 3798 метрового горного пика и была названа автодорога.

План по строительству горной дороги представила группа экспертов в 1924 году. Это был непростой период в истории в экономическом плане. Страна страдала от катастрофических финансовых потерь по результатам Первой мировой войны, и поэтому к проекту отнеслись скептически. Правительство было вынужденно вернуться к рассмотрению проекта в 1929 году после начала падения финансовых рынков в . Это событие сильно повлияло на слабую экономику Австрии. Нужно было как то трудоустроить несколько тысяч человек.

Строительство началось в 30 августа 1930 года, и уже через четыре года по новой трассе проехал глава Зальцбурга. А еще через год в августе 1935 Высокогорная дорога Гросглокнер была введена в эксплуатацию и открыта для общественности. Интересно, что затраты на строительство оказались меньше чем планировалось, а посещаемость туристами в первые же годы значительно превысила самые оптимистические оценки. В дальнейшем проводилась поэтапная модернизация дороги. Увеличивалась ее ширина и количество парковок расположенных в самых живописных местах.

С первого дня эксплуатации проезд по дороге был платным. Стоимость проезда составляет в среднем 20-50 евро в зависимости от срока действия билета и типа транспорта. Зимой проезд закрыт, поскольку высота выпавшего снега часто превышает 10 метров.

Ежегодно, проезжая по живописному маршруту, альпийской красотой любуются около одного миллиона человек. Здесь проходят этапы профессиональных велогонок, а еще многие европейские автопроизводители любят обкатывать на крутых горных склонах свои последние модели автомобилей.

Высокогорная дорога Гросглокнер — ФОТО


Небольшое лирическое отступление. Можете промотать два следующих абзаца, если хотите.

Когда-то, когда я только села за руль, я боялась дико и совершенно не чувствовала себя уверенно на водительском месте. Однако, мне сказочно повезло с инструктором, который обладал поистине ангельским терпением и "раскатал" таки меня. Да так раскатал, что на девяти месяцах водительского стажа я попёрлась на Лаго-Наки на машине с клиренсом 13 см (без учёта защиты). А было это в те времена, когда эта дорога была «пригодна только для траснспортных средств высокой проходимости». Жаль, что мы узнали это пост-фактум. Однако мы успешно добрались наверх и спустились вниз! Машину я не угробила, сами остались целы, а я за 10 часов за рулём взмокла до нижнего белья и раз пятьсот себя обозвала нехорошими словами за самонадеянность. Но проведённые так «длинные» выходные удались на славу, мы набрались впечатлений, восторгов и отдохнули совершенно волшебно! И неизлечимо заболели страстью к горам и горным дорогам. Санька, спасибо тебе! Люблю тебя по-прежнему и благодарна безмерно! Ты подарил мне шанс осуществить мои самые заветные мечты.

Так вот, надо сказать, что мне не только с инструктором повезло, но и с супругом. Видя, насколько я привязана к рулю и своим машинам, он не только ни разу за все эти годы даже не попытался (!) сесть за руль во всех наших поездках (я не знаю, как ему это удаётся - я бы не смогла точно!). Но даже старается каждый год подыскать и предложить мне в качестве украшения маршрута какую-нибудь чудесную горную дорогу. «Там всё, как ты любишь!» - говорит он. А это значит, что дорога будет с чумовыми шпильками, перепадами высот и крышесносящими видами. Причем чем страшнее дорога, чем чаще она упоминается во всяких рейтингах «самые опасные дороги..., самые трудные дороги..., самые красивые горные дороги... и т.д.», тем лучше. И тем твёрже буду я в своём стремлении к ней. Так в моём персональном списке покорённых дорог появилась дорога к Lysefjord в Норвегии, так же в прошлом году в нашем маршруте оказался перевал Стельвио - . И именно так в этом году в наш маршрут добавилась Альпийская горная дорога Гроссглокнер. Спасибо тебе, gladchenko !! Ты мой рыцарь и мой герой!

А теперь вернёмся в Австрию.

После Хальштатта, в котором мы вдоволь налюбовались облаками, озером, намёрзлись перед рассветом, а потом нажарились днём по пути к парковке, наш путь лежал в местечко Фуш-ан-дер-Гроссглокнерштрассе (Fusch an der Großglocknerstraße). Это коммуна, в которой наша заветная альпийская дорога начинается. Было решено там заночевать, чтобы с утра пораньше поехать любоваться видами - так мы планировали застать мои любимые облака утром и выкроить достаточно времени на остановки и на охи с ахами.

