Свердловские буддистские монахи (Шад Тчуп Линг). Восхождение к буддийскому монастырю Шад Тчуп Линг на Урале Собака лает - караван идет

Гора Качканар расположена около одноименного города в Свердловской области, примерно в 260 километрах от Екатеринбурга.

Качканар - одна из самых высоких гор Среднего Урала, достигающая в высоту 887,6 метра над уровнем моря. Сложена горными породами габбро, перидотитами и пироксенитами.

Топонимисты считают, что название горы произошло от тюркских слов «качка» - лысый и «нар» - верблюд.

Около горы проходит граница двух частей света – Европы и Азии , а также двух регионов – Свердловской области и Пермского края. Близ горы располагались золотые и платиновые прииски.

Первое научное описание горы Качканар выполнил путешествовавший по Уралу в 1770 году академик П.С. Паллас в книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи » (1786 г.). Вогулы показали Палласу два рудника, где раньше добывался магнитный железняк.

В 1860-е годы Качканарский массив изучал известный геолог А.П. Карпинский , позже возглавивший Академию наук.

В 1957 году у подножия горы началось строительство Качканарского горно-обогатительного комбината , вскоре здесь вырос один из самых молодых городов Свердловской области – город Качканар .

В настоящее время разработка титаномагнетитовых руд горы Качканар продолжается, действующие огромные карьеры расширяются, планируются новые.

Гора Качканар имеет две вершины – северную и южную. Они называются соответственно «Северный рог» и «Полуденный рог». Каждая из них прекрасна по-своему, с каждой открывается великолепный вид (при этом город Качканар виден лишь с южной вершины).

На вершине горы множество скальных останцев причудливой формы. У многих из них свои собственные названия. Самый известный останец – скала Верблюд .

В 1995 году на вершине горы Качканар был создан буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (в переводе с тибетского – Место практики и реализации). Его основатель – Михаил Санников. Монастырь уже давно превратился в главную достопримечательность Качканара. Побывать в единственном на Урале буддийском монастыре приезжает немало туристов, насельники монастыря никому не отказывают. В монастыре построены две ступы, считающиеся святынями.

Однако очень скоро монастырь, построенный за многие годы руками нескольких энтузиастов, может быть стерт с лица земли. ЕВРАЗ, которому принадлежит Качканарский ГОК «Ванадий», требует снести «самовольно возведенные постройки». На стороне предприятия и власти всех уровней.

Таким образом, вместо монастыря на этом живописном месте уже к 2015 году должен образоваться очередной карьер… При этом, уничтожая единственные местные достопримечательности (гору и монастырь), власти Качканара говорят о грандиозных планах по развитию туризма.

В общем, успевайте побывать на горе Качканар и в единственном на Урале буддийском монастыре, пока не поздно!..

Как пройти на гору Качканар

1. Выход к подножию горы Качканар

С административной площади Качканара (см. фото), на улицу Крылова (на север) в сторону автовокзала (200 м).

Здание администрации города Качканар

Далее по Крылова до развилки Западный карьер - поселок Валериановск. Направляемся в сторону Западного карьера. Проходим полуостров с профилакторием "Зеленый Мыс" (слева) и выходим к плотине. Справа железная дорога, слева залив с башней подымающейся из воды. Проходим плотину и слева видим место для стоянки. На этом первый этап считаем пройденным.

2. Идем на южную вершину

Южная вершина горы Качканар (да, гора имеет две высокие точки, причем высшая, северная, из города не видна), хоть и не является наивысшей точкой, но её следует посетить. Путь туда не так протоптан туристами, как на северную вершину. Вид на город Качканар возможен только с южной высоты. Скалы вершины расположены компактно. Путь порядка 6 километров с постоянным подъемом в гору. Уклон небольшой, поэтому преодолевается за один переход.

Если вы на машине, то её придется оставить на площадке. Слева находим тропу идущую вдоль берега и двигаемся по ней. Необходимо дойти до старой горнолыжной трассы (600 м). Можно идти вдоль берега, но лучше забирать в гору, чтобы потом меньше ползти вверх по просеке. Подъем крутой. Забравшись на самый верх, идем по дороге налево.

Вид со старой горнолыжной трассы

Метров через 100 выходим на дорогу и идем направо, метров через 100 сворачиваем налево. Идем по лесной дороге никуда не сворачивая. Сначала неважная, дорога постепенно расширяется и становится лучше. Примерно через 3,5 километра необходимо не пропустить тропинку на вершину. Дорога в этом месте уходит направо, а тропинка идет прямо. Начало тропинки (С 58г 44м 58с; В 59г 24м 52с) обычно отмечено ленточками на деревьях. Заходим на тропинку и примерно через 15-20 минут выходим к скальным массивам. Лучше запомнить или отметить выход тропинки, чтобы когда идти обратно не плутать по окрестностям.

Скалы южной вершины раньше имели плиты с названиями. Сейчас от плит остались лишь отверстия в камне.

Виды с южной вершины

3. Идем до горного озера

Перед северной вершиной, на горе есть озеро . Видимо брали пробы руды и вырыли котлован, который впоследствии заполнился водой. Около озера можно остановиться на привал или ночлег. Есть мангал, беседка.

Озеро на месте бывшей выработки

К самому озеру идет дорога, но на машине проехать можно только по пропускам, так как дорога проходит через территорию Качканарского ГОКа.

От площадки (см п.1) двигаемся дальше по дороге. Примерно через 2 километра будет пост охраны Качканарского ГОКа. Если вы на машине, то смело оставляйте машину перед постом. Дальше идем пешком. Доходим до зданий и идем по дороге налево. Через 300 метров, слева, будет проходная на горнолыжную трассу (см. фото), но мы идем прямо с небольшим отклонением направо.

Проходная на горнолыжную трассу

Почти сразу будет широкая дорога направо, но нам туда не надо, идем прямо в гору с небольшим уклоном. После поворота налево дорога будет огибать Западный карьер . Будет много дорожек направо. По ним можно выйти на край ямы и понаблюдать за работой карьера.

Западный карьер

Сразу скажу, что у Западного карьера есть смотровая площадка которая будет у нас по пути. Вот мы дошли до поворота дороги налево (до него около 1 километра), нам туда. Но, если пройти немного прямо, справа будет смотровая площадка Западного карьера в наивысшей точке.

Смотровая площадка Западного карьера

Но вернемся на дорогу. Расстояние от смотровой площадки до озера приблизительно 4 километра.

Дорога

Немного не доходя до озера берет начало тропинка к буддистскому монастырю.

Начало тропинки к буддистскому монастырю

4. Идем от горного озера до скалы Верблюд и на вершину горы Качканар

Для подъёма на гору надо обойти озеро (лучше слева), по тропке выйти на просеку и начать подниматься. Примерно через 700-800 метров начнутся выходы скальных пород и появится площадка с беседкой. С площадки надо повернуть на левую тропинку. Сразу оговорюсь, что если пойти направо, то тропинка выведет прямо к буддистскому монастырю. Но мы ведь идем на «Верблюд», а о монастыре расскажу дальше. Пройдя через скальные завалы скала «Верблюд» появляется во всей красе.

Скала "Верблюд"

Посмотрев панораму и полазив по скале отправляемся дальше на вершину, которая уже видна с «Верблюда».

Вид от "Верблюда"

Тропинка на вершину начинается сразу за «Верблюдом». Пройдя 10-15 минут подходим к вершине горы Качканар с которой открывается панорама на север. Самая высокая точка отмечена бетонной конструкцией с трубой. Прямо под горой находится поселок Косья, чуть дальше Покап, на северо-востоке видны строения монастыря.

Вершина горы Качканар

Вид с вершины на поселки Косья и Покап

Вид на строения монастыря с вершины горы Качканар

Скала Гагарина

5. Идем от горного озера до монастыря Шад Тчуп Линг

Как я уже упоминал, к монастырю Шад Тчуп Линг можно пройти и через дорогу ведущую на вершину. Но надо понимать, что монастырь не просто достопримечательность и просто придти поглазеть там не приветствуется. Если вы хотите, чтобы вам уделили внимание и провели экскурсию, а также угостили местным чаем, то такое мероприятие лучше спланировать. В монастырь не принято приходить с пустыми руками. Приветствуется еда: сахар, чай, печенье, крупы и т.п. Так же возле начала тропинки в монастырь лежат стройматериалы и если захватить с собой кирпичей, досок ну или что там еще находится, то это будет хорошо.

Итак, начало тропинки в монастырь Шад Тчуп Линг находится не далеко от озера по пути из Качканара. Пропустить это место никак не получится. Видны кучи стройматериалов, старые автомобили, табличка с напоминанием «Другу. Идешь в монастырь захвати кирпичей, не допускай пустопорожних пробегов», а также табличка для туристов указывающая что на «Верблюд» вовсе не обязательно ходить через монастырь.

Примерно через километр появится большая поляна с канатной переправой, по которой затаскивают стройматериалы в монастырь.

Поляна с канатной переправой

«Доска объявлений» монастыря

В монастыре имеется две ступы, жилые помещения, баня, домик для гостей, подсобное хозяйство. Ведется постоянное строительство.

М.В. Малахов в XIX веке писал про Качканар:

"Я поднимался на Качканар с востока, откуда доступ считается менее удобным, нежели с запада. Миновав гору Еловую, представляющую собою восточный отрог Качканара и покрытую обломками пород, весьма сходными с Качканаром по своему общему характеру и содержанию магнитного железняка, мы стали взбираться на Качканар. Весь подъем покрыт валунами; основная их масса состоит из зерен авгита с прожилками магнитного железняка. Первое значительное его залегание мы наблюдали на большой террасе Исовского склона горы в типичной крупнозернистой авгитовой породе. Совместное нахождение здесь железа и этой породы, по-видимому, не случайно, что подтверждается и дальнейшими наблюдениями. На всем подъеме к северной вершине от этого залегания магнитный железняк встречался на каждом шагу, но в мелких лишь прожилках, также как и на самой северной вершине. Направляясь отсюда по склону вершины Качканара, приходится спуститься в котловину, разделяющую обе вершины. Далее признаки магнитного железняка исчезают и резко проявляются вновь в обширной россыпи магнитного железняка, находящейся у подошвы Качканара".

Поездку на Качканар можно совместить с посещением горы Колпаки .

Монастырь на горе Качканар

Добро пожаловать на гору Качканар!

© Александр ПЕТРОВ (описание маршрута, фото),
г. Качканар, 2011 г.
© Павел Распопов (описание места)
сайт

Координаты : 58°46′37″ с. ш. 59°23′13″ в. д.  /  58.77694° с. ш. 59.38694° в. д.  / 58.77694; 59.38694 (G) (Я)

История

Основание монастыря

Лама Санье Тензин Докшит, он же Михаил Санников, познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане , где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там до прихода мусульман . После окончания Афганской войны Санников уволился из армии, отправился в Бурятию , в Иволгинский дацан , став учеником Дарма-Доди Жалсараева .