Путь наш лежал посреди прекрасных пейзажей, в окружении гор и водопадов.

Как видите, подъезжали мы уже вечером и под накрапывающим дождём. Эти капли на лобовом стекле заставили меня понервничать - очень не хотелось ехать по красивейшей альпийской дороге Австрии в дождь.

Наше Шале Шарлотт оказалось ровно таким чудесным, как нам мечталось. Хозяйка нас встретила как своих любимых родственников, общение было настолько неформальным, тёплым и живым, что моментально стёрлись и исчезли и ощущение неловкости, и усталость с дороги. По её же совету сходили на ужин в местный ресторанчик, где подавали оленину. Пробовали мы её впервые в жизни, впечаления остались самые благоприятные. И от официанта, и от блюд, и от антуража.

Мы на всякий случай ещё раз проконсультировались по поводу графика доступа к дороге - в целях безопасности на ночь дорога закрывается, справились о цене и получили несколько дельных советов. Ну и наслушались комплиментов восторгов - и какие мы молодцы, что сюда добрались на машине, и какие мы счатливцы, что едем любоваться такой красотой, и какие мы умнички, как мы хорошо и раскованно говорим по-английски. Лесть короче. Грубая. Но приятнайаааа;)

По поводу погоды нас тоже успокоили. Дескать, тут всегда так. «Завтра будет все хорошо, будет солнце. Вот увидите!»

И мы увидели!

Утро, начавшееся с пения птиц за окном, с чистейшего, влажного свежего воздуха в комнате, продолжилось въездом на платный участок Гроссглокнерштрассе. Въезд стоит от примерно 20 до 34 евро. Вместе с чеком об оплате мы получили вот такую наклейку на лобовое стекло и пару буклетов, в которых подробно, со схемами и картами описывался весь спектр доступных нам удовольствий на маршруте.

В меню входили великолепные горы - порядка тридцати «трёхтысячников», множество видовых площадок, аттракционы с кормлением местной достопримечательности - сурков, и прочие радости видовой горной дороги.

По дороге нам постоянно попадались вот такие карманы - здесь можно остановиться, полюбоваться видами и ознакомиться со схемой, на которой показаны все видимые пики и все красоты, которые нам по пути ещё предстоит встретить (карта с сайта www.grossglockner.at).

Как видите, облаков нам досталось много. Невообразимое чувство - ехать в облаках, врываться в них и выныривать, стоять над ними, вдыхая полной грудью совершенно безграничный, бесконечный простор и пьянящую свободу.

И никого... Только позвякивают басовито вдалеке огромные колокольцы на шеях у кажущихся крохотными коров.

Облака, стекавшие белопенно по иссиня-зелёным бархатным склонам, потихоньку поднимались, сбивались в зефирные горы и уплывали к горизонту, открывая совершенно потрясающие виды.

В дымке далеко внизу можно было видеть речушки, человечков и домишки - словно хоббичьи норки.

Дорога не была особенно трудной - при ширине в 6, а местами и 7,5 метров, ехать по ней не очень тяжело. Успеваешь и по сторонам смотреть, и на шпильках не зевать. Но всё равно надо быть начеку. Повороты резкие, перепад высот хороший. Так что да, всё как я люблю. По картам тут 36 шпилек. На деле их больше. 36 - это самых заковыристых. Они все помечены табличками, на которых стоят их номера, высоты и имена - один (11-й, кажется) называется «Ведьмина Кухня», например.

Когда-то эту дорогу строили, чтобы просто дать работу трём тысячам безработных в трудные времена. В 1930 году дорогу начали строить, проложив её через Высокий Тауэрн. И через год дорога была открыта, а на следующий после открытия день по ней прошли первые автомобильные и мотоциклетные гонки. Впоследствии поток желающих насладиться красотами возрос многократно, так что дорогу модифицировали, расширили и снабдили обширной туристической инфраструктурой, рассчитанной на гостей разных возрастных групп, пристрастий и возможностей.