15 мая 1995 году лама Санье Тензин Докшит приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар . Место для неё ему указал его учитель.

За 20 лет Шад Тчуп Линг превратился в один из крупнейших в России центров изучения Буддизма и просто в достопримечательность, притягивающую тысячи туристов.

Суд за территорию

Члены общины много раз пытались легализовать постройки, но права на землю предъявляли горно-обогатительный комбинат, чьи карьеры находятся поблизости, и департамент лесного хозяйства.

9 февраля на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области появилась информация о предстоящем сносе «буддистского монастыря» на горе Качканар . Дело жизни и плоды неимоверного упорства Михаила Санникова и сотен людей, помогавших ему в эти годы, может пойти прахом, а «завораживающие воображение буддийские ступы среди уральских гор» - исчезнуть .

Напишите отзыв о статье "Шад Тчуп Линг"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шад Тчуп Линг

– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

60 лет назад на окраине Свердловской области, вокруг месторождений железной руды, возник город Качканар и его горно-обогатительный комбинат. В середине 90-х в горных лесах, всего в нескольких километрах от карьера, выпускник бурятского дацана основал буддийский монастырь, строительство которого продолжается до сих пор. Несколько лет назад комбинат (принадлежит ГК «Евраз», 31 % акций которой владеет Роман Абрамович), объявил о новой зоне разработки, в ее границы попадает монастырь. Так интересы буддийской общины и металлургической корпорации пересеклись - и по закону не должны разрешиться в пользу монастыря. А пока буддисты спорят с властями комбината и судебными приставами, на вершине горы продолжается жизнь.

На протяжении года фотограф The Village Анна Марченкова фиксировала, как живет Шад Тчуп Линг, и кто находит пристанище там, где температура зимой опускается до минус 40. Мы рассказываем истории людей, что строят на окраине Урала буддийский монастырь.


Докшит и его вершина

В России буддизм является традиционной религией трех народов - бурят, тувинцев и калмыков. Все они исповедуют тибетский, или северный, буддизм, а главный буддийский центр страны находится в Улан-Удэ. Там же, при Иволгинском дацане, работает Буддийский университет и находится резиденция главного буддиста России. Каждый год в университет набирают два десятка послушников - хувараков, и в течение пяти лет они изучают буддийскую философию, восточную медицину, техники тантризма и медитации, бурятский и тибетский языки. Как и в светском университете, выпускники получают дипломы о высшем образовании, а еще религиозные чины: мужчины становятся ламами, женщины - хандамами.




Сейчас в России чуть больше полумиллиона практикующих буддистов, монастыри и храмы работают в Калмыкии, Бурятии, Туве, Иркутске, Забайкальском крае, Москве и Санкт-Петербурге. Единственный монастырь на Урале, где буддийская религия никогда не была традиционной, весной 1995 года начал строить бывший военный снайпер Михаил Санников.

В 1981 году он по контракту отправился служить в Афганистан, где уничтожал караваны с оружием из Пакистана. После службы, в начале 90-х, Михаил поступил на тантрический факультет института при Иволгинском дацане, откуда вышел уже с новым именем - теперь ламу зовут Санье Тензин Докшит. Учитель, Пема Джанг, поручил Докшиту построить на Урале монастырь - и сам выбрал место. В 1995 году лама поднялся на гору Качканар, и на ничьей земле, неподалеку от местного ГОКа, начал возводить буддийский центр. Будущий монастырь на уральской высоте 887 метров Докшит назвал Шад Тчуп Линг, или «Место практики и реализации».





Ступы среди снегов

На вершине лама своими руками строил первый дом: жег на кострах метровые валуны, колол их кувалдой, провел электричество, построил на крутом склоне подъемник для тяжелых грузов. Сюда он привел первых учеников - спустя 22 года они превратили дикое горное плато в буддийский комплекс из нескольких жилых комнат, комнаты для йоги, библиотеки, мастерской, складов и ритуальных помещений.





На территории комплекса пока нет собственно монастыря, но уже есть культовые сооружения - буддийские ступы. На пятачке между скалами члены общины построили большую и малую ступы Пробуждения, ступу Паринирваны, заложили основание ступы Схождения с небес Тушита. Всего в традиции тибетского буддизма восемь видов ступ, связанных с разными этапами жизни Будды. Они отличаются архитектурными деталями в средней части: ступа Паринирваны имеет форму колокола и символизирует совершенную мудрость Будды, ступа Схождения отличается большим количеством ступеней. Именно ступы неиллюзорно защищают Шад Тчуп Линг, потому что являются объектами культурного наследия.





Постоянно на вершине Качканара остаются лишь Докшит и пара его последователей. Летом в маленьком сообществе живут 13–15 человек, зимой - вдвое меньше. Лица меняются, как и причина, по которым люди оказываются здесь. На вершину поднимаются студенты в академическом отпуске и поисках себя, бывшие военные и начинающие буддисты. Путь наверх начинается у западной проходной комбината - стороны соблюдают молчаливый нейтралитет, и потому тропинка забирает на несколько метров в лес слева от контрольно-пропускного пункта. Летом идешь шесть километров по гравию, еще два - по корням горных сосен, мху и курумнику; зимой, по натоптанной тропинке, шагать получается еще быстрей. Качканар, где живут 40 тысяч горняков, остается далеко внизу. Почти в 300 километрах к западу находится Екатеринбург.

Члены общины ведут бортовой журнал в ЖЖ и страницу «ВКонтакте», отвечают на общий мобильный. В журнал записывают проделанные за день работы, имена живущих здесь постоянно, количество туристов, приходивших в последние дни. Там же оставляют заметки для тех, кто собирается наверх и хочет помочь монастырю, - просят купить моркови и крупы, соли, спичек, легких строительных материалов вроде самоклеящейся пленки. Изредка в соцсетях объявляют сборы на что-нибудь крупное, вроде солнечных батарей.