Транспортного значения у неё нет. Если вам надо быстро из точки А в точку Б добраться, то есть скоростное шоссе А10. А Гроссглокнерштрассе - именно видовая дорога. Вся она - сплошь достопримечательность. От самого маленького камешка до ледника Пастерце.

Одним из символов всего парка Высокий Тауэрн и Гроссглокнерштрассе являются альпийские сурки - они там повсюду. Пару раз клубки из пронзительно пищащих толстых мохнатых поп норовили скатиться с гор нам под колёса, но шанса порассматривать их нам так и не представилось. Только один раз удалось понаблюдать за ними, да и то с большой высоты. Вооо-н видите норка и пухлый шерстяной комок рядом на каменистой почве? Сурков туристы прикармливают, так что людей животные совершенно не боятся.

Маршрут проходит от въезда на дорогу через промежуточные перевалы и вершины к леднику и большому туристическому центру кайзера Франца Иосифа рядом с ним. Ледник потихоньку истаивает, шансов увидеть его с каждым годом становится всё меньше. Тем более обидно, что у меня ни одного путёвого кадра не осталось. Ледник был весь закрыт облаками, да и холод там был собачий - после +34°С в Хальштатте попасть в +4°С на леднике было весьма бодряще .

От ледника дорога ведёт нас уже вниз через ещё несколько туристических точек к коммуне Хайлигенблут (Heiligenblut). По дороге невозможно ехать долго без остановок - виды потрясающие совершенно. Вдоволь можно налюбоваться и флорой, и местной уникальной фауной. На следующей фотографии на берегу красновато-ржавого небольшого озерца видно, как пасётся стадо горных козлов. Вооон они на камне желтоватыми пятнами виднеются.

Буйство зелени, цветов, ярчайшее небо, белоснежные пики вдалеке - красота!

Ехать лучше на пониженной передаче - особенно вниз. Уклон постоянный, довольно ощутимый. Тормозам приходится нелегко.

Кстати, где-то мне попался на глаза совет в духе «Если вы не привыкли к горным серпантинам, не нервируйте местных водителей медленной бестолковой ездой, возьмите платную экскурсию на автобусе или на автомобиле с гидом.» Не согласна совершенно! Во-первых, лично у меня на такой дороге ни малейшего раздражения не вызывают ни медленные, ни быстрые. Там не до того. Да и окружающее величие природы выметает из души всю раздражительность, недовольство и нетерпимость. Медленно едущие осторожные старички умиляют, восторженные молодые люди на мотоциклах вызывают улыбку и небольшую тревогу - «Не убейтесь!». Да и на любой такой дороге водители на самом деле превращаются в этакое братство посвящённых. «Мы это сделали! Правда, красота?!» - читается в каждом взгляде, сопровождаемом искренними улыбками и приязнью. Так что не слушайте никого. Если вы это любите - езжайте и наслаждайтесь!

А вот и Хайлигенблут и его основная достопримечательность - Готическая церковь св. Винценца.

По преданию, датский рыцарь Брициус привёз сюда религиозную святыню - Кровь Христа. По той же легенде по дороге домой он попал под лавину, которая его под собой и погребла. А найден был он по трём колосьям, проросшим над его телом. Эта легенда даже нашла своё отражение в гербе Хайлигенблута (взято отсюда). Отсюда и название коммуны, которое в переводе с немецкого означает «Святая кровь».


А вот на этом кадре хорошо виден и сам Гроссглокнер - вершина, давшая имя всей дороге. В правой части заснеженный пик это она и есть. Есть несколько версий возникновения названия. «Большой колокол». Возможно, благодаря форме, а возможно, благодаря частым и шумным камнепадам.

Здесь и закончился наш путь по великолепнейшей и совершенно уникальной альпийской дороге. Дальше наш маршрут пролегал через Швейцарию, но об этом чуть позже - .
________________________________________ _________________________________
Если вас интересует, как мы сюда добрались, то вот вам ссылки на предыдущие части:

«Ну всё, хватит с меня гор, подъемов и спусков, крутых поворотов. Хочу спокойно погулять» - это был девиз моей Ленки на седьмой день. В какой-то степени и я был солидарен с ней, постоянная движуха немного утомила, хотелось спокойствия. В общем, вооружившись этим принципом, мы пошли гулять по центру Инсбрука.