Данил

Семь лет назад Данил проехал 500 километров на велосипеде, чтобы добраться до Качканара. Он - самый старший ученик ламы и никогда не общается с туристами. С тех пор, как он появился на вершине, здесь изменилось многое.

«Еще в юности я хотел разбогатеть и начал играть на бирже, заниматься интернет-трейдингом. Любил анализировать финансовые процессы, обожал адреналин. Я мечтал заработать много денег, уехать куда-нибудь к морю, сидеть за ноутбуком, попивать сок, а вечером ходить к учителю и разговаривать о смысле жизни.

Однажды я сидел за компьютером и осознал, что тупею. Боже, мне 30 лет, я просижу у монитора еще лет 10–20 - и ничего не изменится. Я начал искать в интернете кого-то, кто вдохновил бы меня, и наткнулся на биографию ламы Докшита. Сел на велосипед и поехал.

Семь лет назад не знал о буддизме я ничего. Мне было сложно принять это мировоззрение, я не хотел соглашаться, что суть жизни в страданиях. Говорил, что счастлив - боялся, что если приму, действительно буду страдать.

За эти годы я стал другим человеком, стал грустным, наверное. Раньше так радовали походы по клубам, алкоголь, девушки и покупки, которые говорили о высоком статусе, - а теперь я понял, что нет смысла за этим гнаться, ведь всегда будет мало. Я разрушил все, что радовало раньше, но не нашел того, что радовало бы сейчас. И собираюсь пойти дальше: принять монашеский обет и уехать в Монголию или Индию, чтобы продолжить поиски».

Шад Тчуп Линг без монахов

Все 20 лет лама Докшит строит монастырь своими руками и принимает новых последователей, которых учит буддийской практике и прилежному труду. Но пока на вершине горы продолжается строительство, община остается мирской - буддийским монахам запрещено заниматься физическим трудом. Если каждый из тех, кто колет камень или выращивает овощи в саду между скал, станет монахом - жизнь в Шад Тчуп Линге остановится. И пока монахов на вершине нет, «Место практики и реализации» нельзя называть монастырем.

В общине действует почти армейский распорядок. Жизнь теплится в узком помещении с печкой и линолеумом. Днем дежурные по кухне готовят здесь нехитрый суп из крупы и моркови, а вечером в натопленной на ночь комнате ученики ламы расстилают туристические пенки и спальники, чтобы подняться ровно в шесть и запустить будничную круговерть из медитаций и работы. Чтобы остаться в монастыре, нужно лишь спросить разрешения у Докшита и быть готовым к тяжелому физическому труду. В сезон строительства работа на вершине продолжается до восьми вечера - с перерывами на буддийскую практику, обед и ужин. Дважды в неделю здесь топят баню, по выходным встречают группы туристов, которые спят вперемежку с послушниками или в палатках поодаль от монашеского жилья.





Обычное утро в августе, когда на вершине уже подмораживает: после двух часов практики девушки разбивают лед на маленьком пруду и черпают воду, чтобы приготовить завтрак и чай. В домике для йоги послушники измельчают мох, стараясь не повредить споры. Они нужны для того, чтобы посыпать ими пятиметровую скульптуру дракона, собранного из мха и полимерной сетки. Весной дракон зазеленеет. За лето послушники построили спортзал, установили солнечные батареи и соорудили статую Будды над реликварием, где хранятся монастырские святыни. В последние дни августа мужчины покрывают статую белой краской.

К ноябрю строительный сезон заканчивается, и ученики, решившие перезимовать на горе, топят снег и лед, добывая воду, ухаживают за курами и коровами, готовят еду для собак, охраняющих подступы к монастырю, колют дрова и собирают хворост. Девушки заняты шитьем и заготовкой чая: у каждой буддийской общины есть свой секретный рецепт - в Шад Тчуп Линге, например, любят иван-чай. Становится меньше туристов; зимой послушники посвящают себя практике и молитвам.

Путники приходят и уходят - кто-то остается на неделю, кто-то на полгода. Дольше всех здесь прожила Сатима, за несколько лет на вершине она сшила тысячи цветных флажков, лоскутных одеял и легких флисовых костюмов для учеников. Сейчас Сатима проходит обучение в Индии, чтобы весной стать первой монахиней с вершины Качканара.

Желающих изучать буддизм лама обучает по программе «Открытие буддизма». Ученик пишет заявление, и три месяца остается под пристальным взглядом ламы, строго соблюдая правила общины. После принято попросить у Докшита прибежища и выполнить 111 тысяч простираний - буддийской практики, которая должна помочь ученику очистить себя от пороков и развить в себе добродетели. В Шад Тчуп Линге простирание выполняют на специальных дощечках, надев перчатки: тот, кто совершает обряд, ложится на дощечку, а после поднимается и встает ногами туда, где только что находилось его лицо. Сотня тысяч простираний занимает недели и месяцы, после которых следует разговор с ламой. И если Докшит считает, что ученик не до конца очистил разум, тот продолжает работу над собой в специальном домике для затворов, сутками читая мантры в одиночестве и получая еду от других членов общины. После разговор повторяется.





Максим

Большой, бородатый и улыбчивый парень сначала не хочет рассказывать, почему он в монастыре. «Понимаешь, у меня были проблемы. Но это неважно. Главное, что сейчас все хорошо», - говорит он и уходит чистить снег. В следующий раз он решается на разговор в мастерской, где проработал весь день.