Был выходной день, достаточно быстро нашлось парковочное место в центре, а паркомат вежливо напомнил, что в воскресенье парковка бесплатная. До центральной пешеходной улицы, как выяснилось, всего 5 минут ходьбы. Да и вообще, город маленький. Всё, что стоило посмотреть, мы обошли и посмотрели за час. Впечатление от города практически ровное, без восторгов. А вообще Инсбрук значительно более привлекателен для лыжников, чем для таких, как мы.




Но подъем на смотровую площадку Городской башни (высота 56 метров) и вид оттуда внесли должное разнообразие в общее впечатление от города


Вот тот балкон под позолоченным навесом и есть «Золотая крыша» - символ Инсбрука и главная достопримечательность города.

Эти фотографии посвящаются любителям крыш и балконов европейских зданий в центре города





Симпатичный почтовый ящик

Узкие улицы в старой части города


Цвет реки точно такой же, что и в Зальцбурге, если он с 2008 года не поменялся, конечно)

Закупились сувенирами и едой, пошли к машине. На мой вопрос «куда поедем» Ленка сказала «поехали в сторону альпийской дороги, там около нее виды красивые, прогуляемся. А в гору не поднимемся, нет». Ну, поехали.

Ориентир Großglockner Hochalpenstraße (Гроссглокнер Хохальпенштрассе, высокогорная альпийская дорога, в переводе с немецкого). Читали, что у нее есть бесплатная часть, вдоль холмов и лугов, и платная, с горами, ледниками и серпантинами. Решили, что доедем до пункта оплаты, осмотримся и развернемся.





Каждый раз, когда смотрю фотографии с нашей поездки, натыкаюсь на подобную этой, где небо вместо голубого цвета белое, начинаю жутко жалеть, что не купил поляризационный фильтр на объектив. Местами его очень не хватало. Фотки могли бы быть более контрастные с небом нормального цвета.

Подъезжаем к пункту оплаты проезда по перевалу.

Вполне гуманная цена, подумали мы. А почему бы и не проехать чуть дальше? Доедем до первой большой парковки, пофоткаемся и обратно. Решено! Оплачиваем проезд у шлагбаумов банковской карточкой и проезжаем. Дорога резко начинает подниматься вверх, но мы уже привыкшие.


Табличка Kehre 1

Таким образом обозначаются все резкие и крутые (180 градусов или около того) повороты. Причем у каждого поворота, кроме номера, есть еще имя. Судя по источникам в интернете, таких поворотов 36. Но их оказалось значительно больше. Во-первых потому, что не все крутые повороты обозначены этим знаком. Наверное, они недостаточно круты для этого:) А во-вторых… а это будет понятно далее. В любом случае, махать руками крутя руль вправо и влево придется немало.

Практически на всем протяжении пути по перевалу возникало желание останавливаться через каждые метров 100, чтобы выйти, осмотреться и сфотографировать захватывающие виды на горы и дорогу, почитать информационные стенды с названием местности и уникальных объектов.




Фотографии из серии "дорога в никуда". I love it!

А это серия "нам воооон туда" :)

Очередное расширение обочины для временной стоянки. Всё для людей!

Безумно красивый вид на дорогу

Ну как же без фотосессии любимого Тура!

Как и у перевалов Швейцарии, Гроссглокнер Хохальпенштрассе имеет свою наивысшую точку. И эта точка - Эдельвайзшпице (Edelweißspitze). Чтобы подняться на эту высоту нужно съехать с главной, и начать восхождение круто наверх по узкой и покрытой булыжниками дороге. Настолько узкой, что двум автомобилям, едущим на встречу друг другу, надо разъезжаться у немногочисленных расширений дороги.

Мы преодолели эту дорогу со своими, особо крутыми Kehre (36 тех самых поворотов мы уже преодолели).

и оказались на верхушке пика Эдельвейс.

Небольшая парковка, башенка с сувенирами, круговой смотровой площадкой на крыше и ресторан. В пик туристического сезона автомобилям здесь приходится стоять в очереди, ожидая освобождения парковочного места.






Виды со смотровой площадки просто шикарнейшие и ничем не ограниченные.