«Жизнь пошла кувырком после армии. Я отслужил положенные два года и согласился на службу по контракту, подписал рапорт. Был сентябрь 2004 года. На следующий день меня забрали на освобождение школы в Беслане.

Тем, кто прошел через теракт, защищая заложников, не оказывают никакой психологической помощи. Но с этими воспоминаниями надо было что-то делать. Мне нужно было успокоиться. Я начал с героина и перепробовал все доступные наркотики. Через три года службы вернулся в родной Качканар наркоманом.

Зависимость сделала меня жестоким. Это понятно на войне: не убьешь ты - убьют тебя. Но я и после возвращения не считал людей за людей. Родителей воспринимал как источник денег, а чужих, сказавших мне грубость, - молча избивал до полусмерти. Их отвозили в реанимацию, а на меня писали заявление. Потом все повторялось снова.

Однажды я вышел из дома и понял, что дальше падать некуда. Здесь, в Качканаре, о монастыре знают все, и я от безысходности пошел на гору. Когда я рассказал обо всем Ламе Докшиту, он ответил, что подумает, что можно сделать. И молча дал работу, как и всем, кто решает остаться. Так, пока я работал, меня словно развернуло на 180 градусов. Не мог достать наркотиков - избавился от зависимости, и вдруг стал общаться с людьми. Мне до сих пор странно, что мама снова говорит со мной любящим голосом - таким, словно я в детстве, а она меня спать укладывает.

Валя ничего не отвечает ламе, задумалась. Вале 31, родилась в Перми, работала в Москве бухгалтером. Почти всю взрослую жизнь ее мучает псориаз.

«Раньше высыпания были по всему лицу. Я стеснялась выходить к людям: некрасиво, неэстетично, и вечно все пристают с расспросами. Псориаз появился, когда я поругалась с родителями и ушла из дома. Говорят, виновата генетическая предрасположенность, но у меня в семье никто не болел. Не повезло одной мне.

В Москве я ужасно много работала. Рутина так надоела, что я съехала из арендованной квартиры, раздала все вещи и поехала путешествовать - хотела найти лекарство от псориаза. Два года жила в Индии. Соленая вода и солнце дали косметический эффект, болезнь ушла внутрь, но не исчезла. Когда я вернулась в Россию, снова начались обострения. Здесь, на горе, я хочу вылечить голову, ведь любое заболевание - это психосоматика. Вот вылечусь сама - и стану помогать другим.

Я пришла сюда в глубокой депрессии, а сейчас никакие червяки в голову не лезут. Здесь слишком красиво для тяжелых мыслей: выхожу во двор, смотрю по сторонам, и счастье зашкаливает».

Собака лает - караван идет

Последние два года монастырь находится под угрозой сноса. В недрах горы, на которой он расположен, - залежи титаномагнетитовой руды. В восьми километрах, внизу, каждый день гремят взрывы: после десятиминутной сирены звучат два коротких сигнала, и в воздух поднимаются облака раскрошенной породы. Когда ресурс Западного карьера будет исчерпан, «Евразу» понадобится новое месторождение - то самое, рядом с которым стоят буддийские ступы монастыря Шад Тчуп Линг. Комплекс попадает в санитарно-защитную зону нового карьера, где запрещено любое строительство.

Михаил Санников начал строительство незаконно, а потому у предприятия есть право выгнать непрошенных гостей со своей территории. Лама Докшит не раз пытался легализовать свои постройки, вел переговоры с администрацией города и комбината, но в феврале 2017 года Служба судебных приставов выпустила постановление о сносе монастыря. Тогда за буддистов вступились власть и общественники, в том числе музыкант Борис Гребенщиков, а приставы из-за размытой дороги долго не могли вручить постановление ламе. Попутно выяснилось, что по крутому склону на вершину вряд ли поднимется строительная техника, необходимая для сноса. Вопрос повис в воздухе, и жизнь на горе продолжается.



Время от времени в конфликте случается новый поворот. Например, месяц назад депутат Госдумы Андрей Альшевских подал в администрацию губернатора Свердловской области запрос о том, как работает группа по сохранению монастыря. В ответ из администрации прислали письмо с результатами экспертизы, которую провел Санкт-Петербургский государственный музей религии. В них говорилось, что религиозная организация на вершине Качканара нелегитимна, потому что не имеет устава, а еще не может рассматриваться как монастырь, потому что в ней нет необходимого количества монахов.

В ответ на результаты экспертизы жители Шад Тчуп Линга пожимают плечами. После новости об экспертизе они связались с главным специалистом музея, и оказалось, что специалист не знает о проведенном исследовании. Весной из Индии вернется первая монахиня монастыря, Сатима, а после обучатся и другие. Собака будет лаять, а караван - идти.

Просматривая путеводитель по Уралу, я мысленно планировал свои поездки по области, отмечая на карте наиболее интересные для себя места и маршруты. Одно из таких мест - гора Качканар, находится на Севере Свердловской области и является одной из высочайших вершин Среднего Урала. На горе расположен буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Он является единственным буддийским дацаном на Урале. Погуглив в интернете, я узнал, что у монастыря есть своя группа в контакте http://vk.com/shad_tchup_ling . Созвонился с монастырем, чтобы договориться о своем визите. Получил одобрение главного Ламы Докшит, мне разрешили посетить монастырь и остаться на ночлег. М онах по телефону попросил привести некоторые продукты и рассказал подробно как до них добраться.

Собрав свой походный рюкзак, рано утром я отправился в Шад Тчуп Линг.

Маршрут моего путешествия начинался от города Верхний Тагил, на машине я доехал до города Качканар. Город был основан для обеспечения разработки группы Качканарских месторождений. С момента принятия решения о строительстве и по сегодняшний день город неразрывно связан с горно-обогатительным комбинатом. Строительство ГОКа и города началось в 1957 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой.



От города Качканар направился к проходной Западного карьера, это конечная точка движения на машине, дальше предстояло пешее восхождение в гору.


Примерно через 2 км подьема в гору я вышел на смотровую площадку Западного карьера. Его освоение началось еще в 30—40-х годах. Вся добываемая руда с карьера отвозится на горно-обогатительного комбината (ГОК) "Качканарский", находящийся неподалеку, м ощность по переработке которого составляет 33 млн. т железной руды в год. Качканарский ГОК является самым крупным горно-обогатительным комбинатом в России.






На тропе заметны следы от санок: в монастыре есть собаки, на которых послушники поднимают в гору продукты и разный груз.





На тропинке стоит указатель. Обозначающий: прямо пойдешь - к скале "верблюд" придешь, направо пойдешь - в монастырь придешь. От этой таблички до монастыря осталось идти 1 км.











Теперь о том, как на горе Качканар появился монастырь.
Лама Докшит (означает защитник) - бывший военный, о нем расскажу чуть позже. Его учитель - Дарма Доди Жалсараев - жил в Бурятии. Однажды учителю приснился красивый монастырь на горе под названием Качканар. Утром он позвал Ламу Докшита и рассказал о своем сне. Они начали искать гору с таким названием и обнаружили ее в 5500 километров от Бурятии в самом центре Урала. Там Лама Докшит и начал строить монастырь в 1995 году. С троительство монастыря согласно плану строительства рассчитано на 300 лет.



Строительство ведется по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик.

В этом году в монастыре были установлены солнечные батареи, благодаря которым появилось внутреннее освещение во всех корпусах, возможность зарядить телефоны и ноутбук.




Сейчас в монастыре проживает четыре послушника, не считая Ламы, которые проходят практики, работают по хозяйству и выполняют разные обеты. Кто-то живет уже 12 лет, кто-то пришел месяц назад.

Лама Санье Тензин Докшит в миру Михаил Васильевич Санников, очень добрый, открытой души человек с тонким чувством юмора. С ним можно разговаривать на любые темы, у меня даже сложилось такое впечатление, что он знает ответ на любой вопрос. К Ламе Докшиту постоянно приходят разные люди, различного уровня достатка и сословия. Заходят обычные туристы ради любопытства, приезжают продвинутые буддисты и Гуру Йоги, чтоб позаниматься практиками в монастыре. Многие приходят, чтобы просто пообщаться, поговорить о жизни, получить опыт. Он никому не навязывает свое мнение, не занимается нравоучением и впариванием религии, как это делают различные проповедники различных религий.

Немного расскажу о быте в монастыре. Каждый день назначается дежурный. Он просыпается раньше всех, растапливает печь, готовит еду и убирает со стола.



На плите постоянно стоят чайники с горячим чаем. Чайники утепляют колпаками, чтобы дольше сохранить тепло. В белых - черный чай, в остальных зеленый. При таких морозах чай помогает согреться, его тут пьют постоянно и угощают всех гостей. Лама Докшит шутит, что "вода у нас волшебная". Шутки шутками, но вода действительно очень вкусная, несмотря на то, что ручья или источника на горе нет. Летом ребята собирают дождевую воду, зимой - поднимают из специальной ямы-колодца.


В отдельной комнате расположен алтарь. Для почитания Тела Будды на алтаре устанавливаются изображения (танка) статуи Будды.



Восемь чашечек для подношения дара, в них утром наливается вода, вечером выливается. В некоторых чашечках насыпан рис, он используется так же в качестве подношения.


Слева на алтаре лежат священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа дости-гают Просветления. Поэтому они считаются са-мым священным предметом на алтаре.


Различные ритуальные принадлежности.



С утра я пошел погулять по окрестностям монастыря, полюбоваться зимними красотами горы Качканар.



Интересная скала под названием "Верблюд", действительно есть сходство.





Пришло время возвращаться обратно домой, прощаюсь с Ламой Докши и его учениками. Спасибо за гостеприимство, за волшебный чай и интересное общение.

Если соберетесь посетить монастырь, не забудьте захватить с собой подарки - стройматериалы, монтажную пену, любые продукты и т.д. Лучше заранее созвониться или списаться по контакту с монастырем, чтобы узнать о текущих потребностях.

Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
Сиддхартха Гаутама
Продолжаю рассказ об интересных людях. Да, рассказ в основном будет об единственном на территории России горном буддистском монастыре, но монастырь — дело рук конкретного человека.
Итак, весна, Свердловская область, Качканар, одноименная гора.

01.
Информацию о монастыре я нашел случайно при подготовке весенней поездки на Урал. Толковых отчетов о посещении можно пересчитать по пальцам, в основном какие-то статьи о судебных тяжбах с Качканарским ГОКом и слухами о скором сносе. Так что надо было брать руки в ноги и ехать, пока не поздно.

02.
Гора Качканар стоит рядом с одноименным городом, точнее, город раскинулся у подножия горы. Гора так себе, далеко не Эльбрус, всего 887,6 м. Вот на эту высоту нам и надо было зайти.