Это, пожалуй, была кульминация всего нашего путешествия. Куда ни глянь - всё вызывало у меня восторг. Пока Ленка осматривала сувениры, я бегал от одного края смотровой площадки к другому, с особым упоением любуясь видами.




Этот «прицел» направлен в сторону главного виновника всего этого великолепия - пик горы Гроссглокнер


Вдоволь насмотревшись на всё, что окружало пик Эдельвейса, мы пообедали в местном ресторане. На стене висела любопытная фотография.

После сели в машину и спустились вниз к шоссе.


Увидев вот этот знак (а именно с количеством километров до Гроссглокнера)

Пейзажи стали более суровые и однообразные.



Но это ненадолго. Снова зелень, снова далекие, и в то же время близкие горы, и небольшие водопадики




После некоторого спуска дорога снова уходит вверх. И с каждым дорожным знаком, который гласил, что до Гроссглокнер всё меньше километров, мы понимали, что имеет смысл ехать до победного:)




Снова «нам вооооон туда»

Еще подъем

И нашему взору предстает… тупик. Площадь с заездом на крытую трехэтажную парковку. Заехали, припарковались на втором этаже, оделись потеплее (солнце уже садилось, а в горах без солнца нежарко), вооружились фотоаппаратом и пошли…



Площадь перед паркингом представляла собой большую смотровую площадку на гору Гроссглокнер, его соседей и ледник Пастерце, точнее его остатки.


Кстати, оцените масштабы катастрофы, которая получило название «глобальное потепление». Вот тут фотоотчет других путешественников, побывавших тут же, но пару-тройку лет назад (дату публикации того отчета не нашел). У них на фотографиях в середине сентября лежит снег на вершинах гор и кое-где на земле. У нас никакого намека на снег, только грязные остатки редких ледников.


Если вам мало вида с края смотровой площадки, то можно спуститься вниз пешком или на фуникулере, и даже пройтись по леднику. А если запастись альпинистским снаряжением, можно покорить вершину горы. Хотя мне кажется, что за такими смельчаками следят и не дают им уйти далеко.


Мы дошли до правого края смотровой площадки и стали фотографировать птиц.

И тут я краем глаза заметил движение внизу. Где-то там суетился серый комок живности. «Крыса», подумал я. Но тут живность заметила и Ленка, узнавшая сурка - мурмельтира. Жаль мы не смогли сделать кадр, где он проглядывался бы четко. А вообще, в солнечные дни сурков внизу бывает значительно больше, и они не прячутся, а наоборот ждут кусков хлеба, которые бросают им туристы.

Солнце в горах садится очень быстро, и мы решили ехать обратно.





Однако Ленку не грела мысль проделать тот же путь, что мы проехали до этого момента, и мы решили съехать с перевала раньше, и проехать лишние 60 километров в сторону Цель-ам-Зее, где нам предстояло переночевать. Навигатор рисовал нам более-менее прямой путь, часть которой обещала быть по автобану.

Однако горная местность снова показала нам свой характер, и уже на середине пути мы пожалели, что избрали длинный путь. Поначалу всё было ожидаемо. Мы спустились с перевала в сторону селения Хайлигенблют.


Проезжаем знак, на котором перевал прощается с нами. Теперь я знаю, как пишется то самое "ауфидерзейн" :)

Потом прямой путь лежал мимо небольших поселений. Но чуть позже дорога снова начала петлять вокруг очередной горы. Мы проехали пару таких «мини-перевалов» в темноте. Средняя скорость нашего передвижения была невысокой из-за частовстречающихся на пути поселений с ограничениями скорости в 50 км/ч. И окончательно пожалели о нашем маршруте, когда пришлось проехать по платному тоннелю:) И еще после получасовой езды по ровной местности мы, наконец, въехали в Цель-ам-Зее.

Нашли отель, нас благополучно заселили в милый и уютный номер с балконом, где после принятия душа мы повалились спать. И у меня в голове, кроме океана впечатлений от дороги, летала мысль, что моя жена, определенно, была героем дня. Потому, что в очередной раз вытерпеть тяжелый для нее путь и при этом умудриться получить удовольствие - это надо уметь:) Она у меня вообще умница и молодец!