03.
Самым сложным из всего восхождения было пройти проходную ГОКа. Гора-то оказалась на территории предприятия. Спросил у охранницы, можно ли пройти на гору, та ответила, что можно, но надо согласовать в управлении, это в городе, но они сеодня не работают (суббота), да и не быстрое это дело. Но раз уж мы приехали издалека, она просто обязана рассказать нам о том, что работа у них сложная, территория огромная и за всем уследить просто невозможно. Вот тут у шлагбаума она видит, а вон там, за кустами в трех метрах уже нет. Говорят, там есть тропинка, а дальше уже по дороге, главное, под БелАЗ не попасть. Поблагодарив охранницу и громко высказав свое сожаление по поводу недоступности монастыря из-за бюрократических проволочек, мы отправились за кусты.

04.
Ну а дальше по отличной дороге поднимаемся в гору. По пути можно тормознуть на паре смотровых площадок, даже залезть на осветительные вышки. Карьер действующий, так что смотреть есть на что и смотреть надо в оба.

05.
От второй смотровой в гору уходит прямая старая дорога, нам по ней. Поднимаясь, буквально за час пересекаешь несколько природных поясов. Сюда надо водить на экскурсии детей, редко в такой доступности можно так наглядно показать изменения в природе.

06.
И в итоге выходишь на небольшую поляну. Прямо пойдешь — попадешь к скале Верблюд и высокогорному озеру.

07.
Озеро так себе. Летом, наверное, повеселее будет, а в мае на нем еще был лед. На люду такой толщины еще сидят рыбаки по весне

08.
А направо начинаются просто фантатические (для конца весны) залежи снега, по которым видена цепочка старых следов. Идем по ним. Шаг в сторону и проваливаешься почти по пояс.

09.
Под ногами толстенный слой снега, а под снегом журчат ручьи. Их отлично слышно и проваливаться в них совершенно не хочется. Через несколько сот метров прямо в лесу большая стопка досок и табличка в стиле «Путник, выброси свои вещи, оставь усталость и помоги в строительстве монастыря». Мы помогли, да.

10.
Последний рывок по курумнику, прыгаем по скользким камням и вот, монастырь. Честно говоря, были опасения не застать его на месте.

11.
Монастырь строится, из полностью готовых строений, пожалуй, только ступа Пробуждения. Через ворота, барабаны и информационную доску наконец-то попадаем внутрь.

12.
Нам явно рады

13.
Да нет, на самом деле рады. На лай собак вышел человек и провел нас внутрь, сушиться после купаний в снегу и пить чай. «Пить чай», пожалуй, самая частоиспользуемая фраза на вершине.

14.
В это понятие вкладывается не само чаепитие, хотя оно конечно же непременно будет, а, скорее, разговоры и посиделки. Восточный такой вариант, это же Азия.
«А вы откуда сами-то? А фотки потом где посмотреть? В жж? Он еще жив?!»
Вскоре у них появился бортовой журнал shadtchupling

15.
Обогревшись, выходим на разведку. Это потрясающей красоты место! Я люблю горы, даже такие небольшие. Что-то в них есть первобытное, раскрывающее в человеке подсознательное.

16.
Давным давно на этих землях жили манси. На самой горе не жили, но она считалась местом силы и использовалась для свершения религиозных обрядов.

17.
Когда в эти места пришли русские, они заинтересовались местными месторождениями. По слухам, сам Демидов хотел выкупить у манси гору целиком, но что-то там у них не срослось.

18.
Потом по этим местам прошла платиновая лихорадка, но быстро закончилась. ГОК был основан в конце 50-х годов прошлого века, тогда же был основан и город Качканар у южного склона горы.

20.
Идея постройки монастыря пришла его создателю в 1995-м году. Создателем стал Михаил Васильевич Санников, очень интересный человек. Он родился в семье военных, сам несколько лет командовал диверсионно-разведовательной группой в Афганистане.

21.
Из армии он демобилизовался по инвалидности в звании капитана, работал санитаром в морге, коком в речфлоте, экстерном закончил Нижнетагильское художественное училище.

22.
В конце 80-х, в возрасте 27-ми лет, Михаил решает поступить на учебу в Иволгинский дацан. Поступил и принял монашеское имя Тензин Докшит. Ездил в Монголию и после окончания обучения хотел перебраться туда жить. Но судьба распорядилась иначе.

23.
Если быть совсем точным, иначе распорядился его учитель Пема Джанг. Молодому ламе Докшиту было дано распоряжение о постройке буддистского дацана на Урале. Логика проста: на востоке есть бурятские храмы, на западе питерский Гунзэчойнэй, на юге дацаны Калмыкии, а посередине пусто. Нет на Урале буддистских храмов. А чтоб совсем выделится, храм должен стоять на вершине горы.

24.
Выбрали Качканар, гору на границе Европы и Азии. Как я уже говорил, это место давно было известно как место силы. А имя монастырю дали Шад Тчуп Линг — «место практики и реализации» (или «Место изучения и осуществления», кому как больше нравится). Стройка началась 15 мая 1995-го года и строил первые годы Тензин Докшит один.

25.
Первые постройки практически полностью были деревянные и случившийся в 1998 году пожар уничтожил все отстроенное. Ламе и его немногочисленным ученикам пришлось начинать все заново.

26.
После прогулки по горе опять пьем чай.

27.
Михаил отличный собеседник со своеобразным чувством юмора. В общем, если вы общались с буддистом, который был военным, патологоанатомом и речником, да еще с неплохим образованием и энциклопедическими знаниями в различных областях, то вы меня поймете
Почему-то мне все время вспоминался «Золотой теленок»
«– Читали про конференцию по разоружению? – обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. – Выступление графа Бернсторфа.
– Бернсторф-это голова! – отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. – А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов?
– Ну, о чем говорить… Сноуден-это голова! Слушайте, Валиадис, – обращался он к третьему старику в панаме. – Что вы скажете насчет Сноудена?
– Я скажу вам откровенно, – отвечала панама, – Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
– Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.
Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
– Бриан! – говорили они с жаром. – Вот это голова!»

28.
Нет, на самом деле я готов был слушать Михаила Васильевича целый день, а то и два. Он рассказал, почему курить сигареты с фильтром вреднее, чем просто сигареты, чем отличается трубочный табак от папиросного (он любит курить), историю о приходе на эти земли русских и что было до этого, как добывают руду и почему Кочканарский ГОК хочет их отсюда выселить и еще много всего.

29.
Я узнал кучу новой информации, но так и не получил ответа на свои вопросы о планах монастыря, откуда деньги на строительство и почему нет документов на землю. С буддистской прямотой лама отвечал мне, что мы есть то, что мы думаем; что монастырь не главное, главное процесс; а деньги это как с едой: если ее принимать внутрь по потребности организма, то еда становится пищей и раз организм жив, значит пища есть. Отличный ответ налоговой, можете использовать

30.
После чая и разговоров перерыв на работы. В тот день делали навес-сарай для всяких хозяйственных нужд.

31.
Люди тут собрались рукастые, да и хочешь ты того или нет, поневоле научишься работать руками. Всякие механизмы собирались по округе и используются в хозяйстве. Просто так никто не потащит на гору такие тяжести.

32.
Еще пару лет назад проблем с доставкой стройматериала, продуктов, да и вообще с передвижением было меньше. От ГОКа был пропуск на проход и проезд, машина могла доехать до той площадки с указателем на Верблюд.

33.
С тех пор политика комбината кардинально изменилась и даже пешком монахи проходят КПП нелегально. Есть еще тропинка с северной стороны горы, но для перевозки чего бы то ни было она пригодна только в зимний период.

34.
Тогда с помощью собак или снегохода производится заброска стройматериала. По большому счету, в монастыре два времени года: зима время заброски стройматериала и учебы, лето время строительства и учебы.

35.
Тут, наверху, нет электричества, водопровода, парового отопления. Нет официальных разрешений, нет документов. Один на один с окружающим миром.

36.
Территория монастыря, собственно, как и вся гора со всеми озерами, Верблюдами, памятником Гагарину и массой туристических троп Качканарский ГОК хочет окончательно закрыть. Бассейн расширяется, начинают разработку нового месторождения и есть риск, что гора от взрывов может разрушаться.

37.
Шад Тчуп Линг единственный в России горный буддистский монастырь, Качканарский ГОК разрабатывает единственное в России ванадиевое месторождение. Трудно спорить с деньгами, комбинат выдает 55 млн тонн железной руды в год.

38.
Кроме монастыря мы можем потерять еще и гору, как это случилось с одной из стерлитамакских шихан. В 2015-м году ГОК собирается запустить добычу на новом месторождении у самого подножья горы.

39.
Один из главных постулатов буддизма в том, что все в этом мире изменчиво и непостоянно.

40.
Но вернемся в монастырь. Мы пришли туда на пару часов, в итоге остались на баню, ужин и ночевку. Откуда что берется на этой каменной вершине?

41.
Хоть на дворе и май месяц, расписание еще зимнее. Учеба, походы за стойматериалами, чай. Никто не стоит над учащимися с палкой, просто если ты пришел сюда, значит хочешь учится, а чтобы выжить надо заниматься хозяйством.

42.
Таким должен стать монастырь в конце стройки. В перевозке стройматериалов основную помощь оказывают собаки. Ребята говорят, что намучались с ними, пока не поняли, что надо делать, чтобы они тащили сани в нужную сторону. Ну и собаки вроде бы поняли, что от них хотят. Но все равно бывают случаи, когда вся связка срывается в сторону и улепетывает куда глаза глядят, увлекая с собой сани.

43.
Михаил говорит, что уровень учеников разный. Кто-то с высшим образованием, а кому-то надо подтягивать школьный курс. Книги в библиотеке на любой вкус, это точно.

44.
Согласно распорядку, из числа монахов назначаются дежурные по хозяйству, наряд на стройку, кто-то уходит в город по делам или за продуктами. В общем, как в армии.

45.
В подсобном хозяйстве куры, козы, корова, собаки. Всех надо накормить, за всеми убрать.

46.
Некоторых еще и подоить.

47.
Это огород. Говорят, что-то даже выращивают. Михаил за год закончил Пермский Сельскохозяйственный Институт и, наверное, знает какие-то тайны, как на камнях вырастить картошку. Я же говорю, очень интересный и разносторонний человек.

48.
Электричества нет, свет от керосинки, но есть светодиодное освещение, работающее от автомобильного аккумулятора. От него же работает ноутбук, а аккумулятор заряжается днем, когда для работ заводится бензогенератор.

49.
Вода местная, дождевая. Она набирается в естественный резервуар, и берется по мере надобности. Зимой это все промерзает до дна и приходится топить лед и снег.

50.
Как говорит лама, пьют не первый год, рога-копыта не отрасли, так что все нормально Трудно было в засушливые годы. Было лето, когда несколько месяцев не было дождей и сидели без воды.

51.
Вот как-то так и живет это уникальное место. Понятно, что не все законно, понятно, что внешне это больше напоминает трудовую общину, но очень бы хотелось, чтобы ГОК нашел возможность оставить монастырь и гору в покое.

52.
Пожелаем монахам удачи и крепости духа. Насколько я знаю, сейчас, спустя полгода года, ситуация у них без изменений.



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...