В этом посте я покажу вам прекрасные австрийские дороги. Практически вся страна располагается в Альпах, и именно этот факт предопределяет характер автотрасс. В Австрии имеются как платные, так и бесплатные дороги. Приобретая виньетку на определенное количество времени, вы можете ездить по всем автобанам страны. Некоторые туннели и живописные дороги оплачиваются наличными или с карты отдельно.

Дороги в Австрии очень опасны. Но не в том плане, о котором наверняка сейчас подумали вы. Дело в том, что вокруг настолько красиво, что иногда просто не до дороги, да и остановиться часто хочется, но негде. Под Зальцбургом мы едва не вылетели на обочину - я, находясь за рулем, просто отвлекся и засмотрелся, как дворники на лобовом стекле работают на фоне снежных горных вершин:)

2. Часто дороги имеют вот такую ширину. Больше и не надо. Тяжеловесы здесь встречаются редко, а легковые авто не создают пробок. Всем хватает места

3. Встречаются велосипедисты. Здесь они полноправные участники движения

4. Иногда в Австрии попадаются туннели. Здесь ремонт, движение в туннеле регулируется

5.

6. Потрясающие виды вокруг

7. Иногда прямо у дорог встречаются вот такие раритетные электрички

8.

9. Дороги идеального качества

10. Кое-где встречается серпантин. Если вы любитель таких дорог, вам нужно взять в аренду автомобиль со встроенным навигатором и поставить галочку в графе "Избегать автострад"

11. Но не по всем дорогам можно проехать. После майских ливней некоторые горные дороги пришли в негодность. Здесь предупреждают о том, что проезд запрещен всем, кроме посетителей отеля

12. Несмотря на то, что конкретно в этот отель нам не надо было, мы решили поехать. На дороге естественно никого не встретили. За 10 километров опасной дороги к отелю мы увидели несколько мест, где дорога просто проваливается под землю. Грунт не выдержал нагрузки и уходит вниз. Фотографии нет, т.к. все были напряжены и внимательно наблюдали за дорогой. Далее мы подъехали к отелю, где нам рассказали, что дальше ехать нельзя, ибо "что-то там на немецком kaput" и показали руками движение вниз. Все понятно - дорога просто ушла вниз. Не рискнули ехать, хотя, не скрою, подумывали о том, что можно попробовать

13. Поехали в объезд. Объезд оказался платным (дорога через Kilmer на Cell-am-Zee), стоимость - 8 евро. Не сказать, что дорога идеального качества, зато очень красивая. Кстати, изначально мы тоже хотели проехать по этой дороге, но нигде не было сказано, что она является платной. Может быть, ее сделали такой для того, чтобы восстановить основную дорогу?

14. Спустившись с гор по платной дороге, мы немного отдохнули от бесчисленных серпантинов

15. Вечером около Cell-am-Zee

16.

17. А это наша арендованная BMW. Очень маневренная и удобная машина для езды по австрийским дорогам. Кстати, в живописных местах вдоль дорог австрийцы делают вот такие места отдыха

18. Тут есть столик у обрыва, где можно отлично пообедать

19. Порой дороги проходят в метре от воды. Очень красиво

20.

21. Иногда третестепенные дороги представляют из себя такие вот направления

22. Встречались нам и дороги в лесах. Спасибо навигатору!

23. Указатель на выезде из Зальцбурга

24. В городах по ходу основных автотрасс встречаются полноценные перекрестки. Все же, не совсем удобно, лучше когда движения осуществляется по кольцу

Сегодня фотоотчет об одной из самых красивых горных дорог в Европе. Если честно, то более живописные серпантины я встречала только в Китае в городке Чжанджиаджи (Zhangjiajie) - уже достаточно известный путешественникам серпантин с 99 поворотами.
А в Европе самая красивая и самая высокогорная дорога - - находится на территории Австрии, австрийских Альп.

Вот так выглядит этот серпантин:

Это платная дорога, что-то вроде национального парка. Въезжать можно на машине, мотоцикле, электрокаре, заплатив за въезд.

В далеком 2012 году въезд на автомобиле стоил 32 евро, сегодня немного приподнялась цена до 35 евро на день. Если хочешь приобрети билет на месяц, то стоимость 54 евро (на автомобиле).

Да, мои фотографии сделаны в 2012 году, и вот 4 года я не знала, как уложить в один пост тысячу красивенных фото. Так сложно было выбрать штук 40.
Сегодня у этой панорамной дороги есть отдельный сайт, где можно ознакомиться с возможными маршрутами прогулки, повыбирать отели и рестораны (на территории имеется несколько).
А 4 года назад я просто строила маршрут из Вены в Мюнхен и на карте нашла замысловатый серпантин - очень захотелось туда заехать. Ну, и поехали собственно. Просто так, увидев точку на карте Гугл . (по ссылке место на карте собственно). В русскоязычном интернете про эту дорогу не было ни слова.

Красивенные австрийские пейзажи по пути:


Сворачиваем в районе Zell-am-See налево (едем со стороны Вены), подъезжаем к въезду, где проходит оплата проезда:

И сразу же начинается красота. Любуемся небом, тучами, которые не в состоянии удержать лучи августовского солнца.

Коровки, которых мы тут же прозвали Милка, тоже здесь, наслаждаются природой.

Оглядевшись по сторонам, встречаешь очень много горных шумных водопадов. Хотя дело было в конце августа, они еще не иссякли. Верим, что впереди будет еще снег. Августовский горный снег:

Здорово, правда:

Серпантины и приют с отелем посередине:

Высокогорная панорамная дорога Гросглокнер (Großglockner-Hochalpenstraße) п роходит по национальному парку Высокий Тауэр и названа в честь самой высокой горы Австрии Гросглокнер, высота которой 3798 м.

Длина Großglockner High Alpine Road около 48 км. Это серпантин из 36 поворотов. Начинается дорога на высоте 805 метров, а заканчивается на 1301 метров. Максимальная высота — перевал Хохтор (Hochtor) — 2504 м над уровнем моря. Максимальный уклон дороги — 10,2%.
С 12 января 2016 года высокогорная дорога Гросглокнер является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если честно, когда я попала на эту дорогу, была уверена, что она современная. Вот только открылась, в году этак 2010. Но, набирая эти абзацы, решила поискать историю. Удивлена, дорога построена еще в 1930-х годах и считалась национальным достоянием Австрии.
В 1924 году группа австрийских экспертов представила план по строительству дороги на Хохтор (высокий перевал), но все отнеслись к этому предложению со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических экономических результатов потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции. Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 метра с разъездами оказался слишком дорогим.
Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Тогда правительство возродило проект Гросглокнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тыс.) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 м, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путём введения платы за пользование дорогой.
3 августа 1935 года высокогорная дорога Гросглокнер была открыта и введена в эксплуатацию. И уже день спустя на ней провелись международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races.
Вместо планируемых 120 тыс. посетителей в 1930 году, дорога привлекла 375 тыс. посетителей и 98 тыс. автомобилей. После Второй мировой войны количество посетителей возросло и к 1952 году достигло 412 тыс. посетителей и 91 тыс. автомобилей. В 1962 году 360 тыс. автомобилей и 1,3 млн посетителей перешли через перевал. В общем, эта дорога - настоящая историческая гордость Австрии.

Открытие автомагистралей Felbertauern в 1967 году и Tauern в 1975 не только снизило движение почти на 15%, но и навсегда изменило характер высокогорной дороги: из утилитарного трансальпийского пути в экскурсионную панорамную дорогу с прекрасными природными видами.

Сегодня дорога открыта для проезда с мая по октябрь. Точные сроки открытия и закрытия дороги зависят от погодных условий. Более точную информацию стоит перед посещением посмотреть на сайте дороги . Также она закрыта в ночное время. Летом работает примерно до 21:30. В темноте очень страшно гулять по горам в кругу диких животных.

Ежегодная посещаемость дороги насчитывает примерно 900 тыс. человек. Говорят, это одно из самых посещаемых мест Австрии сегодня.

По пути есть несколько пунктов для остановки, все они выделены парковочными местами, столиками для пикника или наблюдения за видами. Также в основных пунктах есть ресторанчики или кафе с сувенирными магазинами. Обязательно стоят стенды с видами гор, подписанными названиями и высотами. Также есть наглядная информация о местной растительности и местной живности. Есть места, с которых открывается вид на самые значимые точки.

На этом перевале мы нашли снег и вдоволь наигрались в снежки:


Серпантины с хуторами:

Вот так выглядит самый высокий перевал Хохтор (Hochtor) высотой 2504 метров:

Вечерело, хорошо, что нет дождя:

Водопад Fensterbach, начинается на высоте 2058 метров:

Этот же водопад, проходит под дорогой и несется вниз:

Это озеро Маргаритценштау (Margaritzenstausee), а выше - озеро Зандер (Sandersee). Они соединяются между собой небольшим ручейком. Но перепад высот только на этой картинке составляет не меньше 250 метров.

Эта остановка - Alpencenter Glocknerhaus. Здесь есть парковка, отельчик с рестораном. И несколько пешеходных маршрутов в горы.

Это место проезжаешь, когда едешь к леднику Пастернце. А для этого нужно свернуть направо, недоезжая до городка Heiligenblut. То есть если вы едете с северного въезда на панорамную дорогу и доехали до городка Heiligenblut, то нужно вернуться на кольцо, которое проезжали пару км назад.
Если же не свернете, то попадаете в Италию как раз в Доломитовые Альпы, или в Словению.

Водопады, снова водопады:

Указатели пешеходных маршрутов. Красная точка - это высокий уровень сложности, целевая - легкий. Указано время, сколько топать до точки:



Таким образом мы подъезжаем к центру кайзера Франца Иосифа. Он находится на высоте 2369 метров, и отсюда открывается вид на гору Гроссглокнер (Großglockner, самую высокую в Австрии) и на самый длинный ледник на востоке Альп - Пастерце (Pasterze).

Центр представляет собой 4-х этажное здание, в котором посетителям показывается всё, что есть самого интересного о самой высокой горе в Австрии — Großglockner. Рядом с центром располагается большое количество парковочных мест, а также многоэтажный гараж. Но видимо мы приехали уже поздно, парковка была пустая, буквально пара машину. И ни души.

Вот сам ледник. Его длина составляет около 9 км, находится на высоте от 3463 до 2100 м над уровнем моря.

Процесс таяния ледника Пастерце начался в 1856 году из-за сочетания высоких летних температур и малого количества зимних осадков. Согласно картинкам, с 1852 года ледник уже уменьшился на 200 метров!!!
По леднику можно погулять, спустившись вниз. Часть спуска можно совершить на фуникулёре со 143-метровой высоты (уклон 85%), либо пешком вниз по ступеням. Но лед уже ломается. Фото изломов:

Мы же поглядели на гору вдоль ледника, увидели тропу и решили по ней прогуляется:

Вот так выглядит дорога: идешь вдоль огромной скалы, проходишь через мокрые холодные туннели. Всего их кажется было 6 от 250 до 800 метров:

По пути мы встречали плакаты с названиями гор, описание растительности и животных. На фото справа внизу - суслик. Видите? Он маскируется под сухой пейзаж:


Прям у ледника есть приют. Мне кажется, это для зимних прогулок:

Вдруг нам наперерез вышли горные козлы. Фото без увеличения. Они действительно гуляли вот так вот рядышком. Можно было спокойно взять одного за рога. Вот так вот, гуляя по горам, попадаешь в настоящий сафари-парк. От этой встречи становится немного не по себе и хочется до темноты вернуться в машину. Тут мы поняли, почему дорога закрыта ночью:

Подобная встреча с копытными у нас позже состоялась в Израиле. Есть там очень душевный городок Мицпе-Рамон , в котором горные козлы живут среди людей, гуляют во дворах.

А мы возвращаемся в Альпы. Вот эта самая высокая вершина Австрии - стеснительный, спрятавшийся за туманов Гросглоккнер:

А это наша тропа. Возвращались мы по ней же.

Куда мы шли? Не знаю просто хотели обойти ледник и поглядеть, что же за ним. Дошли до остатков пологих водопадов и указателей, что туда можно спуститься в Италию, а туда - в Германию. Решили возвращаться.

Немного горного заката:

Привал с видом на самую высокую вершину Австрии:

Именно в этот момент понимаешь ничтожность человеческого бытия. И ничтожность всех наших огромнейших и серьезнейших проблем. Вот попадаешь в горы, и на все становится абсолютно пофиг. Такое место получения небольшой порции пофигизма. Очень помогает в расстановке жизненных приоритетов)))

Дополнительно про Альпы и красивые картинки:

1. Наше путешествие по Доломитовым Альпам:



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...